Клюкина Ольга Петровна

klukina

КЛЮКИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА родилась в поселке Приволжский Саратовской области. После окончания филологического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского работала в газетах «Саратов», «Саратовские вести», «Саратовская панорама», «Новый стиль», «Взгляд» и других городских изданиях, освещая проблемы современной культуры.

Автор романа «Эсфирь» (М, «Терра-книжный клуб», 2002 г. и М, «Триада», 2006 г.), повестей для детей «Огненный меч Гедеона», «Верный страж Мардохей», «Братская победа» (М, «Триада», 2007 г., серия «Библейские битвы»), «Никита-мизинчик и чудесный клад» (М. «Лепта», 2007 г.), «Преподобный Андрей Рублёв» (издательство Московской Патриархии РПЦ), серии «Святые в истории» из шести книг (2014-2015 годы) ( издательство «Никея»), исторической повести «Друг Константина Великого» (Калуга, 2017) г.), «Повесть о Георгии Осоргине» (Калуга, 2020 г.), и других произведений для взрослых и детей.

С 2010 года по 2013 годы работала на телеканале «Радость моя» (Москва) в качестве сценариста, главного редактора детского познавательного журнала «Шишкин лес» и альманаха «Доброе слово».      

Ольга Петровна Клюкина является лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области печатных средств массовой информации за 2012 год, призёром Третьего Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого за повесть «Пророк Иона: одинокий воин».

Член Союза российских писателей с 2005 года.

В 2016 году в Калужском ТЮЗе поставлена пьеса Ольги Клюкиной «Беликов. Реабилитация».  

В 2018 году Ольга Петровна Клюкина была удостоена премии VI Международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник» ( номинация «Философское эссе, вторая премия).

В 2019 году Ольга Петровна Клюкина стала лауреатом областной литературной премии «Отчий дом» имени братьев Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских в номинации «За государственную или общественную деятельность на поприще поддержки и утверждения идей самобытности русского пути» — за книгу « Хорошо нам здесь быть. Калужская Свято-Тихонова пустынь от XV века до наших дней» («Монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь», 2019 год).

Книга Ольги Петровны Клюкиной «Князь Владимир Красное Солнышко и Василько Зёрнышко» в 2020 году награждена золотым дипломом XI Международного фестиваля Славянского литературного форума «Золотой витязь» и отмечена на фестивале специальным призом Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время живет  в Калуге.

 

Из книги «ПОВЕСТЬ О ГЕОРГИИ ОСОРГИНЕ»

( Документальная повесть издана к 90-летию гибели Георгия Михайловича Осоргина в Соловецком лагере особого назначения)

6 мая 1928 года Георгий Осоргин прибыл на Соловецкий остров — эту обитель духа, как пишет Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ», «превращенную большевиками в средоточие зла и жестокости, ненависти и предательства, бессилия и страха».

Первые две недели заключённым полагалось проходить так называемый карантин в роте для новичков с одинаковым для всех режимом: подъём в шесть утра и весь день какие-нибудь изнурительные работы с коротким перерывом на обед. Затем новоприбывших по очереди вызывали на медицинское освидетельствование и в зависимости от пригодности к тяжёлому физическому труду распределяли по отделениям.

В июле 1928 года Георгий Осоргин прошёл повторное медицинское освидетельствование, выявившее целый букет хронических заболеваний, после чего ему присвоили 3-ю категория трудоспособности, освобождавшую от общих работ.
Георгия Осоргина определили отбывать наказание при лагерном лазарете I-го Отделения.

Осенью того же года в СЛОН попал осуждённый на пять лет за так называемую контрреволюционную деятельность Дмитрий Сергеевич Лихачёв, в то время — двадцатитрёхлетний студент Петроградского государственного университета.

Поначалу молодого студента определили в лагере на изнурительные общие работы, но он заболел сыпным тифом — и судьба свела его с Георгием Осоргиным.

