«СОЛЖЕНИЦЫН НЕ ТОЛЬКО ВЫЖИЛ, НО И ПОБЕДИЛ…»

Материалы о жизни и творчестве А. И. Солженицына в фондах КОНБ им. В.Г. Белинского.

32

Своеначальный, жадный ум, —
Как пламень, русский ум опасен
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он — и так угрюм.

Вячеслав Иванов (1890)

31

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 80Александр Исаевич Солженицын : материалы к биобиблиографии /; [сост.: Д.Б. Азиатцев и др.; отв. ред. Н.Г. Захаренко] ; Российская национальная библиотека. — Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2007. — 800 с. — ISBN 978-5-8192-0311-8
Указатель включает перечень всех произведений А. И. Солженицына с 1962 по 2000 гг., а также литературу о его жизни и творчестве.

Издание адресовано филологам, библиографам, книговедам, историкам, любителям русской литературы XX века.

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), default qualityБуслакова, Т. П. Литература русского зарубежья : курс лекций : [по специальности «Русский язык и литература»] / Т.П. Буслакова. — Москва : Высшая школа, 2003. — 364 с. — ISBN 5-06-004236-7

Учебное пособие состоит из 16 лекций, в которых освещается творчество крупнейших писателей русского зарубежья, составляющее основу вузовской программы. К каждой лекции прилагается список литературы, в конце книги имеется именной указатель. Одна из глав  посвящена творчеству А.С. Солженицына.

 

 

3Еремина, Т. Я. Книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в школьном изучении / Т.Я. Еремина. — Москва : Просвещение, 2012. — 95, [1] с. — (Библиотека учителя). — ISBN 978-5-09-025845-6

Сокращенное издание книги А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» включено в программу 11 класса. Автор знакомит педагогов-практиков с методическими рекомендациями по анализу этого сложного произведения.

 

 

LEAD Technologies Inc. V1.01Зайцев, В. А. История русской литературы второй половины ХХ века : [учебное. пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература»] / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко. — Москва : Высшая школа, 2004. — 454, [1] с. — ISBN 5-06-004235-9

В книге дан обстоятельный очерк развития отечественной литературы в 1950-1990 г.г., выявлены ее существенные черты и особенности, прослежены пути движения художественной прозы и поэзии, их основных жанров, охарактеризованы важнейшие стилевые тенденции, наиболее яркие художнические индивидуальности. Освещены творческие поиски крупнейших писателей разных поколений: А. Ахматовой, Ф. Абрамова, Б. Пастернака, B. Гроссмана, А. Твардовского, В. Шукшина, А. Солженицына, И. Бродского, В. Высоцкого и многих других. Для студентов-филологов университетов и педагогических институтов.

 

 

5 Золотусский, И. П. От Грибоедова до Солженицына: Россия и интеллигенция / Игорь Золотусский. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 346, [1] с. — ISBN 5-235-02937-2

Автор размышляет о роли в судьбе России интеллигенции «старой школы» и нынешней — «первого призыва». В собеседники к нам он приглашает лучших людей отечества, начиная с золотого века нашей культуры: А. Грибоедова, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова — и заканчивая нашими современниками по эпохе: М. Булгаковым, А.Твардовским, К. Воробьевым, В. Распутиным, А. Солженицыным.

 

 

6История русской литературы XX – начала XXI века : учебник для вузов : в 3 ч. [с электронным приложением] / составитель и научный редактор В.И. Коровин. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – (Учебник для вузов).

Ч. 2 : 1925–1992 годы / [Е. Андрющенко и др.]. – 2014. – 511 с.

Вторая часть учебника знакомит с развитием русской словесности после октябрьского переворота 1917 года (1925-1985). (О Солженицыне см. стр. 358-394)

 

 

 

7Лакшин, В. Я. Солженицын и колесо истории / Владимир Лакшин ; [сост., предисл. и коммент. С. Н. Кайдаш-Лакшиной]. — Москва : Вече : Азъ, 2008. — 461, [2] с. — ISBN 978-5-9533-3108-1

Эта книга – о личности и творчестве писателя, публициста, человека трагической судьбы, через которую прошли война, восемь лет лагерей, изгнание и возвращение на Родину. Блестящий критик и литературовед Владимир Лакшин был непосредственным свидетелем баталий, развернувшихся вокруг первой публикации повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», основной удар в которых принял на себя главный редактор «Нового мира» поэт Александр Твардовский.

 

 

 

8Лосев, Л. В. Солженицын и Бродский как соседи / Лев Лосев. — Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — 604, [3] с. — ISBN 978-5-89059-109-8

Последняя книга, подготовленная к печати поэтом, эссеистом, филологом Львом Лосевым , представляет собой «собранье пестрых глав» в разных жанрах, объединенных интересом к русской литературе в диапазоне от «Слова о полку Игореве» через Пушкина, Достоевского, Ахматову, Булгакова, Цветаеву, Маяковского до Солженицына, Бродского, Юза Алешковского и Михаила Еремина. Это аналитические статьи о поэзии, мемуарные заметки о русских писателях, литературные эссе.

 

 

 

9Мусский, С. А. Сто великих нобелевских лауреатов / С.А. Мусский. — Москва : Вече, 2008. — 478 с.  — (100 великих).  — ISBN 978-5-9533-2932-3

Изобретатель  А.  Нобель оставил человечеству необычное завещание о судьбе своего капитала. В 1900 году был создан Нобелевский фонд, а затем началось присуждение Нобелевских премий выдающимся естествоиспытателям, литераторам и борцам за мир. К сожалению, из-за влияния политической конъюнктуры и культурно-эстетических стереотипов, крайне мало в списках лауреатов выдающихся советских и российских людей. Однако,  Нобелевская премия остается самой престижной в мире. Одна из глав книги посвящена А.И. Солженицыну.

