В Оптиной Пустыни просиявшие…

«…Истина без смиренномудрия слепа есть . Какой же свет воссияет, когда смирим себя, и мир водворится в сердцах наших! Любите всех, хотя бы вас и не любили; не ищите любви от других, а сами их любите…»

из писем преп. Макария Оптинского

00

«…Авторитет старца не в высоте его духовного чина, а в его духовной премудрости, личном благочестии, подвижничестве. Старец – это учитель жизни, врачеватель нравственных недугов, наставник заблудших душ, потерявших покой, страждующих утешения, нуждающихся в искреннем, бескорыстном слове, идущем из чистой души. <…>

…Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание. В особенности процвело оно у нас на Руси в одной знаменитой пустыне, Козельской Оптиной. Процвела она и прославилась на всю Россию именно из-за старцев, чтобы видеть и послушать которых стекались богомольцы толпами со всей России из-за тысячи верст…».

Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»

 

1Агапит (Беловидов, А. И.) Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария / [архимандрит Агапит ; коммент. Е. Болдиной и др.]. – Москва : Отчий дом и др., 1997. — 415, [1] с., [16] л. ил., факс. : ил.
ISBN 5-7676-0035-X (Отчий дом)

После кончины первого великого Оптинского старца Леонида, в схиме Льва, положившего в Оптиной Пустыни начало старчеству, его преемником и вторым великим старцем стал иеросхимонах Макарий. Он происходил из дворян Орловской губернии, по фамилии Ивановы. Его родители и предки отличались особенным благочестием. Данное полное жизнеописание старца Макария основано на следующих источниках – архивные материалы, воспоминания его современников, письма старца и его духовных чад, сказания инокинь Белевского монастыря, скитская летопись. Составление жития великого старца продолжалось не менее 15 лет.

 

2Агапит (Беловидов, А. И.) Житие преподобного Амвросия старца Оптинского : в 2 ч. / Архимандрит Агапит (Беловидов). — Козельск : Свято-Введен. Оптина Пустынь, 2001. — 572, [3] c., [24] л. ил. : портр., факс.
ISBN 5-86594-061-9

Первой и главной побудительной причиной к составлению предлагаемого жизнеописания Оптинского старца Амвросия, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном дорогом старце и великом благодетеле, изливавшем милости свои не только на живших с ним отцов и братьев, но и на других лиц, посещавших его. Во-вторых, предполагалось составить полное жизнеописание старца.
Книга содержит две части. В первой части раскрыт духовный и нравственный облик старца Амвросия. Вторая повествует о его помощи верующим в наше время.

 

3Агапит (Беловидов, А. И.) Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия Оптинского : в 2 ч. / Архимандрит Агапит (Беловидов). — Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра «Посад», 1992. — 372, [3] c., ил. : портр., факс.

Данное издание – наиболее полное и достоверное жизнеописание великого старца Оптиной Пустыни преп. Амвросия. Источники, используемые для его составления следующие – устные и письменные рассказы Оптинских монахов и мирян — современников старца, скитская летопись, извлечения из архивов, письма преп. Амвросия и его духовных чад, статьи, публиковавшиеся в разных изданиях.

 

4Амвросий (Гренков, А. М.) Письма преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN (1866-1872 гг.) / Иеросхимонах Амвросий Оптинский. — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1997. — 208 с.
ISBN 5-86594-039-2

Издание представляет собой собрание писем преп. старца Амвросия Оптинского одной из его духовных чад и настоятельницам общины N. Письма содержат множество поучений, советов, пожеланий как поступать в том или ином случае. Они полны любви, жизненной правды, соучастия. Современный читатель найдет в них поддержку, почерпнет духовной и житейской мудрости.

 

5Амвросий (Гренков, А. М.) Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия : [к монашествующим и мирянам : в 3 ч.] / иеромонах Амвросий Оптинский. — Москва : Паломник. Ч.1- 3. — Репринт. воспроизв. изд. — 1995. — [621] с.
ISBN 5-7877-0041-4

Преподобный Амвросий Оптинский был и остается одним из самых почитаемых русских старцев. Его живое слово, советы и наставления содержатся в многочисленных письмах к мирянам и монашествующим. Впервые изданные до революции, в наше время они печатались выборочно и в репринтном воспроизведении. В настоящем издании письма старца Амвросия собраны в один том и публикуются в современной орфографии.

