Маленькая жизнь и большое искусство

К 70-летию со дня рождения Н.Н. Рушевой

«Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира».

Василий Ватагин, скульптор

Большинству сегодняшних молодых людей  имя Нади Рушевой ничего не скажет. Люди более старшего поколения, возможно, что-то слышали или читали об уникальной девочке-художнице, которую в 60-е годы прошлого века знали не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Надя начала рисовать с трёх лет, причем ее никто этому не учил. И это стало для нее жизненной потребностью. Каждый вечер она садилась к столу, брала альбом и рисовала, выплескивая на бумагу впечатления прожитого дня.  У нее были необыкновенные способности. Ее рисунок…  Это был как бы ее собственный язык – загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки. Но над рисунком всегда  затихала, замирала, как бы погружаясь в другой мир, неведомый остальным. Она никогда не делала набросков, эскизов и даже не пользовалась ластиком. Каждый штрих ложился именно туда, куда было нужно. Когда её спрашивали, как ей это удается, она говорила: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге…, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести» .

Надя Рушева с художником Ватагиным В.А.

К 17 годам у нее было 15 персональных выставок — в Москве, Ленинграде, Варшаве, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии, первая из которых прошла в 1964 году, когда художнице было 12 лет. Она создала целые циклы иллюстраций. Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы,  Лермонтова, Толстого,  Булгакова, Блока, Гюго,  Диккенса, Байрона, Рабле и многих других. Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это – вне сомнений — Наташа Ростова, это – Булгаковский Мастер, это — Офелия, это – Маленький Принц… Отдельное место в творчестве Нади Рушевой занимает цикл «Пушкиниана» (около 300 рисунков), где собраны не только ее  работы к произведениям великого поэта, но и множество изображений его самого и Натали Гончаровой. Кроме того, среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Этот балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.

Автопортрет «Когда мне станет 60»

Ей прочили карьеру иллюстратора, сама же она хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК…  Но беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной девочки Нади Рушевой. Она умерла  в 17 лет, внезапно, собираясь в школу, из-за кровоизлияния в мозг…  После смерти юной художницы осталось около 12 тыс. рисунков, прошло более 160 её персональных выставок – в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других. И, может быть, правы были её родители, дав дочери имя Найдан – «Вечно живущая»?  Она останется вечно живой в своих работах.

Наде Рушевой

…Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег — как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар Богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье…
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь…
…Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.

Татьяна Смирнова

Уважаемые читатели! Книжно-иллюстративная  выставка «Маленькая жизнь и большое искусство», подготовленная специалистами универсального читального зала, находится на 3-ем этаже нашей библиотеки. Она рассказывает о судьбе и творчестве девочки, которой было отпущено так много таланта и так мало земного времени. 31 января ей исполнилось бы 70 лет… Она ушла из жизни, но не умерла. Потому что человек, который подарил людям часть своей души, своего таланта, оставил после себя огромное творческое наследие – не умирает никогда. Он продолжает жить в том, что создал и в тех, кого изменило и окрылило созданное им. С выставкой можно ознакомиться до конца февраля.