 

 

 

10Немзер, А. С. «Красное Колесо» Александра Солженицына : опыт прочтения / Андрей Немзер. — [2-е изд.]. — Москва : Время, 2011. — 364 с. — (Диалог). — ISBN 978-5-9691-0611-6

В книге историка литературы, профессора подробно анализируется и интерпретируется заветный труд А. Солженицына – эпопея «Красное Колесо». Пристальное внимание уделено композиции, сюжетостроению, системе символических лейтмотивов. Книга адресована всем читателям, которым хотелось бы войти в поэтический мир «Красного Колеса», почувствовать его многомерность и стройность, проследить движение мысли Солженицына – художника и историка.

 

 

 

11Немзер, А. С. При свете Жуковского : очерки истории русской литературы / Андрей Немзер. — Москва : Время, 2013. — 892, [1] с.  — ISBN 978-5-9691-0839-4

Книгу профессора  Высшей школы экономики А. Немзера составили очерки истории русской словесности конца XVIII-XX вв. Кого подразумевал Гоголь под путешественником, похвалившим миргородские бублики? Что думал о легендарном прошлом Лермонтов? Над кем смеялся и чему радовался А. К. Толстой? Почему сегодня так много ставят Островского? Какие смыслы таятся в названии романа Солженицына «В круге первом»? Это далеко не полный перечень вопросов, на которые пытается ответить автор.

 

 

 

12Панин, Д. М. Собрание сочинений : в 4 т. / Д.М. Панин ; [составление И. Паниной ]. — Москва : Радуга, 2001. —

Т. 4 : Мысли о разном ; Солженицын и действительность ; Статьи в западной прессе. — 2001. — 542, [1] с. — ISBN 5-05-005019-7

В четвертый том собрания сочинений русского философа XX века Д.М.Панина вошли его размышления и беседы, записанные на диктофон и объединенные общим названием «Мысли о разном», брошюра «Солженицын и действительность», а также ряд статей, публиковавшихся в зарубежной печати.

 

 

 

13Платек, Я. М. Три изгнанника, три избранника. Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Александр Солженицын : портр. в муз. интерьере / Яков Платек. — Москва : Композитор, 2003. — 155, [4] с. — ISBN 5-85285-224-4

Автор повествует о тех «американцах», кто составляет золотой фонд отечественной словесности, с кем можно подводить итоги XX столетия — Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Александр Солженицын. Взглянем на их неординарную судьбу с неординарной точки зрения — сквозь музыкальную призму. Для этого есть основания.

 

 

 

14Путь Солженицына в контексте Большого Времени : сборник памяти, 1918-2008 / [сост., подгот. текста, общ. ред. Л.И. Сараскиной]. — Москва : Русский путь, 2009. — 478, [1] с. — ISBN 978-5-85887-319-8

Сборник составили наиболее значимые материалы о событиях культуры и литературы, проходивших в Москве в связи с 90-летием А.И.Солженицына и в память о нем. Центральный раздел сборника посвящен Международной научной конференции «Путь А.И.Солженицына в контексте Большого Времени», прошедшей в Москве в декабре 2008 года. В докладах исследователей из России, США, Японии, Франции, Италии, Польши и др. рассматриваются новые аспекты биографии, гражданская позиция и историческая мысль А.И.Солженицына.

 

 

 

LEAD Technologies Inc. V1.01Рейтман, М. И. Знаменитые эмигранты из России : очерки о россиянах, добившихся успеха в США / М. И. Рейтман. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. — 316 с.  — (Исторические силуэты: ИС).

Очерки о россиянах, добившихся успеха в США, в том числе о И. Сикорском, В. Леонтьеве, С. Рахманинове, Ю. Бриннере, И. Стравинском, В. Набокове, Е. Блаватской, Н. Берберовой, А. Солженицыне.

 

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 80Роговер, Е. С. Русская литература XX века : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. С. Роговер. — 2-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : САГА ; Москва : ФОРУМ, 2008. — 493, [2] с. — ISBN 978-5-901609-33-0. — ISBN 978-5-91134-187-9

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом и примерной программой по литературе. Литературный процесс минувшего века раскрывается во всем его многообразии и развитии. Одна из глав пособия посвящена творчеству А.С. Солженицына.

 

 

17Русская литература 20 века: учебная книга для учащихся старших классов : [в 2 ч.] / автор-составитель Г.С. Меркин. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Москва : ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.

 Ч. 2. – 1995. — 382 c. 

Пособие призвано отразить современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы XX века.

Издание предназначено для студентов филологических факультетов российских университетов, а также для аспирантов и преподавателей, — всех, кто занимается русской литературой. (О Солженицыне см. стр. 112-162)

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 80Русская литература XIX-XX веков : учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова : в 2 т. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Филологический факультет ; [сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков]. — Москва : Аспект-пресс, 2000 —

Т. 2 : Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. — 2-е изд., доп. и перераб. — 2000. — 462 с. — ISBN 5-7567-0247-4

Двухтомное пособие представляет собой собрание монографических глав о писателях, чьи произведения включены в программу для поступающих в вузы. Это не сборник «золотых» школьных экзаменационных сочинений и не серия шпаргалок. Авторы двухтомника — видные ученые-литературоведы и преподаватели МГУ. Предлагаемое пособие призвано стимулировать самостоятельную творческую мысль абитуриента. (О Солженицыне см. стр. 246-290)

 

 

 

19Сараскина, Л. И. Александр Солженицын / Людмила Сараскина. — [2-е изд.]. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 934 с. — (Жизнь замечательных людей : биография продолжается ; вып. 15). — ISBN 978-5-235-03210-1

К 90-летию А.И.Солженицына приурочен выход его первой полной биографии, созданной известной писательницей и историком литературы Л.И. Сараскиной на основе уникальных архивных документов, бесед с самим Солженицыным и членами его семьи.

 

 

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 90Сарнов, Б. М. Феномен Солженицына / Бенедикт Сарнов. — Москва : ЭКСМО, 2012. — 845 с. — (Диалоги о культуре). — ISBN 978-5-699-56790-4

Эта книга — едва ли не единственная, автор которой поставил перед собой задачу дать серьезный и, по возможности, объективный анализ как художественной, так и мировоззренческой эволюции (лучше сказать – трансформации) писателя.