«В глазах у меня темнело, начался бред. Вызвали лекпома. Температура оказалась 40°. Необходимо было лечь в лагерную больницу, — пишет Лихачёв в своих «Воспоминаниях». — Уже поздно вечером мои разыскали делопроизводителя медчасти Г. М. Осоргина. Он дал направление в больницу, но как меня туда доставить?»
Георгий Осоргин и в тифозном бараке не оставлял незнакомого питерского студента своими заботами. «В тифозном бараке у меня был и кризис. Г. М. Осоргин прислал мне в бутылке немного красного вина, но я по своим «антиалкогольным убеждениям» пить не стал и отдал вино кому-то другому», — вспоминает Дмитрий Сергеевич Лихачёв.  

Лихачёв оставил яркий словесный портрет Георгия Осоргина. «Зрительная память хорошо сохранила мне внешность и манеру держаться Георгия Михайловича Осоргин. Среднего роста блондин с бородкой и усами, всегда по-военному державшийся: прекрасная выправка, круглая шапка чуть-чуть набекрень («три пальца от правого уха, два от левого»), всегда бодрый, улыбчивый, остроумный, — таким он запомнился мне на всю жизнь».

В лагере среди заключённых существовал термин «вытащить с общих работ», что для многих было равносильно спасению жизни.

«Он работал делопроизводителем санчасти, и я его часто встречал снующим между санчастью и зданием Управления СЛОН на пристани, на дорожке между кремлевской стеной и рвом, — пишет Лихачёв о Георгии. — Он многое делал, чтобы спасти от общих работ слабосильных интеллигентов: на медицинских комиссиях договаривался с врачами о снижении группы работоспособности, клал многих в лазарет или устраивал лекпомами (лекарскими помощниками, фельдшерами)…С ним была связана и распространенная потом в лагере шутка: на вопрос «как вы поживаете?», он отвечал: «А лагерь ком а лагерь», переиначив известное французское выражение «a la guerre comme a la guerre» («на войне как на войне»)».

В лагере Георгия Осоргина все видели неунывающим, бодрым, подтянутым, и уж точно – не сломленным.

Поздней осенью 1928 года с очередным этапом в Соловецкий лагерь попал Олег Волков — бывший «односиделец» Георгия Осоргина по Бутырской тюрьме.

«Работал он с редким в лагере рвением: служба давала ему возможность делать пропасть добра, — рассказывает Волков в книге «Погружение во тьму». — В стареньком кителе и фуражке, надетой на манер, выдававший за версту кадрового кавалериста, Георгий весь день сновал между лазаретом, ротами, управлением, добиваясь облегчений, переводов, пропусков, льгот».

Георгий Осоргин как сотрудник санчасти имел пропуск, разрешающий ему проход во все отделения лагеря, в том числе и расположенные за пределами Кремля. Поэтому он имел возможность посещать архиепископа Илариона Троицкого, отбывавшего срок на Соловках, который работал в лагере сторожем лесничества.

«…Иногда Георгий уводил меня к епископу Иллариону, поселенному в Филипповской пустыни, верстах в трех от монастыря. Числился он там сторожем…» — вспоминает Олег Волков. — Через Георгия Иларион поддерживал связь с волей, и тот приходил к нему с известиями и за поручениями».

Наступила зима — самое тяжёлое время на Соловках, когда ночь наступала уже в половине четвёртого.

В начале 1929 года в Соловецкий лагерь прислали большую партию так называемых «басмчей», то есть мирных жителей из Средней Азии, не принимавших советской власти. В лагере с новой силой вспыхнула эпидемия тифа, получившего название «азиатского». От страшной эпидемии заключённые умирали сотнями.

В январе стало известно, что заболел тифом и находившийся в штрафном 6-ем отделении на острове Анзер (в Троицком скиту) митрополит Пётр Зверев. Положение владыки было безнадёжно, он готовился к смерти.

Воспользовавшись пропуском сотрудника медсанчасти, Георгий Осоргин нашёл возможность тайно от лагерного руководства отвезти на Анзер Святые Дары, чтобы владыка Пётр смог перед смертью причаститься. Доставил Георгий на остров и монашескую мантию, необходимую для подобающего погребения архипастыря.

В конце мая Георгий Осоргин был арестован «за превышение полномочий».

