Русская пианистическая школа – явление, известное и почитаемое во всем мире. Насчитывающая в своем развитии всего около двух столетий – значительно менее, чем аналогичные европейские школы, – русская пианистическая школа дала миру плеяду величайших музыкантов. Антон и Николай Рубинштейны, Лев Оборин, Владимир Софроницкий, Мария Юдина, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак, Яков Флиер, Евгений Кисин – это лишь немногие из имен пианистов, прославивших русское искусство.
Рассказать обо всех в одной небольшой статье невозможно. Поэтому мы уделили внимание лишь тем великим музыкантам, которых можно считать юбилярами 2020-го: Н. Рубинштейн (185 лет со дня рождения), А. Гольденвейзер (145 лет), С. Рихтер (105 лет).
В 1834 году в Москве на Ордынке, в одном из домов Толмачевского переулка поселилась приехавшая из Бердичева семья купца 2-й гильдии Григория Рубинштейна. На первом этаже дома располагалось купленное главой семьи производство карандашей и булавок, а на втором — жилые комнаты, в которых год спустя появился на свет младший сын хозяина Николай.
Заниматься музыкой мальчик начал с 4-х лет. Вот как впоследствии он вспоминал о своих первых шагах: «Нас, то есть детей, будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения». Николаю было 9 лет, когда вместе с матерью, сестрой и братом, он уехал в Германию, где 4 года занимался у известных педагогов игрой на фортепиано и теоретическими дисциплинами.
Поступив в 1851 году на юридический факультет Московского университета, Николай Рубинштейн окончил его в 1855-м и начал служить в канцелярии генерал-губернатора. Однако в 1857 году бросил службу и полностью посвятил себя музыке. Кроме активной концертной деятельности, Николай Григорьевич участвовал в открытии издательской фирмы П. Юргенсона, руководил фондом помощи вдовам и сиротам музыкантов, поддерживал педагогов провинциальных городов. Но самая большая его заслуга – в открытии Московской консерватории, где он был первым директором и профессором фортепианного класса. Не случайно именно его портрет расположен над сценой Большого Зала консерватории.
А высочайшее исполнительское искусство Рубинштейна позволило П.И. Чайковскому в одном из писем пианисту написать: «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты!». Ушедший из жизни в 1881 году Н.Г. Рубинштейн, естественно, не оставил звукозаписей, их тогда просто не существовало. Но зато он оставил нам несколько написанных им фортепианных пьес, одну из которых мы предлагаем вашему вниманию.
Николай Рубинштейн.
Тарантелла, ор. 14.
В начале 90-х годов ХIХ столетия Московскую консерваторию с золотой медалью окончила целая плеяда выдающихся пианистов: С. Рахманинов, А. Скрябин, К. Игумнов, А. Гедике. В этом ряду также стоит имя Александра Борисовича Гольденвейзера. Будучи одним из основоположников советской школы пианизма, Гольденвейзер олицетворял собой связь времен, передавая новым поколениям традиции своих современников и учителей. Ведь путь его в искусстве начался еще в конце позапрошлого века, а одним из учителей был воспитанник Николая Рубинштейна.
Родившийся в 1875 году в Кишинёве в семье присяжного поверенного, свои первые музыкальные впечатления Александр получил от матери, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры, стал самостоятельно играть на фортепиано. А когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой.
Окончив Московскую консерваторию в 1895 году, Александр Борисович сразу же начал активную концертную и преподавательскую деятельность. Это он в течение 55 лет был профессором Альма-матер и на протяжении 5 лет возглавлял ее. Это он в 1931 году организовал «Особую детскую группу» при Московской консерватории, на основе которой впоследствии была создана Центральная музыкальная школа. Имена многих его учеников широко известны — С. Фейнберг, Г. Гинзбург. Р. Тамаркина, Т. Николаева, Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой и другие.
Гольденвейзеру выпала завидная участь быть в приятельских отношениях со Львом Николаевичем Толстым. «В январе 1896 года счастливый случай ввел меня в дом Л. Н. Толстого. Постепенно я стал близким к нему человеком до самой его смерти. Влияние этой близости на всю мою жизнь было громадно…», — вспоминал музыкант. О своем общении с великим писателем он много позднее напишет двухтомную книгу «Вблизи Толстого».
Если же говорить о концертной деятельности Гольденвейзера, то она продолжалась до середины 50-х годов (более 55 лет). Это были и сольные вечера, и выступления с симфоническим оркестром, и ансамблевое музицирование с Э. Изаи, П. Казальсом, Д. Ойстрахом, С. Кнушевицким, Л. Коганом и другими известными артистами.
Фредерик Шопен.
Прелюдия фа диез мажор, ор. 29 № 13.
Даже очень далеким от музыки людям не надо объяснять, кто такой Святослав Теофилович Рихтер.
Уроженец Житомира, он с семилетнего возраста жил в Одессе. Его часто называют самоучкой, т.к. он не проходил стандартный курс фортепиано, играя гаммы, упражнения и этюды. Первым произведением, которое разучил юный пианист, был ноктюрн Ф. Шопена. А его первый сольный концерт, составленный из сочинений того же композитора, состоялся в 1934 году.
Вообще-то Святослав Теофилович планировал стать дирижёром, а стал гениальным пианистом. «Этого ученика я ждал всю жизнь», — скажет Генрих Нейгауз, когда в 1937 г. Рихтер приехал к нему поступать в Московскую консерваторию. Однако уже осенью, после отказа изучать общеобразовательные предметы, был из ВУЗа отчислен. В консерватории он впоследствии восстановился, но диплом получил лишь в 1947 году.
Всю свою долгую (82 года) жизнь музыкант активно концертировал. Его необычайно широкий репертуар охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века.
Однако, кроме музыкального таланта, Рихтер обладал способностями и в других областях искусства. Так, в 1952 году он исполнил роль Ференца Листа в фильме Г. Александрова «Композитор Глинка». А еще он очень хорошо рисовал и любовь к живописи, которая стала одним из серьезных увлечений после музыки, пронес через всю жизнь. Возможно, благодаря ей, и появились на свет знаменитые «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее.
В постсоветский период Святослав Теофилович жил преимущественно в Париже, а незадолго до кончины — 6 июля 1997 года — возвратился в Россию. Свой последний концерт пианист дал в 1995 году в Любеке.