Новые поступления в отдел краеведения

1Днепровский-Орбелиани А.С. Лаврентьев монастырь, воссиявший в веках. — Калуга: Изда­тельство «Фридгельм», 2015. — 88 с.: илл.
Книга «Лаврентьев монастырь, воссиявший в веках» посвя­щена юбилею — 500-летию самого древнего калужского монастыря. Вначале он был крепостью и входил неотъемлемой частью в оборонительную форти­фикационную систему града Калуги на Берегу, в «пояс Пресвятой Богороди­цы» — так называлась государственная граница между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским. Народ до сих пор называет берег Оки, Угры — «поясом Пресвятой Богородицы», спасшей Родину.
Автор рассказывает о значимости Калуги в российской истории, о непрос­той судьбе великолепного архитектурного памятника, великой духовной цен­ности Руси и России, и о трагической странице его существования в XX веке.

 

2Лаврентьев монастырь. История и современность: материалы I и II Свято-Лаврентьевских краеведческих чтений. – Калуга, 2013 — 2014 . – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2015. – 240 с., илл.
Сборник включает материалы I и II Свято-Лаврентьевских чтений, проходивших в 2013 -2014 годах, посвященных вопросам истории Калужского Свято-Лаврентьева монастыря.
Калужскому Свято-Лаврентьевау мона­стырю — древнейшей духовной обители исполнилось 500 лет. Много знаменательных событий свершилось в его стенах за пять веков. Получив свое начало от деревянного Рождествен­ского храма, монастырь постепенно разрастался. В нижнем каменном этаже церкви во имя св. архидиакона Лаврентия хранились мощи св. пр. Лаврентия Калужского, верхняя церковь была названа в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. Надвратная Успенская церковь укра­шала обитель с XVIII века.
В 1775 году монастырь стал центром духовного образования. Здесь разместилась Калужская духовная семинария, открытая стараниями митрополита Платона (Левшина). С 1799 года в обители располагалась летняя резиденция архиерея. При Архиерейском доме в 1825 году стала действовать домовая цер­ковь во имя св. преподобного Сергия Радонежского. Некрополь монастыря хранит останки воинов, защищавших рус­скую землю в 1812 году, офицеров русской армии и флота, почетных калужан всех сословий, внесших свой неоценимый вклад в благосо­стояние Калужской губернии. В 1915 году в память 400-летия преставления св. пр. Лаврентия Ка­лужского Лаврентьев монастырь посетила великая княгиня Елизаве­та Федоровна.
Двадцатый век принес в тихую святую обитель разорение и пол­ное забвение. В феврале 1919 года монастырская жизнь прекратилась. На смену ей в крепких каменных стенах разместили вначале общину «Подзавалье», чуть позже, в конце 1920 года, концентрационный ла­герь. В марте 1929 года президиум ГИКа решил разобрать колокольню храма Рождества Христова и Вознесения Господня на кирпич. К 1935 году почти все строения монастыря были снесены. В помещении быв­шего Архиерейского дома поселили людей. На месте храмов было по­строено временное жилье, просуществовавшее до 2011 года.
16 сентября 1991 года Комсомольская (бывшая Лаврентьевская) роща была объявлена памятником природы местного значения. Это стало началом возвращения к истокам и возрождения памяти о пору­ганной исторической и духовной святыне Калуги.
В 1992 году архиепископ Калужский и Боровский Климент освя­тил поклонный крест на месте алтаря бывшего монастырского собора. В 1993 году был восстановлен домовой храм Архиерейского собора.
К 500-летию монастыря восстановлены собор Рождества Христова с колокольней, святые ворота и стены обители, построены Успенский храм и братский корпус, отремонтирован бывший Архиерейский дом.
С 2013 года в монастыре устраиваются Свято-Лаврентьевские чтения, на которых историки и краеведы делятся своими исследованиями, освещающими неизвестные страницы истории Калужского Свято-Лаврентьева монастыря.