 

 

 

21Супруненко, П. П. Неизвестный Солженицын : исследование жизни писателя, путешествие между строк произведений, избранная переписка и свидетельства современников / П.П. Супруненко, Ю.П. Супруненко . — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2015. — 311 с. — (Биографии выдающихся личностей).  — ISBN 978-5-9710-1302-0

Эта книга начиналась с переписки одного из авторов с Александром Исаевичем Солженицыным, закончилась извлечением из архивов интереснейших фактов жизни и творчества великого писателя. Авторы издания также касаются различных споров и противоречивых свидетельств современников писателя.

 

 

 

22Сухих, И. Н. Русский литературный канон (XIX-XX вв.) / И.Н. Сухих ; Русская христианская гуманитарная академия. — Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2016. — 470 с.  — ISBN 978-5-88812-765-0

Книга профессора СПбГУ, литературоведа и критика И. Н. Сухих включает тридцать очерков о наиболее значимых произведениях отечественной прозы и драмы серебряного и советского веков. Написанная в свободной эссеистической манере, книга, несомненно, будет интересна специалистам-филологам, преподавателям школ и высших учебных заведений, школьникам и просто читателям, неравнодушным к родному слову.

Одна из глав пособия посвящена творчеству А.С. Солженицына.

 

 

 

23Урманов, А. В. Творчество Александра Солженицына : учебное пособие : [для студентов и преподавателей-филологов] / А.В. Урманов. — Москва : Флинта : Наука, 2003. — 380 с. — ISBN 5-89349-376-1

В пособии анализируются наиболее значительные произведения А.И. Солженицына, включенные в вузовские и школьные программы по литературе ХХ века. Автор предлагает целостную концепцию творчества прозаика, опирающуюся на систему его эстетических и мировоззренческих взглядов. Творчество Солженицына рассматривается в тесной связи с актуальными проблемами современного литературоведения.

Для специалистов-филологов, преподавателей вузов и средних школ, студентов гуманитарных факультетов.

 

 

 

24Шнейберг, Л. Я. От Горького до Солженицына : пособие по литературе для поступающих в вузы / Л.Я. Шнейберг, И.В. Кондаков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Высшая школа, 1997. — 558, [1] с. — ISBN 5-06-003332-5

В пособии, предназначенном для абитуриентов и старшеклассников, дан анализ произведений отечественной литературы XX века. Кроме того, раскрывается идейное содержание, особенности сюжета и композиции, система образов, своеобразие жанра и стиля этих произведений.

 

 

 

25Щедрина, Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века / Н.М. Щедрина. — Москва : Памятники исторической мысли, 2010. — 326 с. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 978-5-88451-284-9

В книге исследуется крупнейшее произведение рубежа тысячелетий – десятитомное «повествованье в отмеренных сроках» лауреата Нобелевской премии А. Солженицына «Красное Колесо» в контексте развития двух ветвей исторической прозы ХХ века: литературы русского зарубежья и литературы советского периода. Рассматривается романная традиция и возможности синтетических форм и циклизации повествования, а также тенденция эпизации в русской литературе второй половины ХХ века.

 

 

Публикации в периодических изданиях

 

А. И. Солженицын. Писатель и философ. — (Культурное наследие. Философский взгляд) (История в размышлениях) (К 95-летию со дня рождения А. И. Солженицына) // Философские науки. — 2014. — № 2. — С. 63.
Вступительная статья к ряду публикаций, представляющих собой размышления современных авторов о творчестве А. Солженицына в социально-политическом, историческом и религиозном контекстах.

 

Амельченко, О. А. Своеобразие внешних сочинительных союзов И, А, НО, ДА в произведении А. И. Солженицына «Двести лет вместе» / О. А. Амельченко. — (Лингвистические заметки) // Мир русского слова. — 2011. — N 3. — С. 34-37.
Рассматриваются особенности функционирования внешних сочинительных союзов в историческом очерке А. Солженицына «Двести лет вместе».

 

Артемьев, М. Солженицын и точная наука на службе вольнодумца / Максим Артемьев. — (Публикации и сообщения) // Новый мир. — 2018. — № 4. — С. 158-161.
В личности А. Солженицына поражает тот факт, что самый религиозный и консервативный из русских писателей-классиков XX века был одновременно и одним из самых технически образованных из них.

 

Архипова, Е. В. Лингвистический потенциал текстов А. И. Солженицына для изучения грамматики русского языка и развития речи / Е. В. Архипова, Л. В. Лагунова. — (Учительская) // Русская словесность. — 2014. — № 3. — С. 3-8.
Задания, которые можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

 

Барабанова, М. В. Идея страдания в творчестве Ф. М. Достоевского и А. И. Солженицына / Барабанова Мария Владимировна. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2012. — № 1. — С. 11-13.
Страдание как духовное очищение и возрождение человека в творчестве Достоевского и Солженицына.

 

Баршт, К. А. А. И. Солженицын на пути к «Красному колесу» : конференция в Доме русского зарубежья / К. А. Баршт. — (Хроника) // Русская литература. — 2012. — № 4. — С. 265-267.
С 7 по 9 декабря 2011 года в Доме русского зарубежья состоялась Международная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына : на пути к «Красному колесу».

 

Березин, В. Последний классик : эссе / Владимир Березин // Новый мир. — 2018. — № 5. — С. 122-135.
О писателе, драматурге, публицисте, поэте — А.И. Солженицыне.

 

Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Выдворение А. И. Солженицына и церковные иерархи : из переписки архиепископа Василия / публ., вступ. заметка и прим. К. И. Кривошеина и Н. И. Кривошеина. — (К 50-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича») // Звезда. — 2012. — № 12. — С. 175-183.
Письма архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия в защиту А. Солженицына, вынужденного эмигрировать после выхода в свет романа «Архипелаг ГУЛАГ».

