Соавтор А.Н. Островского

Николай Яковлевич Соловьев родился в Рязани 6.11(18.11) ноября 1845 года в семье потомственных архитекторов. По формулировке «Аттестата» Н. Я. Соловьева, он не обладал «имением ни родовым, ни благоприобретенным».  В 1851 году, после смерти мужа, Пелагея Фёдоровна с сыном Колей переезжает к своей сестре А. Ф. Соколовой в имение Якшуново (ныне Дзержинский район). В семье Соколовой Николай прошел курс домашнего обучения и затем был принят в Калужскую мужскую гимназию. В то время гимназисты увлекались театральными постановками калужского театра, посещали любительские спектакли и литературные вечера. Увлекся театром и Николай Соловьев.

В 1861 году будущий драматург окончил Калужскую гимназию, а в начале 1862 года получил место в благородном дворянском пансионе при гимназии, став комнатным надзирателем (воспитателем).  

 Увлечение театром не оставляло, появилось желание продолжить учебу. В 1865 году Н. Я. Соловьев поступает вольнослушателем в Московский университет. Осуществилось его заветное желание – Малый театр, который стал для него величайшей школой.  В Москве было принято решение посвятить себя театру.  Была написана первая пьеса «Куда деваться?», затем пьесы «Душевный человек», «Своего рода несчастье», «Слабые нервы». Но театральный комитет признал пьесы неудобными к исполнению.

После первых неудач Н. Соловьев усомнился в своем призвании, бросил занятия в университете, окончив учительские курсы. Весной 1869 года Соловьев вернулся в Калугу. Ему было предоставлено место учителя арифметики и географии в уездном училище Мосальска. Николай Яковлевич снял квартиру в доме мещанки Ягуновой, где поселился вместе с матерью Пелагеей Фёдоровной. Дом стоял на берегу реки Можайки, недалеко от училища и Никольского собора. Утешением и увлечением для Николая Яковлевича стал многоголосый хор собора. В первый год жизни в Мосальске большую часть времени отдавал работе в училище. Часто его можно было видеть в библиотеке, которая в то время была одной из лучших в губернии.    Второй раз Н. Соловьев приехал в Мосальск январе 1877 года. Внимательно наблюдая за жизнью дворян, мещан, бытом крестьян Соловьев накопил богатейший материал для будущих пьес. За несколько лет проживания в Мосальске, им были написаны четыре пьесы. Он вновь отправил их в театры и издательства. Но одну из них запретила политическая цензура, а другие не приняли к постановке театры.

Переезд в октябре 1873 года в Петербург к дяде генералу Константину Федоровичу Старикову не помогли Н. Я. Соловьеву наладить финансовые дела. Пьесы к постановкам по-прежнему не брали. Отчаявшись из-за неудач, в 1874 году он поступает послушником в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, в котором пробыл до 1876 года. «Несомненно, удача его в это время не баловала, и у него начались какие-то тяжелые внутренние переживания нравственного характера» (Д. И. Малинин, вступит ст. к изд. «Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева (1876-1886). — Кострома, 1928. — С. 20.).

Находясь в монастыре, Николай Соловьев продолжает писать пьесы. Именно здесь 26 октября 1874 года появилась на свет пьеса в четырех картинах «Разладица». А в марте 1875 года Соловьев закончил пьесу «Кто ожидал?», которая впоследствии в переделке Островского стала известна под именем «Женитьба Белугина». По счастливому совпадению, в том же 1874 году, в монастыре поселился писатель и философ Константин Николаевич Леонтьев. Между послушниками завязалось близкое знакомство. Леонтьев усмотрел в пьесах Соловьева наличие таланта и высоко оценил самого Николая Яковлевича. Покинув монастырь в 1875 году, К. Н. Леонтьев постарался помочь Н. Я. Соловьеву. Он несколько раз ездил к известному артисту Малого театра Самарину, предлагая пьесу Соловьева «Разладица». Но Самарин не смог предотвратить неодобрения пьесы в театрально-литературном комитете 12 июля 1875 года. «Разладица» так и не была принята театрами и уцелела только в рукописи.  К. Н. Леонтьев предлагает другую пьесу Соловьева «Кто ожидал?» знаменитому драматургу А. Н. Островскому. Островский дает такой отзыв: «Пьеса имеет большой интерес; но для того, чтоб иметь успех, требует, по моему мнению, значительной переделки. Если б я мог видеть автора и переговорить с ним обстоятельно, я бы охотно предложил ему свое содействие».

