ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ И НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО

«Очень важно для любой страны, для любого народа, а для такой сложной страны и многообразной страны как Россия, с ее многонациональным, многоконфессиональным составом, важно остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что — с поражениями и трагедиями».

«Народ сам решил судьбу России, отстоял ее независимость, очистил от распрей, междоусобиц, самозванцев, восстановил законную власть, открыл дорогу становлению могущественной и суверенной державы».

Путин В.В. 4 ноября 2015г.

4 ноября – День народного единства, российский государственный праздник, отмечаемый с 2005 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Фёдор I Иоаннович.  Потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе. С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители. Вместе с ними пришли польские захватчики, которые проводили политику террора, грабежа, массовых зверств. Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Заточенный в Кремле он продолжал распространять через своих сподвижников обращения-грамоты, призывая бороться с иноверцами и смутьянами. Одна из грамот попала к нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину. Осенью 1611 года он выступил в Нижнем Новгороде перед согражданами, призвав их отдать силы и имущество на защиту Отечества. Народ стекался на зов посадского старосты. Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов. После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России.

Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского считали народными героями. Их называли – «Спасители России!» С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополченцы 22 октября взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы.

Не сломилась Русь, устояла!

   С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя — представителя династии Романовых — Михаила Федоровича, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России.

   В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

    В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник народным героям.

4 ноября мы отмечаем веру в то, что мы остаемся единым народом, который сможет преодолеть любые трудности и, объединившись, пройти любые испытания!

В нашей библиотеке, в Центре книги и чтения (1-й этаж), открылась книжная выставка «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ И НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО»,  посвященная Дню народного единства. Мы познакомим вас с некоторыми книжными и журнальными изданиями, представленными на экспозиции.

Савельев, Андрей Николаевич.

1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты: 400 лет борьбы русского государства против самозванцев, цареубийц, мятежников, революционеров и террористов / Андрей Савельев. – Москва: Книжный мир, 2013. – 351 с. : ил. ; 21 см. – (Русской славы имена).

Трагическое время пережила Россия в начале XVII века. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла.

Каковы причины возникновения Смуты, затронувшей все стороны жизни русского общества и вылившиеся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и выживание?

В блестящей плеяде борцов за независимость русского национального государства Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому принадлежит особое место. Их имена связаны с подвигом, который совершил русский народ во имя освобождения родины в 1612 году. Мудрые головы и храбрые сердца наших героев, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

Богданов, Андрей Петрович.

1612. Рождение Великой России / Андрей Богданов. — Москва : Вече, 2013. — 349, [2] с., [8] л. ил. : ил. — (От Руси к Империи).

В 1612 году на карте мира появилась вместо Московского государства новая держава – Великая Россия. Так постановил собравшийся «Совет всей земли» – выборных представителей уездов страны. Только объединившись, смогли покончить со Смутой, изгнать интервентов и сформировать  свое государство так, как согласовали между собой его жители. Книга доктора исторических наук Андрея Богданова расскажет читателю тяжелую правду о Смутном времени и православных людях, которые сумели его преодолеть.

Скрынников, Руслан Григорьевич.

Минин и Пожарский / Руслан Скрынников. — [Изд. 2-е, испр.]. – Москва: Молодая гвардия, 2007. — 328, [2] с., [16] л. ил., портр; 20 см. — (Жизнь замечательных людей).

Написанная Русланом Григорьевичем Скрынниковым научно-художественная биография двух выдающихся исторических деятелей России – нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского – давно уже признана классической.

 Минин и Пожарский. Всего лишь несколько лет довелось этим людям бороться бок о бок. С тех пор их имена стали в сознании русских людей неразделимы. Они не оставили после себя ни дневников, ни писем, ни воспоминаний. Даже реконструкция внешних событий  их жизни наталкивается на непреодолимые препятствия. Автор принужден довольствоваться крохами, которые сохранили для него архивы.  А там, где у автора мало сведений о главных героях, биографическое повествование уступает место исследованию времени —  грандиозной панораме русской Смуты – гражданской войны XVII века.

Князю Пожарскому — благодарная Россия. Книга дарителей / [ред. А.И. Аксенова]. — Владимир : Аркаим, 2009. — 158, [1] с. : цв. ил.

Издание этой книги является логическим завершением акции по сбору пожертвований на восстановление памятника-часовни национальному герою России, великому князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, объявленное «Русским афонским обществом».  Воздвигнутая в Суздале. В 1885 году, усыпальница долгие годы являлась местом поклонения неравнодушных к истории своей Отчизны россиян. В тридцатые годы прошлого столетия он был уничтожен, а прах героя перезахоронен.