 

6Амвросий (Гренков, А.М.) Собрание писемъ Оптинского старца Амвросiя к мiрскимъ особамъ / Иеромонах Амвросий. — Козельск (Калуж. обл.) : Св.-Введен. Оптина Пустынь, 2001. — 415 с.
ISBN 354374-53743-2428

Предлагаемые вниманию благочестивых читателей письма известного своей высокой духовной жизнью Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия печатались в свое время в духовном журнале «Душеполезное Чтение» и во многих других изданиях. В настоящее время обитель Оптинская нашла нужным собрать все эти письма в одно целое и напечатать особым изданием. Побуждением к тому послужило желание многочисленных духовных чад и почитателей старца Амвросия иметь эти письма, как память о нем.

 

7Амвросий (Гренков, А. М.) Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим / иеромонах Амвросий. — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1995. — 526,[1] c.: портр. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-8694-009-5

Оптинский старец Амвросий был одним из глубочайших знатоков сокровенных движений человеческой души, опытным и любящим наставником. Живое слово старца , его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Письма преп. старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины. Для духовных чад старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

 

8Великие старцы двадцатого столетия : [115 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. — Москва : Артос медиа, 2010. — 667, [1] с . : ил. — (Современный патерик).
ISBN 978-5-9946-0092-4

Двадцатый век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Но, несмотря на тьму богоотступничества, преследования и наказания, истинно верующие сохранили веру отцов и дедов, явив своей жизнью примеры настоящего мужества, нравственной чистоты, скромности и жертвенности.
В книгу вошли жизнеописания святых и подвижников благочестия Русской, Греческой и ряда зарубежных православных Церквей. Немало внимания уделено последним Оптинским старцам.

 

9Великие старцы Оптиной пустыни / [Сост. А. Яковлев]. — Москва : Терра — Кн. клуб, 2003. — 381,[2] с. — (Русь православная : история правосл. церкви, жития святых, романы и повести о более чем тысячелет. истории православия на Руси).
ISBN 5-275-00815-5

Преподобные Оптинские старцы стали для Руси истинными светильниками живой веры. Сила благодати Божией, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, сделала их врачевателями человеческих душ. Для них дороже всего было вечное спасение той души, которая вверяла себя их попечению. В самых сложных жизненных ситуациях и в самых мучительных душевных затруднениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию. Старцы вместили в себе веру и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний, житейскую опытность и всецелую жизнь в Боге. Книга повествует о великих светильниках – старцах Оптиной Пустыни.

 

10Горбачева, Н. Б. Оптинские старцы / Н. Б. Горбачева. — Москва : АСТ : Олимп, 1999. — 205 с. — (Великие пророки).
ISBN 5-7390-0694-5 ; 5-237-02895-0

Они вели подвижническую жизнь. Их называли старцами Оптиной Пустыни — но чаще «святыми старцами». Сила их была силою Света, силою Бога. Они провидели людские судьбы и исцеляли недуги тела и духа. Им было ведомо грядущее, ими предсказаны были Октябрьская революция и мученическая кончина последнего российского императора и его семьи. О прославленных старцах Оптиной Пустыни повествует эта книга.

 

11Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев : в 2 т. : к 2000-летию Рождества Христова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . — Козельск (Калуж. обл.) : Введенская Оптина Пустынь, 2006.
Т. 1 : Адские мучения — Отъезд из обители. — 2006. — 686 с.
ISBN 5-86594-057-0
Т. 2 : Падения — Ярость. — 2006. — 590 с.
ISBN 5-86594-058-9

Книга во всей полноте вместила в себя душеспасительное учение благодатных Оптинских старцев. В ней собраны советы и наставления преподобных старцев, извлеченные из их житий, поучений и более чем трехсот неопубликованных писем. Поучения расположены в алфавитном порядке и дают ответы на многие духовные вопросы и проблемы, поэтому книга может служить незаменимым руководством всем идущим по пути Евангельских заповедей, для тех, кто жаждет спасения души. И, может быть, по слову преп. Антония Оптинского, и одна строка этого труда принесет духовную пользу. Он писал: «…Чтение духовных книг советую вам не оставлять, ибо бывает иногда и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти».

 

12Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида : (в схиме Льва). – Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – 142, [2] с.

Первый Оптинский старец, преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин), родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования. Старчество преп. Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые им, были бесчисленны, многие обездоленные стекались к нему, и всем им помогал преп. Лев. Книга содержит подробное жизнеописание великого Оптинского старца.

 

13Житие и наставления преподобного Амвросия старца Оптинского. – Б. м. : Свято-Введенская Оптина Пустынь, [1990]. – 48 с.

О святом и праведном образе жизни, охватившем собой большой и разнообразный мир русских людей в недалекое для нас время, повествуется в настоящем жизнеописании преп. Амвросия, старца Оптинского, который не угас со своей кончиной на земле, но удивительно горит живым светом и силой духа. Кроме того, в издании опубликованы мудрые и важные наставления великого старца, послушать которого приезжали многие известные личности.