Знакомство с А. Н. Островским состоялось в 1876 году. С 1 октября 1876 года Соловьев должен был заступить на службу в Москве в Межевую канцелярию, но получив известие из Калуги о болезни матери Пелагеи Фёдоровны, бросил работу и уехал в Калугу. В декабре 1876 года он сообщил Островскому о том, что остается в Калуге, подыскивает место учителя. В письме Островскому Соловьев сообщил свой калужский адрес: «Калуга, Венская улица, дом мещанки Масленниковой». Этот дом и сейчас стоит на улице Луначарского под № 5.  

Приятельские отношения Н. Я. Соловьева и К. Н. Леонтьева продолжились и тогда, когда они оба покинули Николо-Угрешский монастырь. Писатели встречались в усадьбе Леонтьева Кудиново Мещовского уезда. Там Соловьев   познакомился со своей будущей женой — Варварой Осиповной Раевской и ее сестрой Людмилой, которые владели хутором Крутое (рядом с Кудиновым) в Щелкановской волости. В июле 1884 года Николай Яковлевич женился на Варваре Осиповне, о чем сообщил Островскому в Щелыково в письме от 22 июня 1884 года: «Я только что вернулся из своей поездки, которая (не могу умолчать) для меня лично знаменательна: я женился в Калужской губернии на дочери некоего небогатого помещика – простая и неглупая девушка».  Николаю Яковлевичу было уже в то время 39 лет, а Варваре Осиповне – 23.

На хутор Крутое Соловьевы переехали в 1886 году. В конце марта 1886 года Н. Я. сообщил А.Н. Островскому, что живет на хуторе и пишет новую пьесу «Бесценный человек», Он сообщает также свой новый адрес: «Калужская губерния Мещовского уезда, с передачей в сельцо Крутое». Усадьба отделялась от хутора красивым прудом. Усадебный дом был деревянным, на каменном фундаменте. О жильцах хутора Крутое и сельца Кудиново Н.Я. Соловьев написал пьесу «Дикарка».

В 1896 году семья Соловьевых переехала в Юхнов, так как дочерям нужно было учиться в гимназии. Прожил Николай Яковлевич в Юхнове недолго, 27 ноября (9 декабря) 1898 года его не стало. «Московские ведомости» за 1898 года № 335 сообщили о кончине драматурга Н.Я. Соловьева в Юхнове. Знаменитая актриса Мария Гавриловна Савина организовала благотворительный спектакль, сборы с которого пошли на организацию похорон. Похоронили Н. Я. Соловьева на городском кладбище г. Юхнова. Могила драматурга Н. Я. Соловьева поставлена на государственную охрану Решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры» № 523 от 12.10.1987 г.

Когда младшая дочь писателя Вера окончила прогимназию в Юхнове, семья переехала жить в Калугу. В трудные первые годы советской власти Калужский губернский Совет назначил вдове драматурга Варваре Осиповне пожизненную пенсию. Пьесы Н. Я. Соловьева шли в Калужском драматическом театре. 9 декабря 1923 года Калужское общество истории и древности организовало вечер, посвященный 25-летию со дня смерти Н. Я. Соловьева. В городском театре был показан спектакль «Прославились», в котором приняла участие дочь драматурга, актриса Вера Николаевна Светлова.

