Имя Александра Ильича Зилоти известно каждому музыканту. Но его почти не знает широкий круг любителей музыки. А между тем, это был очень яркий и талантливый представитель русской творческой интеллигенции рубежа XIX – XX веков. В советское время он был незаслуженно забыт, выброшен из истории русской музыкальной жизни как не сумевший понять и принять октябрьские события 1917 года.
К творчеству этого замечательного, одаренного пианиста и дирижера мы обратились сегодня благодаря Светлане Горобец, специалисту по музыкальной культуре Петербурга начала ХХ века, написавшей монографию «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти». С этой работой известного музыковеда мы хотим познакомить наших читателей.
Ученик Н. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Листа (какие имена!), выпускник Московской консерватории, а впоследствии ее профессор, двоюродный брат С. Рахманинова (мать Зилоти – урожденная Рахманинова), концертирующий музыкант с европейским именем, зять Павла Третьякова, основателя знаменитой галереи, женившийся на его старшей дочери Вере Павловне. А еще известный музыкальный и общественный деятель. И это все – Александр Зилоти!
Он родился в октябре 1863 года в Харьковской губернии. С начала 70-х годов жил, учился и преподавал в Москве, а с 1900-го его постоянным местом жительства стал Санкт-Петербург, где музыкант занимался в основном концертной и общественной деятельностью.
Близкая дружба связывала Александра Ильича с П.И. Чайковским, который только ему доверял переложения для фортепиано своих произведений. «Ради бога, каждую мою вещь, в каком бы виде она не издавалась, отдавай на просмотр Зилоти», — просит композитор издателя П. Юргенсона. Зилоти посвящали свои произведения Ц. Кюи, П. Чайковский и С. Рахманинов.
События осени 1917 года не нашли понимания со стороны музыканта. В январе 1918 г. по приказу Луначарского Александр Ильич был арестован «за саботаж» как руководитель оперной труппы Мариинского театра и помещен в одиночную камеру тюрьмы «Кресты», но на следующий день выпущен «на поруки»… В его камере на грязной стене значилось: «Здесь сидел вор Яшка Куликов». Зилоти дописал: «И ученик Листа Александр Зилоти».
А год спустя музыкант навсегда покинул Россию.
Но вернемся к монографии Светланы Горобец. Это первое издание на русском языке, задача которого, опираясь на архивные материалы, по возможности полно осветить жизнь и творчество Александра Зилоти. Книга состоит из семи глав, в которых представлены биография музыканта, характеристика его многосторонней деятельности: исполнительской, педагогической, дирижерской, редакционной, работа в общественных организациях. Немаловажное значение в жизни Александра Ильича имела его семья, родственное окружение, которым посвящена одна из глав.
Талант и личность А.И. Зилоти были настолько яркими, люди, окружавшие его, внесли столь значительный вклад в историю русской культуры, что книга о них будет интересна не только музыкантам. Во всяком случае, мы очень на это надеемся!
А в качестве музыкальной иллюстрации предлагаем вам фрагмент первой часть концерта № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, поскольку Зилоти, наряду с автором, был одним из первых исполнителей этого сочинения. К сожалению, найти записи самого Александра Ильича не удалось.