 

Виноградов, И. Дневник редактора. Вып. 6. На сороковины Александра Солженицына / И. Виноградов // Континент. — 2008. — N 3 (137). — С. 506-525.
Воспоминания о встречах с А. Солженицыным.

 

Виноградов, И. Солженицынхудожник / И. Виноградов // Континент. — 2011. — № 4 (150), Спец. вып. 4. Избранное «Континента». 1992-2011. Том четвертый. Литература. Искусство. — С. 554-562.
О художественных особенностях прозы А. Солженицына и о его мировосприятии.

 

Волков, С. Уверенность буквы, стоящей в слове / Сергей Волков. — (Есть идея!) // Литература — Первое сентября. — 2014. — № 7/8. — С. 39-43.
Впечатления школьников от выставки рукописей, фотографий и документов А. Солженицына, проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2014 году.

 

Герасимов, А. Вспоминая прозрачные дожди / Александр Герасимов. — (Школа памяти) // Литературная учеба. — 2016. — № 1. — С. 130-134.
Автор статьи, бывший в то время руководителем телевидения областной телерадиокомпании, репортер, вспоминает о приезде в Благовещенск в июне 1994 года писателя А. И. Солженицына.

 

Гордиенко, Т. В. Товарищ Григорьева и другие в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» / Тамара Гордиенко. — (Готовимся к урокам) // Русский язык и литература для школьников. — 2012. — № 9. — С. 16-21.
Рассказ  А. Солженицына «Матренин двор» — классика русской литературы 20 века. Сюжет, герои и их прототипы, автобиографичность и художественные достоинства рассказа.

 

Глыбы и человечище . — (Культура: выставка) // Огонек. — 2013. — № 48. — С. 42.
О выставке, приуроченной к 95-летию Александра Солженицына.

 

Грин, С. «Книга Солженицына сыграла в моей жизни большую роль» : разговор с Салли Грин / беседовал Сергей Серебрянский. — (Книжный ряд) (Контакт) // Мир фантастики. — 2016. — № 153: Май. — С. 30-31.
Салли Грин — восходящая звезда подростковой фантастики. Ее трилогия «Половинный код» недавно вышла на русском. Беседа с Салли Грин о пределах жестокости в литературе, творчестве Солженицына и прогулках среди холмов.

 

Дмитренко, С. «Архипелаг ГУЛАГ»: вопросы изучения и чтения в школе» : круглый стол не закрыт / Сергей Дмитренко. — (События и встречи) // Литература — Первое сентября. — 2014. — № 5/6. — С. 5-6.
О ходе очно-заочного круглого стола «Архипелаг ГУЛАГ»: вопросы изучения и чтения в школе».

 

Егоров, Б. Мощный дух и героическая жизнь / Б. Егоров // Наше наследие. — 2011. — № 100. — С. 196-208.
О выставке «Александр Солженицын. Отвага писать», проходившей в Женеве (Швейцария) в октябре 2011 г.

 

Еременко, А. Неизвестный Солженицын / Александр Еременко, Юлия Сигорская, Юрий Супруненко ; фото А. И. Солженицына, Н. А. Решетовской. — (Слухом земля полнится) (Туризм) // Путешествие по России. — 2011. — N 11. — С. 47.
26 октября 2001 года в Историко-художественном музее города Гусь-Хрустальный впервые в России открылась передвижная фотовыставка «Неизвестный Солженицын». История Солженицына как фотохудожника.

 

Жуйкова, Е. В. О первом научно-практическом семинаре «Солженицын. Писатель. Историк. Публицист» / Е. В. Жуйкова. — (Хроника) // Русская словесность. — 2014. — № 3. — С. 78-80.
Выявление актуальных проблем в творчестве писателя и создание объемной картины художественного мира Александра Исаевича Солженицына.

 

Золотухина, Л. Дети читают Солженицына / Л. Золотухина, А. Чернышова. — (Из опыта работы) // Искусство в школе. — 2012. — № 1. — С. 20-21.
Из опыта работы по проведению интегрированных уроков по творчеству А. Солженицына. Такие уроки являются эффективным способом повышения уровня художественно-эстетического сознания.

 

Зубарева, В. И пайку насущную дай нам днесь… : к 55-летию выхода повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / Вера Зубарева. — (Литературоведение) // Новый мир. — 2017. — № 11. — С. 141-151.
О повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

Каплан, А. Б. Зубов А. Самосознание народа в творчестве Солженицына  : [реферат] / А. Б. Каплан. — (Теория и история словесных форм художественной культуры) // Культурология. — 2007. — N 2. — С. 76-78.
Этапы осмысления истории России на раннем и позднем этапе творчества А. И. Солженицына.

 

Кирдяева, О. И. Aleksandr Isayevich Solzhenitsyn / О. И. Кирдяева. — (На уроке) (Чтение) // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 5 ; Методическая мозаика. — 2018. — № 5. — С. 12-21.
Текст на английском языке, посвященный жизни и творчеству русского писателя А. И. Солженицына.

 

Княжицкий, А. И. Минуты … дни … годы … Мотив времени в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / Александр Княжицкий. — (Готовимся к урокам) // Русский язык и литература для школьников. — 2015. — № 7. — С. 3-15.
Вечные темы в рассказе  А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Роль мотивов в воздействии текста на читателя.

 

Княжицкий, А. И. Солженицын. Писатель. Историк. Публицист : к изданию электронного приложения к журналу «Русская словесность» / Александр Княжицкий. — (Страница главного редактора) // Русская словесность. — 2013. — № 5. — С. 3-6.
Рекомендации к изучению произведений А. И. Солженицына.

 

Комяти, Д. Мифологическая картина мира в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» : попытка исследования / Диана Комяти ; предисл. автора. — (Разнообразие слога) // Юность. — 2015. — № 1. — С. 72-81.
Об уникальности художественного таланта А. И. Солженицына, соединяющего изображаемые с документальной точностью процессы с глубоким символическим смыслом. Наиболее ярко эта черта творчества писателя отражена в повести «Один день Ивана Денисовича».

