Восторги и скорби поэта прозы

Борис Константинович Зайцев. 140 лет со дня рождения

5 февраля Центр книги и чтения представил книжно-иллюстративную выставку «Восторги и скорби поэта прозы», посвященную 140 лет со дня рождения Бориса Зайцева.
Издания, представленные на выставке, рассказывают удивительную историю жизни и творчества русского писателя и переводчика Бориса Константиновича Зайцева.

Посетители книжной экспозиции узнают, что Борис Зайцев родился 10 февраля 1881 года в Орле в семье дворянина. Детство провел в имении родителей с. Усты Жиздринского уезда Калужской губернии. Его детство полно самых светлых событий, общения с природой, семейных ласк. Будучи человеком с широким эстетическим кругозором, Зайцев уже в раннем творчестве опирался на традиции и достижения предшественников и современников для выработки собственного творческого почерка и эстетической системы. В тональности ранних рассказов господствует пантеистическое чувство нераздельной слитности человека и природы, гармоничное восприятие бытия, омрачаемое даже неизбежностью смерти. Его персонажи « пьяны солнечным светом», тонко чувствуют душу звезд, луны, земли, плодов – всего неисчерпаемого Божьего мира, живописно одухотворённого автором. Одной из важнейшей стороной зайцевской поэтики является лиризм. « Поэт прозы», «Поэт, распятый на кресте прозы», такие аттестации получал писатель на протяжении всей творческой жизни.

Рассказы Зайцева почти лишены событийного начала, если не считать событием то легкое движение, которое создается тем, что лирический герой, как это происходит в «Полковнике Розове» или « Тихих зорях», куда — то едет или идет.
Начиная с 1910 –х годов художественная антропология Б. Зайцева и его сюжетно – стилевая манера претерпевают изменения. В произведениях усиливаются объективно – изобразительные приемы письма, рельефнее выписаны образы персонажей, появляются социально – бытовые мотивы. О скромной жизни дворников, домашней прислуги, белошвеек их настроениях, их чаяниях он тепло повествует в рассказах «Анна», «Богиня», «Сны», «Актерское счастье», «Кассандра». Это характерно не только для произведений малых жанров, но и, например, для созданного в 1925 году в Париже романа «Золотой узор», в котором, как отмечали критики, хотя повествование и ведется от лица эпического персонажа, Натальи, но за спиной женщины ясно виден Б. Зайцев с его манерой акварелиста. Одно из неотъемлемых качеств зайцевской прозы – ее синтетичность. Им был великолепно осуществлен внутри литературный синтез прозы и поэзии, а также синтезированы во многих художественных произведениях литература, живопись и музыка.

Обращает на себя внимание такая особенность поэтики Б. Зайцева, как притчевость и мифологизм его художественного мышления. Интерес к мифу, легенде, притче – один из важных факторов обновления стиля и жанров литературы Серебряного века. Б. Зайцев был последовательным носителем мифологического мышления, предполагающего отрешенность от эмпирического протекания событий. В рассказе « Миф», например, дважды упоминается о рае и изображен изобилующий яблоками сад, который ассоциируется с известными библейскими образами и ситуациями. Повесть « Аграфена» при всей ее конкретике представляет собою притчу о жизни, точнее о житии «святой и грешной» деревенской женщины – прислуги. В мифопоэтике Б. Зайцева наиболее существенны три основные архетипические универсалии – путь, дом, храм. Так, путь у Зайцева – это пространственно — географические перемещения персонажей, и сама жизнь ,ведущая человека по путям земным к путям небесным.

В творчестве каждого писателя оставляет неизгладимый след край, где он родился и вырос, или с которым он долгое время был связан. Истоки творчества Б. Зайцева берут свое начало на его малой родине, это орловско-калужско-тульская земля. На становление его таланта повлияло обаяние родной калужской природы, которое он пронес через всю свою жизнь. Годы учебы в Калуге прошли под знаком повышенного интереса к русской литературе, что и определило затем его жизненный путь. В 1894 году Б. Зайцев поступает в Калужское реальное училище, где знакомится с нашим великим ученым К.Э. Циолковским. С ним у Б. Зайцева сложатся теплые, доверительные отношения.

