К 75-летию Великой Победы в рамках акции «Библионочь» музыкальный отдел подготовил для вас рассказ о песнях, посвященных войне, в творчестве известных российских бардов.
Великая Отечественная война стала своего рода водоразделом в истории нашей страны и в судьбах людей. Ведь не случайно, спустя 75 лет после ее окончания, мы и сейчас говорим: «Это было еще до войны… Это было после…».
Знаменитый автор и исполнитель Александр Розенбаум родился в 1951 г., когда уже остались в прошлом эвакуация, бомбежки, голод. Но он появился на свет в Ленинграде, городе, в котором до сих пор на стенах домов сохранилась предупреждающая надпись: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле».
Может быть, поэтому такую мощь и силу имеют его песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения).
А может, не было войны?
https://youtu.be/vHEyWLi—3M
Юрий Визбор родился в Москве в 1934 г. Ему было 7 лет, когда началась война. И мальчик хорошо запомнил и добровольцев, отправляющихся на фронт, и провожающих их плачущих женщин, и затемнения на окнах, и бомбоубежища по ночам.
Запомнил и рассказал нам в своих лучших песнях — «Виталий Палыч», «Серёга Санин» и других.
Полоцк.
Александр Городницкий — учeный-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член Российской академии естественных наук. Это по профессии. А по призванию — поэт, бард, один из основоположников советской авторской песни. Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.
Вот как он сам вспоминает свое военное детство: «Для меня война — это, прежде всего, блокада. Как, наверное, для всех петербуржцев. О начале войны я узнал 22 июня от отца — он приехал на дачу в Вырицу, где мы тогда жили с мамой. Помню, что я тогда очень удивился: был ясный жаркий день, вокруг было спокойно и тихо, и поверить в то, что скоро все изменится, восьмилетнему пацану было почти невозможно.
Однако, все изменилось, и очень быстро. Уже в июле нас с маминой школой (она была учительница) отправили в эвакуацию… в Новгородскую область, а потом на Валдай. Оказалось, что план эвакуации был составлен на предмет войны с финнами еще в 39-м году, а поменять его не удосужились. В итоге немцы туда пришли еще раньше, чем к Ленинграду. Где-то от Малой Вишеры нас повезли назад. Уже горело небо, шли эшелоны с ранеными, приезжали матери, пытавшиеся выкрасть своих детей и увезти их подальше, милиционеры их прогоняли. Наш эшелон бомбили, у нас загорелся последний вагон. Помню, нас загоняли под вагоны. Немцы бросали осветительные ракеты, а мы — дураки маленькие, вылезали посмотреть, как красиво эти ракеты горят. В конце августа, буквально за несколько дней до того как немцы перерезали железную дорогу, мы успели проскочить в город. А потом немцы взяли Шлиссельбург, и началась блокада.
Дальше моей войной и была блокада. Это то, что не может стать историей, поскольку это прошло через всю жизнь.
Памяти каравана PQ-17.
Война — особая тема в песенном творчестве Высоцкого. Ему было 3 года, когда началась война, отец ушел на фронт, а он вместе с мамой уехал в эвакуацию в Оренбургскую область, откуда возвратился в Москву в 1943 г. Он был совсем мал, но, так же, как и его ровесник Юрий Визбор, запомнил бомбежки, эвакуацию, помнил, как ждали женщины фронтовых треугольников от своих близких, и как рыдали, получив похоронку.
Когда в одном интервью Владимира Семеновича спросили: «Какая ваша любимая песня?», он ответил: «Вставай, страна огромная!». Высоцкий тоже принадлежал к тому поколению, представители которого, по образному выражению писателя Василия Шукшина, как бы «опоздали» родиться и не приняли участия в Великой Отечественной войне, зато с лихвой «довоёвывали» своим творчеством.
Может, поэтому его песни о войне такие пронзительные, щемящие, что фронтовики, не знавшие Высоцкого, утверждали, что подобное мог написать только человек, прошедший войну и знавший ее не понаслышке.
Он не вернулся из боя.
Завершая наш рассказ о военных песнях российских бардов, мы обратимся к творчеству Булата Шалвовича Окуджавы. Он – единственный из тех, о ком сегодня идет речь, кто войну вывозил на своих плечах, кто сражался, рисковал жизнью и терял друзей.
9 мая 1945 года ему исполнился 21 год. «На войну я пошёл добровольцем, после девятого класса, в 1942 году, — рассказывал Окуджава. — Пошёл не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но и романтиком, конечно, тоже. Романтизм очень скоро, буквально через несколько дней, улетучился: оказалось, война—это тяжёлая, кровавая работа. Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо-Кавказский фронт, и я уже не миномётчик, а радист тяжёлой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-года мало кто уцелел. Война всё время со мной: попал на неё в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко…»
У Булата Шалвовича много военных песен. Но есть одна, которая была особенно дорога фронтовикам. Да и нам всем – тоже! Это песня из кинофильма «Белорусский вокзал».
Мы за ценой не постоим!