 

14Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова). – [Репринт. воспроизведение текста]. – Козельск : Введенская Оптина Пустынь, 1994. – 351, [1] с. : ил. – (Преподобные старцы Оптинские).

Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.

Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, потом начинало болеть сердце… О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал преп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Книга содержит подробное жизнеописание великого старца.

 

15Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина пустынь, 1995. — 174,[1] с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-036-8

Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преп. Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преп. Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».

Книга повествует о жизни и вере преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова).

 

16Житие Оптинского старца Варсонофия / [Сост. В.Афанасьев]. — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1995. — 461,[2] с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-033-3

Преподобный отец Варсонофий, в миру — Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, прямая возможность получить все мирские блага. И… отказ от всего. Ноги «сами собой» привели его в Оптину Пустынь.

Книга рассказывает о жизни и духовных подвигах преп. Оптинского старца Варсонофия.

 

17Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида ( в схиме Льва). — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1994. — 408,[2] с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-035-X

Первый Оптинский старец — преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин). В 1829 году подвижник вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Настоятель монастыря, зная духовную опытность преп. Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Его служение Богу и людям продолжалось двенадцать лет. Он совмещал в себе молитвенную жизнь, строгость и милосердие, скромность и общительность, житейскую опытность и сострадание.

Издание содержит сведения о старчестве преп. Льва, его жизни и монашеских подвигах.

 

18Житие Оптинского старца Макария / сост. насельник оной же пустыни Архимандрит Леонид (Кавелин). — [Репринт. воспроизведение текста]. — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1995. — 183,VIII,[1] с. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-029-5

«В Оптину за опытом», — говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни Оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе великие русские писатели и общественные деятели. Старцы были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями, наставленниками.
В книгу вошло житие преп. Оптинского старца Макария (1788-1860) , в миру Михаила Николаевича Иванова.

 

19Житие Оптинского старца Нектария . — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1996. — 318,[1] с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-034-1

Иеросхимонах Нектарий (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец. Он нес крест старческого служения в годы тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви, страны, народа. Наделенный великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей, мученические кончины своих близких духовных чад, разорение России. Старец Нектарий молился за всю страну, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжелейших искушений он брал на себя бремя людских грехов, их горести и лишения. Отец Нектарий разделил участь многих своих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. Книга повествует о жизненном пути великого Оптинского старца Нектария.

 

20Житие Оптинского старца Никона / Монахиня Мария (Добромыслова М.С.). — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1996. — 161,[2] с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-035-X

Преп. Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 г. в Москве. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина Пустынь». Инок Никон становится самым близким учеником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт.

Издание поможет читателям найти ответы на многие вопросы духовной и повседневной жизни.

 

21Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1995. — 158,[1] c. — (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-030-9

Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. В юности он решил посвятить жизнь служению Богу. Под его мудрым управлением Оптина Пустынь во второй половине XIX века становится одним из самых процветающих монастырей России. Главным для старца Исаакия было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, беспримерное служение ближним, милосердное отношение к приходившим к нему.

 

22Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского, 1805 – 1873. — [Репринт. воспроизведение текста]. – Козельск : Введенская Оптина Пустынь, 1993. – 351, [1] с.: ил. – (Преподобные Оптинские старцы).
ISBN 5-86594-008-2

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805 — 1873) — ученик и преемник Оптинского старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Издание поможет читателям найти ответы на многие вопросы духовной жизни, возникающие в наше непростое время.

 

23Житие священномученика архимандрита Исаакия. — Козельск (Калуж. обл.) : Введен. Оптина Пустынь, 1996. — 127 с.: ил. — (Преподобные Оптинские старцы).

Преподобный Исаакий пришел в Оптину Пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Он принял настоятельство в тяжелое для России время: началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!». И кровью своею засвидетельствовал свою верность Богу.

 

24Иларион (Пономарев Р. Н.) Письма преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Илариона / Иларион. — Оптина Пустынь (Калуж. обл.) : Свято-Введ. монастырь Оптиной Пустыни, 1998. — 156 с. : портр., ил., цв. ил.

Память о старце Илларионе осталась в сердцах многочисленных духовных чад и в тех письмах, которые свидетельствуют о его горячей самоотверженной любви к обремененным скорбями людям. Его письма, которые время сохранило и донесло до нас, — это благодатный источник наставлений и поучений для руководства и утешения в трудных случаях жизни. Они исполнены истинно святоотеческого духа. При простоте слога старца его поучениям присуща необыкновенная сила.