Б. Зайцев как и многие русские писатели и поэты того времени не смог принять события октября 1917 года и не смог перенести все то, что творилось в России. Именно поэтому в 1922 году писатель навсегда покинул родину. Сначала он жил в Германии, в Берлине, потом переехал во Францию, в Париж. Живя в эмиграции, Борис Константинович всегда обращался к описаниям России и в особенности Калуги. Творческая деятельность писателя периода эмиграции наполнена любовью к России, к ее талантам и подвижникам. Природа Калужского края, «милая» Ока с ее живописными берегами, церкви, улицы, переулки всегда пробуждали в нем возвышенные чувства. И, несмотря, на долгие годы жизни за рубежом, писатель с неизменным теплом и сладостной грустью вспоминал город своего детства и раннего юношества. Впечатления о последних месяцах, проведенных в Калуге, и легли в основу рассказа «Атлантида» . А также прощание с любимым городом проникновенно отразилось в повести «Тишина». Калуга, как малая родина писателя, знавшего величайшие столицы мира, жившего и умершего в эмиграции, осталась запечатленной во многих его произведениях. Образы Калужского края возникают на страницах тетралогии «Путешествие Глеба», в повестях, письмах, рассказах.

Б.К. Зайцев был во всех отношениях «последним из могикан» литературы Серебряного века: в 1972 году он умер в Париже, не дожив две недели до 91 года, похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Этот писатель оставил свой, заметный след и самобытное слово в богатой русской литературе ХХ века, создав художественную прозу, преимущественно лирическую, живую и теплую.

Эти и другие книги можно посмотреть в фонде основного книгохранилища, читальном зале, в центре книги и чтения.

Зайцев Б.К. Афины и Афон. Очерки, письма афонский дневник/ Сост. А.М. Любомудрова – Спб. : ООО Издательство «Росток», 2011.- 32Ос. Совершив в 1927 путешествие в Грецию, побывав в Афинах и на Афоне, Зайцев на протяжении всей жизни вновь и вновь возвращался к волновавшей его теме афонских обителей. В книге собраны все очерки, воспоминания, заметки Б.К. Зайцева, посвященные Святой Горе Афон.

 

Зайцев Е.Н.
Зайцевы. Калуга: Издательство «Фридгельм», 2005, 128с.
Книга знакомит читателей с различными периодами жизни и литературного творчества выдающегося русского прозаика Серебряного века Б.К.Зайцева. В ней использованы уникальный материал и фотографии дневника дочери писателя Натальи Борисовны Зайцевой-Сологуб «Напишите мне в альбом». Представляют интерес главы о военной и учительской династиях дворянского рода Зайцевых.

Жизнь и творчество Бориса Зайцева / Материалы Шестой Международной научно- практической конференции, посвещенной жизни и творчеству Б.К. Зайцева. Вып.6 – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования,2011. – 200с.
Публикуемые статьи представляют философские, духовно – нравственные искания, проблематику и поэтику прозы Б.К.Зайцева, а также жизненные и творческие связи писателя с современниками.

Зверев А.М.
Повседневная жизнь русского литературного Парижа 1920 — 1940/ Алексей Зверев.- 2-е изд.- М.: Молодая гвардия, 2011.- 371 с. ил. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
В настоящем издании Алексей Зверев, известный писатель, литературовед, профессор филологии знаток русского зарубежья, живописует на документальной основе быт русских изгнанников, дает представление не только о способах выживания, но и литературном, философском осмыслении миссии русской эмиграции

 

Зайцев Б.К.
Отблески Вечного. Неизвестные рассказы, эссе, воспоминания, интервью / Сост. А.М. Любомудрова.- СПб.: ООО « Издательство « Росток», 2018.- 736 с.
В книге открываются новые грани художественного мира и биографии Б. Зайцева. Особый интерес представляют записки очевидца февральских событий 1917 года ,очерки путешествий по Франции и Финляндии, статьи о духовных и культурных событиях эмигрантской жизни 1920 – 1960 г.г

Зайцев Б.
Странное путешествие/ Сост. Федякина. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2002.- 414 с.: ил.-(Ностальгия).
В ярких и правдивых книгах Бориса Зайцева любовно воссоздана эпоха ХХ века, им свойственны мягкий юмор, выразительности словесных портретов и неизменно благожелательное отношение к героям. Произведения, включенные в сборник, дают предельно объемное представление о Москве предреволюционных лет и жизни эмигрантов в Париже.

Зайцев Б.
Жизнь Тургенева/ Борис Зайцев.- Изд. 2.- Париж: YMCA – PRECC.- 1949.- 259 с.
Книга издана в 1949 году в Париже. Раскрывает образ Тургенева, дает представление о русской общественной и культурной жизни той эпохи.