В «академии» А. Н. Островского

Знакомство Александра Николаевича Островского со своим талантливым сотрудником Николаем Соловьевым относится к 1876 году. Первая встреча Соловьева с Островским состоялась в московском доме А. Н. Островского близ Яузского моста в Серебрянском переулке. Великий драматург признал литературное дарование Соловьева. Начинающий писатель был приглашен в имение Островского Щелыково в Костромской губернии. В Щелыково Николай Яковлевич приехал в мае 1876 года. Там им была написана пьеса «Счастливый день». Пьеса «Кто ожидал?» была исправлена и получила новое название «Конец делу венец».

Плодом сотрудничества А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева явились такие талантливые и содержательные пьесы, как «Женитьба Белугина (1877), «Дикарка» (1879), «Светит да не греет» (1880). Имя драматурга Соловьева сразу сделалось заметным в театральном репертуаре многих театров. Пьесы Соловьева в соавторстве с Островским высоко оценил А. П. Чехов.

26 декабря 1877 года на сцене Московского Малого театра в бенефис Н. А. Никулиной была впервые представлена пьеса «Женитьба Белугина». Андрея Белугина играл М. П. Садовский. Спектакль прошел с выдающимся успехом. В Петербурге на сцене Александринского театра «Женитьба Белугина» впервые была сыграна 11 января 1878 года в бенефис М. Г. Савиной. Как и в Москве, спектакль имел большой успех. После первых представлений пьесы «Женитьба Белугина» Леонтьев написал статью «Новый драматический писатель», в которой отметил успех пьесы: «В пьесах его есть, что нужно; в них много энергии и нет своеобразных задач; в них есть сила потрясающего чувства, и нет поражающей драмы. В них много таланта, но еще мало опыта житейского».

Литературное сотрудничество А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева продолжалось четыре года. Позже их отношения несколько охладели. Между ними все чаще возникали конфликты. Островский не выносил споров с Соловьевым и стал один работать над его текстами, иногда до неузнаваемости переделывая их. К такому положению дел Николай Яковлевич относился болезненно. Некоторые исследователи винят в разрыве отношений Островского и Соловьева Константина Николаевича Леонтьева, который считал, что Н. Соловьеву пьесы «лучше писать одному». Смерть А. Н. Островского, последовавшая 2 июня 1886 года, была воспринята Н. Я. Соловьевым настолько болезненно, что он бросил работу над начатой в этом году пьесой «Бесценный человек» и замолк почти на десять лет. Лишь за два года до смерти он снова взялся за перо, написав две пьесы «Три предложения» и «Наследники».

С июля 1876 года началась переписка А. Н. Островского с Н. Я. Соловьевым и продолжалась до самой смерти Островского. Всего было написано 191 письмо, 82 письма – Островским, 109 – Соловьевым. Жены драматургов Мария Васильевна Островская и Варвара Осиповна Соловьева сохранили эти письма. В 1928 году в Костроме издана «Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. (1876-1886)». Вступительную статью и примечания написал калужский краевед Дмитрий Иванович Малинин.

Книги для ознакомления

Островский, Александр Николаевич.  Полное собрание сочинений : в 12 т. / А.Н. Островский ; под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др.]. — Москва : Искусство, 1977. — Т. 8 : Пьесы, написанные в соавторстве : 1876-1882. — 1977. —  С. 7 – 245.

В 8 том вошли 4 пьесы Н. Я. Соловьева: «Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет».

Островский, Александр Николаевич.  Полное собрание сочинений : в 12 т. / А.Н. Островский ; под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др.]. — Москва : Искусство, 1979. — Т. 11 : Письма : 1848-1880. — 1979. — 781 с.

В 11 том вошли в т.ч. письма  А. Н. Островского Н. Я. Соловьеву.

Островский, Александр Николаевич.  Полное собрание сочинений : в 12 т. / А.Н. Островский ; под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др.]. — Москва : Искусство, 1980. — Т. 12 : Письма : 1881-1886. — 1980. — 631 с.