Солженицын в книге «Архипелаг Гулаг» поясняет, в чём заключалось это «превышение»: « Кроме духовенства никому не разрешалось ходить в монастырскую последнюю церковь — Осоргин, пользуясь тем, что работал в санчасти, тайком пошёл на пасхальную заутреню. С пятнистым тифом отвезенному на Анзер епископу Петру Воронежскому отвёз мантию и Св. Дары. По доносу посажен в карцер и приговорён к расстрелу».

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

Исторический роман «Эсфирь».  М, Издательство «Терра – книжный клуб », серия «Избранницы судьбы», 2002 г.  Переиздания:  «Триада». Москва. 2006 г.  , «Мир книги». 2010 г.

 «Огненный меч Гедеона» — повесть для детей в серии «Библейские битвы». М., издательство «Триада», 2007

«Верный страж Мардохей» — повесть для детей в серии «Библейские битвы», М., «Триада», 2007

«Братская победа», или битва, которой не было —  повесть для детей в серии «Библейские битвы», М., «Триада», 2007

«Пророк Иона: одинокий воин» — повесть для детей в серии «Библейские битвы».

«Никита-мизинчик и чудесный клад» (Приключения времен Древней Руси) – историческая повесть для детей. М, издательство «Лепта», 2007

«Однажды…» — сборник христианских притч. Автор-составитель – Ольга Клюкина. М., «Триада», 2007

«Огоньки в пустыне» — жития египетских отцов-пустынников в переложении для детей. М., издательство «Отчий дом», 2008

«Святой Герасим и лев». Книжка-раскраска. Житие святого и интересная игра. «Никея». 2010

«Святой Серафим и медведь». Книжка-раскраска. Житие святого и интересная игра. «Никея». 2010

 «Жил человек». Сборник христианских притч. Серия «101 притча». Автор-составитель – Ольга Клюкина. «Никея». Москва. 2009 г.

«Отцы-пустынники». Сборник христианских притч. Серия «101 притча». Автор-составитель – Ольга Клюкина. «Никея». Москва. 2009 г.

«Просто верить». Сборник христианских притч. Серия «101 притча». Автор-составитель – Ольга Клюкина. «Никея». Москва. 2012 г.

 «Закон любви». Краткий современный катехизес для тех, кто хочет быть с Богом. Москва. «Никея». 2013

«Святые в истории». Жития святых в новом формате. I-III века. Москва. «Никея». 2014

 «Святые в истории». Жития святых в новом формате. IV-VII века. Москва. «Никея». 2014

«Святые в истории». Жития святых в новом формате. VIII-XI века. Москва. «Никея». 2014

«Святые в истории». Жития святых в новом формате. XII-XV века. Москва. «Никея». 2015

«Святые в истории». Жития святых в новом формате. XVI-XIX века. Москва. «Никея». 2015

«Святые в истории». Жития святых в новом формате. XX век. Москва. «Никея». 2016

 «Преподобный Андрей Рублев». Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва. 2015

«Мудрый ослик». Притчи для детей. Автор-составитель Ольга Клюкина. Москва, Издательский дом «Никея». 2017 

Калужский литературный альманах «Синие мосты» №2. Пьеса «Беликов. Реабилитация» (по мотивам рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»).

 «Друг Константина Великого». Калуга. 2017

«Хорошо нам здесь быть. Калужская Свято-Тихонова пустынь от XV века до наших дней». Монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь. 2019 год.

«Повесть о Георгии Осоргине». Калуга. 2020

«Князь Владимир Красное Солнышко и Василько Зёрнышко». Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М. 2020

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 

http://olgaklyukina.ru — официальный сайт писателя

http://www.pravmir.ru/zhitiya-svyatyih-v-novom-formate/

http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=klyukina_o_p

http://dev.radiovera.ru/olga-klyukina-esfir.html

https://znamkaluga.ru/index.php/stati/14227-chelovek-v-futlyare-reabilitatsiya

http://www.intelros.ru/readroom/foma/foma-10-102-2011/11704-olga-klyukina-zernyshko.html

http://www.vest-news.ru/article/88679

 
На страницу Калужского отделения Союза Российских писателей