 

3Легостаев В.В. Летопись сельских храмов села Грабцево Калужского уезда /В. В. Легостаев. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Калуга: Издатель Заха ров С. И. («СерНа»), 2015. — 184 с. — (Серия «Приходы земли Калужской». Часть 8.)
В книге приводится историческая справка о селе Грабцево и летопись приходских церквей: Успенской, Николаевской, Адриана и Наталии. Приводятся сведения о священнослужителях, которые служили на приходе, благотворителях времён далёких и современных. Отдельной главой помещены сведения по современному некрополю, а это более 1000 душ упокоенных на местном погосте и списки прихожан прихода за 1924 г., многие фамилии, которые встречаются на вышеупомянутом погосте.
Село Грабцево, старинная вотчина дворян Еропкиных, расположено, по старинным меркам, в 8 верстах от губернского города на северо-востоке при речке Городёнке. Ранее входило в состав Карачевской волости Калужского уезда, ныне относится к муниципальному образованию «Ферзиковский район»». Находится в 50 км от районного центра и в 7 км от областного.
В середине ХVII в село Грабцево и окружающие земли были пожалованы государем Михаилом Фёдоровичем стольнику Михаилу Андреевичу Еропкину, который был назначен воеводой в Калугу. Несколько поколений рода Еропкиных владели землями. Ими была построена усадьба с парковым ансамблем и прудом, комплекс парковых Храмовых сооружений.
Село Грабцево было оккупировано с 12 октября по 30 декабря 1941 года. Во время войны в Грабцево дислоцировался женский авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой (1912-1943).
В книгу вошла генеалогическая роспись рода Еропкиных и Белосельских.

 

4Успенский храм многострадальный / [текст подготовил А. Трунин; материалы предоставлены: В. Гулиевой, В. Гороховатским, М. Реутовым]. — Калуга: Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2016. — 44 с. : ил.
За последние десятилетия в России восстановлены и построены заново тысячи храмов, которые стали центрами духовной жизни многих городов и сёл.
В 2016 году открыла двери для прихожан и церковь Успения Пре­святой Богородицы в селе Ахлебинино Калужской области. Знаменательно, что возрождение Успенского храма совпало с юби­лейной датой в его более чем 400-летней истории. Ровно век назад на этом же месте был освящена церковь, восстановленная Ириной Яковлевной Коншиной.
Новый импульс в последнее время получили и другие прекрасные традиции, надолго утраченные жителями села. Сегодня в Ахлебинино развивается вышивальный промысел, которым так славилось село в старинные времена. На этой же территории конно-спортивный клуб «Ренессанс» возрождает конное дело, процветавшее здесь в начале XX века благодаря деятельности Николая Коншина.
Брошюра содержит интересный материал о владельцах усадьбы Ахлебинино – Николае Николаевиче Коншине и его жены — Ирины Яковлевны Коншиной (урожденная Эмма Мэршон). В селе Ирина Яковлевна развернула широкую благотворительную и просветительную деятельность. Особую известность получили организованные Ириной Яковлевной народные промыслы вышивок, в которых принимали участие около 700 мастериц из 69 окружающих сёл.
В 1905 году она открывает в Ахлебинино церковно-приходскую школу, в которой обучалось до 90 учеников.
Стараниями Ирины Коншиной в Ахлебинино для борьбы с пьянством было создано общество трезвости, а для распространения просвещения – народная библиотека. После смерти супруга Ирина Яковлевна взялась за восстановление ахлебининской Успенской церкви.
Одна из глав в брошюре посвящена талантливому исследователю и краеведу Галине Васильевне Галицкой. Особое место в ее жизни занимало Ахлебинино. Более сорока лет посвятила Галина Васильевна краеведческим изысканием, собрала огромный материал и с полным знанием дела говорила: «Про Ахлебинино я хочу сказать, что это жемчужина не только Калужской губернии, но и России. По этому селу можно изучать историю нашей страны».

 

5Легостаев В. В. Летопись Успенской церкви села Федосово Калужского уезда / В. В. Легостаев. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2015. — 80 с. — (Серия «Приходы земли Калужской». Часть 13.)
В книге приводится историческая летопись Успенской церкви села Федосово бывшего Калужского уезда, от которой ныне осталась одиноко стоящая в лесном мас­сиве колокольня.
Еще в ХIХ веке Федосово было процветающей деревней с собственной каменной церковью Успения Пресвятой Богородицы 1815 года постройки. Упоминания в архивах свидетельствуют о том, что еще 100 лет назад внутренне и внешнее благолепие храма поддерживалось на высоком уровне. Так, в 1895 году уездный предводитель дворянства А.М. Желябужский с семьёй пожертвовал значительные средства на приобретение колокола, серебрение подсвечников, позолоту Евангелия и креста, за что был удостоен благословения епископа и одобрение епархиального начальства.
Со слов Генриетты Михайловны Морозовой, сразу после революции была вскрыта и разграблена усыпальница дворян Желябужских. Поиск сокрытых сокровищ и драгоценностей не прекращаются и на сегодняшний день.
Кроме приходской летописи, в книге говорится о священнослужителях, которые служили на приходе, и благотворителях. Отдельной главой приводятся сведения по современному некрополю местного погоста.