 

Кулешова, А. В. Alexandre Issaievitch Soljenitsyne / А. В. Кулешова. — (Выдающиеся люди) // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 5 ; Методическая мозаика. — 2018. — № 5. — С. 5-11. — (Методическая мозаика. — 2018. — № 5. — С. 5-11).
Статья на французском языке посвящена жизни и творчеству русского писателя А. И. Солженицына.

 

Курошина, Л. Н. Анализ миниатюры А. И. Солженицына «Вязовое бревно» : XI класс / Курошина Любовь Николаевна. — (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. — 2011. — № 11. — С. 24-25.
Аналитическая беседа по рассказу А. Солженицына.

 

Лебедев, С. Шаг вперед — пять шагов назад / С. Лебедев. — (Критика. Теория) (В пьесе и на сцене) (Московские премьеры) // Современная драматургия. — 2018. — № 2. — С. 170-172.
Рецензия на спектакль «Красное колесо» по А. Солженицыну в Театре Наций.

 

Левицкая, Г. Н. Александр Солженицын: жизнь и творчество : семинар-конференция / Г. Н. Левицкая, С. Н. Кононова. — (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. — 2008. — N 2. — С. 27-30.
Конспект урока, посвященного жизни и творчеству Солженицына А. И.

 

Левицкий, С. А. Этика Солженицына / Сергей Левицкий ; авт. предисл. Юрий Юшкин. — (Наследие) // Юность. — 2011. — N 1. — С. 101-107.
Философское осмысление этической составляющей произведений Александра Солженицына.

 

Левушкина, О. Н. Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» / Левушкина Ольга Николаевна ; фот. А. И. Солженицына. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2010. — № 8. — С. 13-17.
Роль праведности в мировоззрении русского человека по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор».

 

Левушкина, О. Н. Символика в рассказе А. И. Солженицына «Способ двигаться» / О. Н. Левушкина. — (Загадки текста) // Русский язык в школе. — 2009. — N 10. — С. 51-54.
Предлагается анализ рассказчика-миниатюры А. И. Солженицына «Способ двигаться», помогающий лучше понять глубину текста.

 

Лекманов, О. А. Русский лес в «Матренином дворе» / Олег Андершанович Лекманов. — (Я иду на урок) // Литература — Первое сентября. — 2013. — № 6. — С. 29-30.
Мотив «русского леса» в рассказе А. И. Солженицына важен для понимания его идейной структуры.

 

Ли Хси-мэй. Специфика характеров и особенности языка рассказов А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» («Не стоит село без праведника») / Ли Хси-мэй. — (Материалы и сообщения) // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. — 2007. — N 6. — С. 134-140.
Произведения Солженицына представляют художественную ценность для мировой литературы. В статье тайваньский филолог-русист анализирует художественную тонкость и точность языка и стиля писателя, выражающих его мировоззрение, мироощущение и его понимание характера героев, их личности.

 

Ликвинцева, Н. В. Богословские и антропологические основания надежды в «Красном колесе» / Н. В. Ликвинцева. — (Культурное наследие. Философский взгляд) (История в размышлениях) (К 95-летию со дня рождения А. И. Солженицына) // Философские науки. — 2014. — № 2. — С. 75-88.
Статья посвящена исследованию темы надежды в романе-эпопее А. Солженицына «Красное колесо», которая, несмотря на представленную в произведении историческую катастрофу России XX века и бескомпромиссность оценок происходящего в России, дает право говорить о проблеме обожения человека и теме рождения нового человека, живой личности.

 

Локтионова, М. «Не стоит село без праведника» : размышления о рассказе А. Солженицына «Матренин двор» / Мария Локтионова. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2010. — № 8. — С. 17-20.
Соответствие названия рассказа А. Солженицына «Матренин двор» его содержанию.

 

Лубков, А. В. Солженицын — Тарковский и «Андрей Рублев» / А. В. Лубков. — (Юбилей) // Преподаватель XXI век. — 2014. — № 4, ч. 1. — С. 12-19.
О дискуссии, развернувшейся между А. И. Солженицыным и А. А. Тарковским, вокруг фильма «Андрей Рублев». Фильм вызвал негативную оценку писателя в эмигрантской прессе и публичное несогласие с ней автора картины.

 

Людмила Константиновна, Осинцева Виктория Викторовна ; ил. И. Глазунова, Д. Белюкина. — (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. — 2011. — N 8. — С. 31-34.
Изучение рассказа А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход» на уроках литературы в IX классе в контексте истории.

 

Мавлевич, Н. Читать Солженицына в школе никогда не рано / Н. Мавлевич. — (Повод к размышлению) // Семья и школа. — 2011. — N 2. — С. 2-5.
Вышло сокращенное издание «Архипелага ГУЛАГ», предназначенное для школьников.

 

Макарова, О. С. Структурно-смысловое единство миниатюр цикла «Крохотки» А. И. Солженицына / О. С. Макарова. — (Взаимосвязь литературы и языка) // Мир русского слова. — 2011. — № 4. — С. 57-61.
Анализ тематического и организационного единства цикла «Крохотки» А. И. Солженицына.

 

Максименков, Л. Иван Денисович в Кремле / Леонид Максименков. — (Общество: история) // Огонек. — 2012. — № 45. — С. 36-37.
Пятьдесят лет назад в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: архивисты утверждают — ее с полным основанием можно считать документом пленума ЦК КПСС.

 

Место для дискуссий на улице Правды. — (Отклик Родины) // Родина. — 2017. — № 3. — С. 14-15.
Обсуждение статьи Александра Солженицына «Размышления над Февральской революцией».

 

Микурова, П. Александр Солженицын / П. Микурова. — (Человек из энциклопедии) // Крылья. — 2008. — N 6. — С. 10-12.
Творчество писателя Александра Исаевича Солженицына.