 

25Кандалинцев, В. Г. Учение Оптинских старцев : [практическое руководство] / Виталий Кандалинцев. — Москва : МАSКА, 2010. — 345 с.
ISBN 978-5-91146-445-5

В книге представлено учение Оптинских старцев, раскрываемое как практическое руководство по усвоению и применению слова Божия в христианской жизни.

Издание помогает понять, насколько велико значение старчества в деле спасения человека.

 

26Леонтьев, К. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни / К. Леонтьев. — Москва : Талан, 1997. — 95 с.

Воспоминания известного русского писателя и философа Константина Леонтьева об «оптинском немце» замечательны по тонкости и глубине анализа человеческой души. Автора связывала с отцом Климентом Зедергольмом теплая духовная дружба, и оттого страницы воспоминаний проникнуты чувством благодарности и глубочайшего уважения.

 

27Никон (Беляев, Н. М.) Дневник 1907-1910 гг. / преподобный Никон Оптинский (Беляев). — Б. м. : Сардоникс, 2003. — 318 с.
ISBN 5-902379-05-9

Дневник показывает, как постепенно происходит духовное возрастание молодого послушника, истинно преданного ученика старца, и помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека. В процессе подготовки рукописи были исследованы все ранее известные машинописные и рукописные варианты Дневника, а также и один из самых первых списков – рукописная тетрадь, находившаяся в частных руках; проведена большая текстологическая работа – сведены воедино все варианты текста и выбраны наиболее точные из них. Настоящее издание поможет читателям найти ответы на многие вопросы духовной жизни, возникающие в наше непростое время.

 

28Никон (Беляев, Н. М.) Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона) / Никон. — Москва : ПолиграфАтельеПлюс, 2004. — 461,[1] с. : ил.
ISBN 978-5-86594-164-4

Поступив в Оптину Пустынь, Николай Беляев в течение трех лет (с 1907 по 1910 год) вел, по благословению старца Варсонофия, духовный дневник. Дневник особенно интересен тем, что, помимо искреннего, живого описания жизни Скита, он приоткрывает нам духовную жизнь великого Оптинского старца Варсонофия, ибо послушник Николай подробно, с любовью, записывал в Дневник все его беседы и наставления.
Дневник показывает, как постепенно происходит духовное возрастание молодого послушника, истинно преданного ученика Старца, и помогает понять, сколь велико значение духовного старческого руководства в деле спасения человека.

 

29Никон Оптинский (Беляев). На Господа возвергаю надежду! : письма к матери; беседы и поучения; последние дни жизни / Преподобный Никон Оптинский (Беляев). — Калуга : Сардоникс, 2003. — 94 с.
ISBN 5-902379-03-2

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) — ученик знаменитого Оптинского старца Варсонофия (Плиханкова), последний духовник Оптиной пустыни перед ее закрытием в 1927 г. Он канонизирован в сонме Преподобных Старцев Оптинских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1996 г. В настоящем издании помещены его письма к матери, беседы, проповеди, поучения, а также воспоминания очевидцев о последних днях его жизни. Все это — живое и яркое свидетельство о внутреннем мире и пастырском служении старца, о его исповедническом шествии на крест. Текст печатается по машинописному экземпляру сборника, составленного в 30-е годы прошлого столетия духовными детьми преп. Никона.

 

30Оптинский старец Иоасаф : воспоминания келейницы / воспоминания записал и подготовил к печати иеромонах Нестор (Кумыш). – Санкт- Петербург. : Сатисъ, 2002. — 45, [1] с. : ил.
ISBN 5-7373-0151-6

Книга знакомит с духовной судьбой малоизвестного Оптинского старца. Память о нем не исчезла, несмотря на его сокровенную и скрытую от мира жизнь. Его облик предстает перед нами в воспоминаниях его келейницы, схимонахини Николаи. Житие преп. Иоасафа – есть свидетельство той утешительной истины, что земля русская никогда не оскудевала великими подвижниками, проводившими свою жизнь в безвестности.

 

32Письма преподобного Макария Оптинского о смирении, самоукорении и терпении скорбей. — Минск : Издательство Православного Братства во имя Архистратига Михаила, 2002. — 575 с.
ISBN 985-6484-29-4

В сборник вошли 570 писем, с 1838 по 1857 год, преподобного Оптинского старца Макария (Иванова), адресованные мирянам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни — борьба с грехом и стяжание христианских добродетелей, отношение к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и т.д.

Все издания имеются в фонде Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского

Полную и подробную информацию о великих старцах Оптиной Пустыни можно получить на сайтах:

www.optina.ru

prepodobnye_optinskie_starcy.html

avt/starcyopt.htm

books/optina1/Main.htm

philology/44875.php

www.shamordino-m.ru

Назад