Информационно-библиографический центр КОНБ им. В.Г. Белинского подготовил виртуальную слайд-выставку к 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина «КиноПрочтение литературных строк», посвященную экранизации произведений русского писателя.
Долгое время его проза оставалась без внимания режиссеров. Первую картину по Бунину сняли в СССР только в 1967 г., позже режиссеры из многих стран обратили внимание на его произведения: ленты снимали испанские, польские, американские и многие др. кинематографисты. Почти 20 фильмов были выпущены в России, среди них: «Суходол» Александры Стреляной, «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Мещерские», «Лето любви» и другие. В большинстве картин создатели постарались сохранить бунинский слог в диалогах, настроение и характере персонажей.
В фильме «Мещерские» режиссер Борис Яшин объединил сюжетные линии бунинских рассказов «Таня», «В Париже» и «Натали», где главный герой носил фамилию Мещерский. В 1996 г. картина получила приз им. Франсуа Шале на IV фестивале «Русское кино» во французском Онфлере.
В центре сюжета повести «Суходол», написанной в жанре «деревенской прозы», история исчезновения дворянского рода и их разоренной усадьбы Суходол. Спустя 100 лет после первой публикации произведения режиссер Александра Стреляная выпустила одноименный фильм, который стал ее дебютной работой и завоевал много кинонаград. Его продюсировал Алексей Учитель, автор ленты о жизни Бунина «Дневник его жены».
Экранизировать бунинскую прозу режиссер Никита Михалков планировал еще в 1970-х. В одном из интервью 2014 г. он говорил: «Я написал заявку на «Солнечный удар» почти 37 лет назад, когда Бунин был просто запрещен». В основе сюжета фильма — одноименный рассказ «Солнечный удар» и дневник, который писатель вел в 1918-1920 гг., а позже, «испив чашу несказанных душевных страданий», издал за границей под названием «Окаянные дни». В нем автор резко критиковал революцию и действия большевиков, которые воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников, а также описал конец Белой армии и эмиграцию русской интеллигенции.
В отзывах о фильме публицист Леонид Радзиевский писал: «Очень правильный ход — соединить рассказ Бунина о любви и его же «Окаянные дни». Почему это правильно? Да потому что рассказы Бунина о любви… подсвечены этим самым Солнцем, этим закатным пожаром, уничтожившим и героев, и «страну, которой нет» и где они жили и «легко дышали». Без этого «солнечного эффекта» трагическое ощущение от Бунина — неполное».
Экспозиция выставки проиллюстрирована редкими фотографиями писателя, черновыми набросками его текстов, отрывками из писем, кадрами из ряда кинофильмов, книгами из фонда КОНБ. Краткие биографические сведения даны из кн.: Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 1. – Москва : Просвещение, 1998. – С. 233. Использованы также отдельные издания работ Бунина: «Натали», «Окаянные дни», «Суходол», «Темные аллеи» и др.
В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в том же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали. Понадобилось много десятилетий, чтобы работы истинно русского писателя вернулись на его родину. Возможно, для современного поколения возврат к прочтению прозы и поэзии Бунина произойдет именно через качественно снятые фильмы по его произведениям.