В 12 том вошли в т. ч. письма А. Н. Островского Н. Я. Соловьеву.

Данилова Л. С. В «академии» Островского / Л. С. Данилова // А. Н. Островский и литературно-театральное движение ХIХ-ХХ веков /Академия наук СССР и др. ; ред. коллегия Ю. К. Герасимов и др. – Ленинград, 1974. —  С. 130-145.

В главе о творческих взаимоотношениях А. Н. Островского с молодыми литераторами, его влиянии на русскую драматургию. Каждый начинающий писатель мог рассчитывать получить у маститого драматурга совет. Но в «академию» попадали лишь те, кто шел в драматургии одними с Островским путями. Главную ценность работ молодых авторов Островский видел в поиске новых конфликтов и характеров, стремление к точному их воплощению. Молодые авторы, по мнению Островского, должны настороженно относиться к новым тенденциям русской жизни, к перспективе развития нарождающихся типов. И воплощать все это они должны в совершенной форме. С наибольшей полнотой проблема воспитания Островским молодых литераторов рассматривается автором статьи на примере совместного творчества Алексея Николаевича Островского и Николая Яковлевича Соловьева.

Петровская Ира Фёдоровна. Театр и зритель провинциальной России вторая половина ХIХ века / И. Ф. Петровская. – Ленинград: Искусство, 1979. – 247 с. : фото.

В театральном репертуаре 1870-1890-х годов А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. Пьеса «Женитьба Белугина» стала одной из наиболее репертуарной. В 1887 и 1888 годах она заняла пятое место по количеству постановок во многих театрах России. В основу ряда пьес, закрепившихся на сцене, легли вопросы деятельности земских учреждений. Такова драма «На пороге к делу» Н. Я. Островского, о которой упоминается в книге.

Лакшин, Владимир Яковлевич. А. Н. Островский. – 3-е изд. / Владимир Лакшин. — Москва : Гелеос, 2004. — 766 с.

В книге в т.ч. упоминается история знакомства драматурга Александра Николаевича Островского с писателем и драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым.  Отмечается влияние К. Н. Леонтьева на мировоззрение Н. Я. Соловьева.

А. Н. Островский. Женитьба Белугина / А. Н. Островский; Государственный ордена Ленина Академический Малый театр; ред. И. Кузнецова. – Москва-Ленинград : Искусство, 1949. – 52 с. :  ил. ( 26. л.).

Спектакль «Женитьба Белугина» вошел в историю Малого театра. В первый раз пьеса была сыграна 26 декабря 1877 года в бенефис Н. А. Никулиной.

Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева (1876-1886) / ред., вступительная статья и примечания Д. И. Малинина. – Кострома, 1928. – 122 с.

Вступительную статью и комментарии к сборнику писем написал Дмитрий Иванович Малинин. В конце вступительной статьи Малинин пишет, что все письма сохранились в оригиналах. Письма Н. Я. Соловьева, вероятно, были возвращены ему вдовой А. Н. Островского Марией Васильевной. Большая часть писем Н. Я. Соловьева написана на почтовых листах большого формата. Почти все письма Островского написаны на почтовых листках обычного формата, некоторые из них уцелели в конвертах. Почерк авторов разборчивый и не представляет затруднений при прочтении. Все письма Островского датированы. Часть писем Соловьева не имеет даты года, а два письма без даты.  Орфография писем сохранена точно, за исключением буквы ять…

Бедлинский Кирилл Борисович. Калужский театр / К. Б. Бедлинский. — Тула: Приокское книжное издательство, 1977. – 206 с. : ил.