 

Мирошниченко, С. В. Сергей Мирошниченко: «Солженицын отлично разбирался в кино» / интервью брал Виктор Борзенко ; сост. Максим Раевский. — (Интервью) // Отечество. — 2011. — N 8. — С. 3-5.
Интервью с кинодокументалистом С. Мирошниченко об истории его знакомства с А. И. Солженицыным, о творческом наследии писателя, об актуальности его произведений для нас.

 

Митрохин, Н. Воспоминания работников аппарата ЦК КПСС об Александре Солженицыне: фрагменты интервью / Николай Митрохин. — (Микроуровень идеологического конфликта) // Новое литературное обозрение. — 2012. — № 3. — С. 106-123.
История высылки Солженицына из России и личные воспоминания о нем работников аппарата ЦК КПСС.

 

Михайлик, Е. Один? День? Ивана Денисовича? или Реформа языка / Елена Михайлик. — (Нонконформизм revisited) // Новое литературное обозрение. — 2014. — № 2. — С. 289-305.
О художественных особенностях повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

Москвин, В. А.«А. И. и Н. Д. Солженицыны сыграли огромную роль в создании Дома русского зарубежья» / В. А. Москвин ; беседовала Т. И. Бондарева // Отечественные архивы. — 2017. — № 3. — С. 73-76 : фот.
О многогранной деятельности Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына рассказывает его директор Виктор Александрович Москвин в беседе с главным редактором журнала Т. И. Бондаревой.

 

Некрасова, М. «Нам повезло: мы жили в эпоху Солженицына» / М. Некрасова. — (Память) // Воин России. — 2008. — N 9. — С. 78-79.
Об Александре Исаевиче Солженицыне.

 

Непрочитанный Солженицын . — (Память) // Читаем вместе. — 2008. — N 8/9. — С. 2.
Творческая биография писателя Александра Исаевича Солженицына.

 

Нива, Ж. Ушел борец / Ж. Нива ; пер. с фр. Ольги Косовой. — (Памяти Александра Солженицына (1918-2008)) // Континент. — 2008. — N 3 (137). — С. 9-16.
Значение Александра Исаевича Солженицына как писателя и мыслителя.

 

Нива, Ж. Феномен Солженицына / Ж. Нива. — (Эссеистика и критика) // Звезда. — 2013. — № 9. — С. 200-220.
Французский историк литературы Жорж Нива об исторической концепции творчества А. Солженицына.

 

Ниверчук, О. С. Поиск живой души : урок по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор» / О. С. Ниверчук. — (Конспект) // Образование в современной школе. — 2012. — № 10. — С. 31-33.
Разработка урока по литературе в 11 классе на основе программы В. Я. Коровиной «Поиск живой души». Раскрытие идейного и художественного своеобразия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

 

Нижников, С. А. Социально-политические взгляды А. И. Солженицына / С. А. Нижников. — (Культурное наследие. Философский взгляд) (История в размышлениях) (К 95-летию со дня рождения А. И. Солженицына) // Философские науки. — 2014. — № 2. — С. 64-74.

 

Никитина, Л К. Прошлое, настоящее и будущее в рассказе А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход». Опыт интегрированных уроков литературы и истории : IX класс / Никитина Людмила Константиновна, Осинцева Виктория Викторовна ; ил. И. Глазунова, Д. Белюкина. — (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. — 2011. — N 8. — С. 31-34.
Изучение рассказа А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход» на уроках литературы в IX классе в контексте истории.

 

О выставке «Александр Солженицын. Из-под глыб: рукописи, документы, фотографии» / подготовлено Н. М. Поникаровой. — (Информация и библиография) // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. — № 4. — С. 73-76.
Обзорная информация о выставке, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в декабре 2013 — феврале 2014 г.

 

Павлов, Ю. Александр Солженицын о творчестве Василия Белова / Юрий Павлов. — (Критика) // Наш современник. — 2015. — № 4. — С. 232-242.
Литературный анализ статьи А. И. Солженицына «Василий Белов».

 

Панюшкин, В. Александр Солженицын умер в ночь с 3 на 4 августа и был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря в среду 6 августа во втором часу пополудни / Валерий Панюшкин. — (Прощание) // Новое время. — 2008. — N 32 (78). — С. 44-47.
Репортаж с похорон А. Солженицына.

 

Парк культуры имени Солженицына. — (Почитаем?) // Читаем вместе. — 2015. — № 4. — С. 13. — Рецензия на кн.: Солженицын А. Август четырнадцатого / А. Солженицын. — Москва: Время, 2014. — 960 с.

 

Пергаменщик, Л. А. «Психологическая лаборатория» А. И. Солженицына / Л. А. Пергаменщик. — (Психология искусства) // Культурно-историческая психология. — 2013. — № 1. — С. 45-50.
В статье представлен опыт анализа процесса переживания и преодоления кризисных событий жизненного пути. Процесс преодоления изучен посредством вхождения в психологическую экспериментальную лабораторию А. И Солженицына, записанного автором в повести «Один день Ивана Денисовича».

 

Поломошнова, Т. А. Интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор» : (IX класс) / Т. А. Поломошнова. — (Методика и опыт) (Из опыта) (Такие разные уроки…) // Русский язык в школе. — 2011. — N 1. — С. 31-34, 45.
Конспект урока литературы для 9 класса.

 

Привалов, А. Солженицын / Александр Привалов. — (Общество. In memoriam) // Эксперт. — 2008. — N 31. — С. 67-70.
Некролог об А. И. Солженицыне.

 

Прохорова, Т. Г. А. Солженицын «Матренин двор» : XI класс / Т. Г. Прохорова. — (Литература) // Русская словесность. — 2011. — N 2. — С. 38-42.
Анализ рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» на уроке литературы.

 

Прохорова, Т. Г. Диалог с Л. Н. Толстым в повести А. И. Солженицына «Раковый корпус» / Прохорова Татьяна Геннадьевна. — (Наши духовные ценности) (Наука — школе) // Литература в школе. — 2016. — № 9. — С. 27-29.
Связь прозы А. И. Солженицына с творчеством Л. Н. Толстого; анализ повести «Раковый корпус».