Сегодня, в ноябрьские дни, когда россияне вернулись к празднованию памятного дня, который мы называем Днем народного единства, свидетельствует об уважении и преклонении перед подвигом князя Дмитрия.

Георгиева, Татьяна Серафимовна.

Культура России и русское православие : очерки / Т.С. Георгиева. — Москва : Крафт+, 2012. — 495, [1] с.

Исключительно важными факторами, во многом определяющими развитие всех сфер общества, являются духовные ценности, ментальность народа, его культура. На основе ранее не использовавшихся архивных данных в работе доктора философских наук, профессора Георгиевой Т.С. дается историческая ретроспектива взаимовлияния принятого на Руси православия как одной из ветвей христианства и российской культуры; меценатства в нашей стране, начиная от Древней Руси, до современной России, и других самобытных сторон российской жизни.

Коняев, Николай Михайлович.

Православная история России : от Крещения до наших дней / Н.М. Коняев. — Москва : Вече, 2011. — 494, [1] с., [12] л. цв. ил.

Истинная история православной веры на земле Русской запечатлена не в официальных постановлениях и царских указах: в них слишком много земного. По мысли автора книги, известного православного писателя и публициста, история Церкви – это сияющая череда вечно живых ликов святых подвижников и благоверных князей, мучеников и исповедников, которые оставив мир дольний, предстоят Престолу Божию в непрестанной молитве за грешных людей.

За тысячелетие своей истории Россия явила различные лики православной святости. О некоторых из них мы попытаемся рассказать в этой книге.

Казакевич, Александр Николаевич.

Символы и святыни православия / А. Казакевич. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 300, [3] с. : ил. — (Религии мира).

Православный храм – это неисчерпаемый символ, это образ Вселенной, образ Тела Христова, образ грядущего и утраченного. Символ веры, Крест, святые иконы – все это  святыни православия, которые почитает каждый верующий человек.

Из книги вы узнаете об устройстве православного храма, о том какую символическую нагрузку несет каждая его часть, о символике цветов облачений священников и т.п.

Ананичев, Александр Сергеевич.

Богом избранная Русь / Александр Ананичев. — Москва : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 98, [1] с. : ил.

Русские, украинцы, белорусы – наследники святой Руси. Покорившись воле святого князя Владимира, из светлых вод Днепра, будто из Иорданской купели, вышел народ, обновленный светом Христовой правды. Тогда родилась на славянской земле Русская Православная Церковь, началось великое преображение русского народа, ступившего на путь христианского подвига и святости.

Бессонов В.

         Калуга в Смутное время / В.А. Бессонов // Родина.- 2013.- №2.- С. 42-45.

            Военный статус города и расположение на одном из путей к Москве, во многом определили особую судьбу Калуги в период Смутного времени. В 1604 году, когда появился Лжедмитрий I, калужане стали на его сторону. В 1606 году радушный прием  оказали Ивану Болотникову, засевшему в Калуге с десятитысячным отрядом.

Лжедмитрий II решил также засесть в Калуге, так как город обладал сильной крепостью, когда дела под Москвой стали совсем плохи, бежав из Тушинского лагеря. В 1609 года он остановился в Калужском Лаврентьевом монастыре. Лжедмитрий II (современники называли его «калужским цариком») со своей царицей Мариной Мнишек окружил себя пышностью, пировал и кутил. Через год был убит в калужском бору. Следствием Смуты стали разруха, обнищание населения города, которое сократилось на треть.

В патриотическом движении за освобождение Москвы от иноземных захватчиков калужане принимали самое активное участие. В ополчение, возглавляемое К.Мининым и Д.Пожарским, влились отряды калужан под руководством кн. Дмитрия Трубецкого. Не раз в Калугу приезжал Пожарский для руководства боевыми действиями против польских отрядов. Перемирие было заключено только в 1619 г., но граница с Польшей вновь пролегла по калужским землям.

Есинская И.

         Во имя верности и чести / Ирина Есинская // Георгиевский крест.- 2016.- №1.- С.56-65.

Во имя похода на Москву войска Лжедмитрия II осадили Пафнутьев монастырь, в котором с частью жителей Боровска укрылся небольшой отряд князя-воеводы Михаила Волконского. Оборона была упорной, но из-за предательства противник сумел войти и перебить всех защитников. Волконский погиб в соборе Рождества Богородицы. Монастырь был сожжен и разграблен.

На месте погребения защитников и всех пострадавших в Боровском монастыре был воздвигнут четырехметровый резной крест из белого камня. Мощные очертания креста словно свидетельствуют о нерушимости Православной веры. На обороте креста слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».