Создание театра в Калуге началось в сентябре 1776 года, когда генерал-поручик Михаил Никитович Кречетников прибыл в город для подготовки к торжественному открытию наместничества. Для устройства театра калужский купец Т. И. Шемякин отдал один из каменных своих амбаров на бывшей Тульской улице (ныне ул. Салтыкова-Щедрина). Переоборудование амбара было сделано за четыре месяца майором Макаровым, очевидно, по чертежам архитектора П. Р. Никитина. 19 января 1777 года театр был открыт. С самого начала театр стал публичным, общедоступным, просветительским. В ХIХ веке театр был построен деревянным на Сенной площади (сейчас площадь Мира). В сезон 1888-1889 годов театр, наряду с опереточными постановками, ставил многие интересные драматические спектакли по пьесам А. Островского, М. Лермонтова, А. Грибоедова и др. В постановке спектакля «Медовый месяц» принимал участие автор пьесы – драматург-калужанин Николай Яковлевич Соловьев. Он с успехом исполнял роль слуги Антона.

Калужская энциклопедия / гл. ред. В. Я. Филимонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Калуга : Издательство научной литературы Н. Ф. Бочкаревой, 2005. – 494 с.

К статье «Соловьев Николай Яковлевич (6.11.1845-27.11.1898)» (С. 388-389) даны ссылки на книгу «Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева (1876-1886)», архивные документы : ГАКО, фР-26; ф.77 и статью  В. Н. Светловой-Соловьевой «Талантливый соавтор А. Н. Островского», опубликованной в  газете «Знамя»  19 ноября 1977 года.

Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР6 Калужская область / Министерство культуры РСФСР и др.; составитель Ю. Ф. Прудников. – Москва, 1978. – 170 с. : ил. – (Труды № 70).

Историческое и культурное развитие Калужского края нашло свое отражение в его памятниках. «Материалы свода памятников…» являются научно-справочным изданием энциклопедического характера, в который вошли сведения памятников истории, архитектуры, археологии и искусства, находящихся под государственной охраной или подлежащей охране. В состав авторского коллектива, принявшего участие в подготовке сборника, вошли специалисты из различных научных учреждений Калужской области. В составлении материалов принимала участие известный краевед Г. М. Морозова. В «Материалы Свода памятников…» включена статья Н. А. Богодаровой «Могила драматурга Н. Я. Соловьева».

Маслов Владимир Егорович. Калужский однолюб. Очерк жизни и творчества Н. Я. Соловьева / В. Е. Маслов. – Калуга : Золотая аллея, 1995. – 103 с.: ил.

Калужский краевед В. Е. Маслов собрал факты жизни Н. Я. Соловьева в Калужской губернии. Многие страницы посвящены писательской судьбе драматурга, его сотрудничестве с А. Н. Островским. В книгу вошли материалы Госархива Калужской области, письма и воспоминания дочери драматурга, актрисы  Веры Николаевны Светловой-Соловьевой (1887-1963).

Малафеева Мария Константиновна. Моя родина / М. К. Малафеева. – Юхнов. – Москва : Паломник, 2011. – С. 208 : ил.

В книгу включены сведения о литературном критике и дипломате Константине Николаевиче Леонтьеве, родившемся в селе Кудиново Юхновского уезда, и о Н. Я. Соловьеве. Известный драматург Николай Яковлевич Соловьев умер и похоронен в Юхнове. Судьба их связала в Николо-Угрешском монастыре. К. Н. Леонтьев оценил одаренность начинающего писателя и много сделал для продвижения его пьесы «Кто ожидал?».  В издание включены редкие фотографии: Ильинская церковь, Телеграф и почта, Женская прогимназия, улицы купеческого Юхнова.

Русские писатели в Калужском крае XVIII-XIX в.в. : биобиблиографический указатель / Министерство культуры и туризма Калужской области ; Калужская областная научная библиотека им. В. Г. Белинского ; сост. Т. В. Никишина. — Калуга : Ноосфера, 2015. — 190 с.

Литературные места города Калуги / Министерство культуры и туризма Калужской области; Калужская областная библиотека им. В.Г. Белинского; сост. Л. Ю. Бархатова; ред. Т. П. Максименкова. — Калуга : КОНБ им. В. Г. Белинского, 2015. — 41 с. — (Всероссийский проект «Литературные места России»).