 

Романов, Д. А. Стилистические традиции Л. Н. Толстого в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: языковая обрисовка героя / Д. А. Романов. — (Анализ художественного текста) // Русский язык в школе. — 2010. — N 10. — С. 52-55.
Преемственная связь между идиостилями Льва Толстого и Александра Солженицына хорошо прослеживается в обрисовке образов главных героев рассказа.

 

Российская Федерация. Министерство образования и науки; Департамент государственной политики и образования. О Методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях / Российская

Федерация. Министерство образования и науки. О стипендиях имени А. И. Солженицына : письмо Департамента государственной политики в сфере высшего образования от 1 апр. 2016 г., № 05-801 / Российская Федерация, Министерство образования и науки. — (Нормативные документы) // Вестник образования. — 2016. — № 8. — С. 17-18.

 

Садченко, В. Т. О «математичности» стиля А. И. Солженицына / В. Т. Садченко. — (Язык художественной литературы) // Русская речь. — 2007. — N 5. — С. . 24-27.
Структурированные тексты помогают Александру Исаевичу Солженицыну подчеркнуть научно-историческую достоверность своих произведений.

 

Семенов, Б. К. Для пользы дела / Б. К. Семенов. — (Кругозор) // Специалист. — 2014. — № 11. — С. 39-40.
О рассказе А. И. Солженицына «Для пользы дела».

 

Семенова, Е П. Библиография А. И. Солженицына: история, проблемы, решения = Bibliography of A. I. Solzhenitsyn: the History, Problems and Solutions / Е. П. Семенова. — (Лики — Лица — Судьбы) // Библиотековедение. — 2018. — Т. 67, № 1. — С. 69-74.
Статья посвящена описанию этапов работы над библиографическим указателем «Александр Исаевич Солженицын. Материалы к биографии», характеристике особенностей систематизации материалов, вышедших из-под пера писателя, анализу картотеки Русского общественного фонда А. Солженицына, которая стала основой библиографического указателя.

 

Совет православной патриотической общественности. Кому нужна кампания по травле Солженицына? / Совет православной патриотической общественности. — (Год Солженицына) // Русский Дом. — 2018. — № 3. — С. 18-19.
2018 — год столетнего юбилея русского классика. В последнее время развязана беспрецедентная кампания травли, клеветы и поношений Александра Исаевича Солженицына в среде радикальных защитников коммунистического прошлого, претендующих ныне на роль «мейнстрима» в общественном сознании России.

 

Солженицын, А. Переписка Александра Солженицына с Корнеем Чуковским (1963 — 1969) / А. Солженицын, К. Чуковский ; Е. Ц. Чуковская ; подготовка текста и предисловие Е. Ц. Чуковской. — (Из наследия) // Новый мир. — 2011. — N 10. — С. 134-153.
В статье рассказывается о переписке Александра Солженицына и Корнея Чуковского, приводятся письма.

 

Солженицына, Н. Д. Наталия Солженицына: весь текст пронизан болью : вдова писателя рассказала «Родине» о том, как создавалась знаменитая статья «Размышления над Февральской революцией» / беседовал Владимир Нордвик. — (Векторы февраля) (Боль) // Родина. — 2017. — № 2. — С. 5-14.
О работе Александра Солженицына над статьей «Размышления над Февральской революцией».

 

Спиваковский, П. Четыре книги : новые исследования творчества А. Солженицына / П. Спиваковский. — (Обзоры и рецензии) // Вопросы литературы. — 2013. — № 5. — С. 460-472.
Обзор новых книг, написанных, в основном, российскими солженицыноведами, и посвященных творчеству этого писателя.

 

Стефанова, С. Ю. Жизнь через призму детали : (творчество А. Солженицына и В. Шаламова) / С. Ю. Стефанова. — (Теория, практика, методика) (Литература) // Открытая школа. — 2014. — № 1. — С. 40-49.
Сопоставительный анализ произведений А. И. Солженицына с лагерной прозой Шаламова.

 

Супруненко, Ю. П. Любовь к путешествиям / Ю. П. Супруненко. — (Экология культуры) // Природа и человек. XXI век. — 2012. — № 9. — С. 26-29.
О путешествиях А. И. Солженицына и отражении их в его творчестве.

 

Супруненко, Ю. Маршрутами Солженицына / Юрий Супруненко. — (Дорогами мастеров) (Ростовская область) // Путешествие по России. — 2011. — N 5/6. — С. 2-6. — Начало. — Продолж. следует.
Школьные и студенческие путешествия  Александра Исаевича Солженицына.

 

Супруненко, Ю. Маршрутами Солженицына / Юрий Супруненко. — (Дорогами мастеров) (Солженицын) // Путешествие по России. — 2011. — N 9/10. — С. 38-41. — Продолж. Начало в N 5/6.
Биография Александра Исаевича Солженицына с 1953 года. Болезнь и исцеление. Посещение целебных вод, восхождение на горы, велопоездки и другие его путешествия.

 

Супруненко, Ю. Солженицын на Тамбовщине / Юрий Супруненко. — (Неизвестный Солженицын) (Тамбовская область) // Путешествие по России. — 2012. — № 3. — С. 16-17.
Дружба и поездка  Солженицына А. и Можаева Б.  в Тамбовскую область для сбора информации по тамбовскому восстанию. Эта поездка оказалась важным перекрестком в дружбе и творчестве двух писателей. В творчестве одного и другого по-своему запечатлелись трагические события тамбовского восстания.

 

Супруненко, Ю. Фотохудожник Солженицын / Юрий Супруненко // Живописная Россия. — 2012. — № 2 (75). — С. 2-5.
В 1954 г. после успешного лечения от рака Солженицын выписывается из клиники и покупает фотоаппарат «Зоркий». Он бродит по Ташкенту, подмечает любопытные городские моменты, фотографирует. И здесь уже чувствуется творческий взгляд писателя и художника. Так начинается еще одна история Солженицына — история фотохудожника.

 

Темпест, Р. Международная конференция «Александр Солженицын как писатель, мифотворец и общественный деятель» : (Иллинойский университет, 14-16 июня 2007 г. ) / Ричард Темпест ; пер. Евгении Канищевой. — (Хроника научной жизни) // Новое литературное обозрение. — 2007. — N 6. — С. 454-459.
Международная конференция, имевшая в составе несколько секций, осветила значение творчества А. И. Солженицына для русских и зарубежных читателей. В докладах говорилось о философии автора, о политических взглядах, литературных традициях, которых придерживается писатель. Рассматривались отдельные произведения исторического характера.

 

Тищенко, В. А. «Даже в скульптуре Солженицын оказался нерушимым, стойким и несломленным» : из беседы со скульптором / Виктория Александровна Тищенко ; беседовала Елена Владимировна Семенова. — (Галерея) // Русский Дом. — 2018. — № 1. — С. 28-29.

Беседа с Викторией Тищенко, создавшей скульптурный портрет Александра Солженицына — великого писателя, политического и общественного деятеля, фигуру, вырастающую из каменной глыбы, что символизирует стойкость и непоколебимость его личности.

 

Федерация, Министерство образования и науки; Департамент государственной политики и образования. — (Документ) // Образование в современной школе. — 2008. — N 10. — С. 3-10.
Предлагаются для использования в работе Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях.

 

Фресина, М. Я. Воспоминания о Солженицыне / М. Фресина // Наше наследие. — 2012. — № 104. — С. 110-119.
Воспоминания о своих встречах с А. Солженицыным библиографа Государственной библиотеки им. Ленина.

 

Фурсенко, А. М. Человек и время в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» : материалы к уроку. XI класс / Фурсенко Анна Михайловна. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2012. — № 1. — С. 14-15.
Образ главного героя в рассказе «Один день Ивана Денисовича».

 

Чайковская, И. Александр Солженицын с близкого и дальнего расстояния : (размышления над книгой Бенедикта Сарнова) / Ирина Чайковская. — (Правда художественная и историческая) (Петербургский книговик) // Нева. — 2016. — № 1. — С. 212-218.
Ирина Чайковская анализирует книгу Б. Сарнова «Феномен Солженицына».

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — N 5. — С. 9-14.
Биография А. Солженицына и его родных — отца, матери, дедов, а также образы родных в творчестве писателя.

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. Глава II. Александр Солженицын в 30-е годы / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — N 6. — С. 16-20. — Продолж. Начало в N 5.
Отражение биографий родных А. Солженицына в его романах.

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. Глава III. Война — путь самопознания. Арест и конец двоемыслия / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — N 7. — С. 7-11. — Продолж. Начало в NN 5-6.
Великая Отечественная война в жизни и творчестве А. Солженицына.

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. Глава IV. Энергия восхождения писателя / Чалмаев Виктор Андреевич ; рис. Олега Беседина. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — N 8. — С. 15-19 : рис.  — Продолж. Начало в NN 5-7.
Жизнь и творчество А. Солженицына после освобождения из заключения; анализ повести «Один день Ивана Денисовича»; сопоставление «лагерного» творчества Солженицына и Шаламова.

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — N 10. — С. 10-14. — Продолж. Начало в N 8.
Лагерная тема в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и в рассказах В. Шаламова.

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве. Глава VI. Окаменелая наша слеза («Архипелаг ГУЛАГ» — чаша страданий, трагическая страница истории) / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2012. — № 1. — С. 5-11. — Окончание. Начало: N 5-8, 10-11, 2011.
Поэтика романа «Архипелаг ГУЛАГ».

 

Чалмаев, В. А. Александр Солженицын в жизни и творчестве : Глава V. Исповеди на рубеже жизни и смерти («Раковый Корпус») / Чалмаев Виктор Андреевич. — (Наши духовные ценности) // Литература в школе. — 2011. — № 11. — С. 11-17. — Продолж. Начало: №№ 5-8, 10.
Нравственность в произведениях Александра Солженицына.

 

Черкезова, М. В. А. И. Солженицын в школьном изучении / М. В. Черкезова. — (Поиск. Опыт. Мастерство) (Уроки) // Литература в школе. — 2014. — № 9. — С. 32-36.
Краткая биография А. И. Солженицына; изучение произведений А. И. Солженицына в 7 классе.

 

Широкова, Л. Н. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына «Молодняк» / Л. Н. Широкова. — (Поиск. Опыт. Мастерство) // Литература в школе. — 2008. — N 2. — С. 30-32.
Предлагается урок литературы по рассказу А. И. Солженицына «Молодняк».

 

Щедрина, Н. М. Концепт «фатум» в эпопее А. И. Солженицына «Красное колесо» / Н. М. Щедрина. — (Язык художественной литературы) // Русская речь. — 2017. — № 4. — С. 30-35.
В романе А. Солженицына «Красное колесо» рассматривается роль концепта «фатум» на примере характеров и поступков исторических лиц.

 

Щедров, О. И. Alexander Solschenizyn / О. И. Щедров. — (Выдающиеся люди) // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 5 ; Методическая мозаика. — 2018. — № 5. — С. 2-4. — (Методическая мозаика. — 2018. — № 5. — С. 2-4).
Статья на немецком языке посвящена жизни и творчеству русского писателя, драматурга Солженицына А. И.

 

Щедрина, Н. М. Ритм как художественный прием в романе А. И. Солженицына «Красное колесо» / Н. М. Щедрина. — (Язык художественной литературы) // Русская речь. — 2016. — № 6. — С. 39-45.
Об отношении А. Солженицына к ритму как художественному приему, которое было заложено в подзаголовке романа «Красное колесо» – «повествованье в отмеренных сроках».

 

Эпштейн, М. В чей самолет я бы сел? / Михаил Эпштейн. — (Публикации и сообщения) // Новый мир. — 2018. — № 4. — С. 162.
О творчестве Александра Солженицына.

 

Назад

Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского