Из истории санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны
Уже накануне войны перед санитарным просвещением были поставлены задачи дальнейшего подъема санитарной культуры населения. К 1941 году была создана развернутая сеть домов санитарного просвещения, подготовлены кадры, обеспечен рост издания методической литературы. Огромная работа в мирное, предвоенное время проводилась по программе ГСО (Готов к санитарной обороне). Но в первые же дни войны стало ясно, что нужно конкретизировать содержание этой работы, необходимы были и её новые формы. В тяжелейших условиях войны нужно было дать миллионам людей санитарно — оборонные знания. В системе общего военного обучения надо было оказать помощь и в деле санитарной подготовки миллионов бойцов по специальной программе. В них входили: первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами, знания о предупреждении инфекций, вспышки которых могли легко возникнуть в условиях высокой миграции, скученности, недоедания, и при освобождении оккупированных территорий.
Важную роль в перестройке дела санитарного просвещения сыграл приказ Народного комиссариата здравоохранения СССР от 12 ноября 1941г. о требованиях ко всем органам и лечебно-санитарным учреждениям, ко всем медицинским работникам, которые были обязаны вести санитарное просвещение в соответствии с практическими задачами. В приказе был отмечен наступательный характер санитарной агитации и пропаганды. Санитарное просвещение в дни войны стало важным, действенным и боевым.
В решении поставленных задач ведущую роль сыграла работа небольшого коллектива сотрудников Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения (ЦИСП), который с первых дней войны сосредоточил свое внимание на проблемах профилактики эпидемических заболеваний, санитарном благополучии тыла, на вопросах охраны здоровья рабочих, особенно предприятий, работающих на оборону, на проблемах охраны здоровья женщин, детей и подростков, на оздоровлении условий жизни на селе, а также на подготовке к работе санитарного актива.
В начале 1942 года Государственный Комитет Обороны в постановлении о предупреждении эпидемий в Советской армии дал директиву о широком привлечении граждан СССР к решению задач здравоохранения. Поэтому значительно возросли роль и численный состав общественного актива здравоохранения. Каждый агитатор, пропагандист становился организатором работы по решению задачи санитарной обороны страны. В целом ряде городов возникло массовое народное движение за санитарную культуру.
Во время войны многие пункты санитарного просвещения оказались на оккупированных территориях. Уменьшилась их сеть и в тылу. В ряде мест в первые месяцы войны некоторые руководители здравоохранения, недооценивая значение санитарного просвещения в условиях войны, допустили закрытие домов санитарного просвещения. В 1943 году эти учреждения хотя и были восстановлены, но в большинстве случаев потеряли прежние помещения и имущество.
В 1943 году была разработана и опубликована новая программа подготовки общественных санитарных инспекторов в городах и посёлках. Также был описан и опубликован опыт работы детских санитарных команд. В помощь санитарному активу была разработана и издана «Библиотечка санпостовца», включавшая брошюры: «Личная гигиена», «На борьбу с заразными кишечными инфекциями», «Гигиена жилища», «Сыпной тиф и борьба с ним», «Уход за больными в домашней обстановке». Выпущены следующие кинофильмы: «Очистка городов в условиях войны», «Соблюдайте чистоту двора и жилища», «Боритесь с сыростью в жилище».
Институт выпускал плакаты-стенгазеты, иллюстрированные календари-памятки, сатирические статьи, специальные «библиотечки», например: «Библиотечка раненого бойца», издавались лекторские папки, оформлялись лозунги-трафареты. Был разработан и издан методический сборник «Санитарное просвещение в условиях военного времени». Было разработано и издано также значительное количество листовок, памяток, брошюр по вопросам профилактики инфекционных заболеваний – малярии, гриппа, детских инфекций, туляремии, чесотки, туберкулеза и др. Институт снимал кинофильмы, издавал специальные сборники, посвященные методике и организации санитарного просвещения в условиях военного времени. Всё это помогало лечебным, санитарным учреждениям вести санитарную подготовку среди различных групп населения. Существовавшая система массовой подготовки населения в СССР по программе ГСО позволила за три года войны подготовить санитарный актив по нормам санитарной обороны около 13 миллионов взрослых и 5,5 миллионов школьников.
Важнейшей задачей санитарного просвещения в годы войны являлась агитация, связанная с охраной здоровья матери и ребенка. Ослабленные тяжелыми условиями военного времени, дети особенно подвергались опасности инфекционных и других заболеваний. Это отмечалось в специальных методических указаниях Наркомздрава СССР. Для матерей предлагалось обучение на заочных курсах, чтение специально подготовленных памяток, выпускались санитарные бюллетени и плакаты. Были выпущены обучающие кинофильмы: «Берегите детей от скарлатины», «Берегите детей от кори», «Коклюш», «Борьба с рахитом», «Купайте маленьких детей», «Долг матери».
Был разработан и издан методический сборник «Забота о матери и ребёнке». В годы войны развернулась широкая агитация за развитие донорства грудного молока, что было новым, непривычным явлением для кормящих матерей. Убедить их в возможности помочь другим матерям, было сложной задачей. Одновременно ставилась задача гигиенической подготовки персонала яслей и детских садов, где находились ослабленные дети.
Большое значение придавалось работе в школе. Во время войны ухудшилось санитарное состояние школ, снизились гигиенические навыки учащихся, повысилось число физически ослабленных школьников. Эти факторы создавали опасность проникновения в школу инфекционных заболеваний, в связи с чем усиливалось значение санитарно-воспитательной и образовательной работы среди школьников.
В годы войны институт ЦИСП стал выпускать для школьников серию занимательных научно-популярных брошюр «Библиотечка школьника», также были изданы брошюры «Разговор начистоту про здоровье и чистоту», «Враг-невидимка», «Пятнистая смерть». По радио передавалась короткая информация и лозунги, появились киноплакаты, вопросы охраны здоровья детей освещались в детских мультипликационных фильмах, киножурналах. Некоторые Дома санитарного просвещения изготавливали мастичные штемпели, с помощью которых делались оттиски санитарных лозунгов на обложках школьных тетрадей, брошюр, на телеграфных бланках.
С 1942 года в младших классах преподавались основы гигиены. Продолжался начатый ещё до войны выпуск серий занимательных книжек-картинок для младших школьников и дошкольников – по личной гигиене, закаливанию организма, витаминам и др. Издавались листовки, плакаты, памятки по профилактике паразитарных тифов и кишечных инфекций, а также был выпущен кинофильм «День школьника» о гигиене. А, например, для студентов училищ вводилась дисциплина — «Военно-санитарные знания», включавшая знания по оказанию первой помощи раненым, уходу за больными, по организации работы санитарных дружин, транспортировке раненых, профилактике инфекций.
Утвержденные Советом Народных Комиссаров РСФСР в 1943 году «Правила для учащихся» на четверть имела отношение к гигиеническому поведению. Были разработаны диктанты, издана серия книг под названием «Библиотечка школьника», где в занимательной форме ребятам рассказывалось о сыпном тифе, о комарах, о витаминах. В школах выпускались газеты «Школьный крокодил», устраивались конкурсы «Азбука санитарной культуры» и др.
Война существенно изменила характер работы на промышленных предприятиях. Значительная часть предприятий была эвакуирована на восток, где в короткие сроки создавались новые заводы и фабрики. В производство вовлекались женщины и подростки, не имевшие достаточных производственных навыков.
Всё это вызвало новые требования к санитарной агитации и пропаганде среди рабочих. По вопросам профессиональной гигиены были выпущены плакаты, памятки, листовки. В годы войны выходило большое количество листовок и памяток по разным разделам, адресованных политработникам, санитарному активу и различным группам населения. Использовались такие массовые издания, как журналы «Спутник агитатора», «Наука и жизнь», «Гигиена и санитария», «Гигиена и здоровье».
Институт ЦИСП занимался вопросами пропаганды рационального использования продуктов питания: сохранения в них витаминов, изыскания новых источников витаминов в полезных дикорастущих растениях, поскольку в условиях военного времени они приобрели актуальное значение. Разрабатывались методические материалы, были выпущены кинофильмы: «Как приготовить витаминный напиток из хвои», «Витамины в домашнем питании», «Употребляйте в пищу полезные дикорастущие растения». Например, был внедрен широко известный хлеб с лебедой. Вкус у сушеной лебеды – нейтральный, немного похож на свежий лесной орех. Мало кто знает, но еще древнегреческий врач Гален заметил, что лебеда по сытности может быть приравнена к животным продуктам. Это растение кроме витаминов, очень богато протеином.
В период войны огромная миграция населения в сочетании с резкой перенаселенностью эвакуированных, нехваткой жилья, катастрофическим ухудшением условий жизни, голодом, способствовали росту инфекционных заболеваний. Поэтому главной задачей медицинских работников в этот период было донести до широких масс населения популярную информацию о профилактике наиболее распространенных заболеваний и не допустить возникновения массовых инфекционных заболеваний как на фронте, так и в тылу.
В последние годы войны всё более широкое распространение получает в городах, например, санитарно-просветительная работа в кинотеатрах. Мероприятия проводились как в фойе, так и в зрительном зале перед началом сеанса. Кинотеатр давал возможность охватить санитарной агитацией и пропагандой широкие массы населения. Мероприятия проводились как в фойе, так и в зрительном зале перед началом сеанса. Кинотеатр давал возможность охватить санитарной агитацией и пропагандой широкие массы населения.
Ещё в 1941 году институтом санитарного просвещения была выпущена экспериментальная серия грампластинок на темы санитарной обороны. Уникальную серию пластинок озвучил известный диктор Юрий Левитан. Именно его голос, побуждал население к обязательному выполнению простых гигиенических мероприятий, проведению профилактических прививок, охране здоровья детей, что в итоге давало положительный эффект.
Был создан специализированный театр малых форм, в его задачу входила широкая пропаганда и агитация в художественной форме санитарно-оборонных и общегигиенических знаний. В репертуаре театра были произведения М. Горького, Ю. Германа и других известных писателей. Свою первую роль в спектакле театра сыграл Михаил Булгаков. Он же был и автором некоторых пьес. Этот театр внес большой вклад в развитие деятельности театральных кружков. Он оставил после себя много самодеятельных коллективов, которые, получив накопленный опыт и знания в театральном искусстве, ещё долго продолжали свою работу.
Во время войны вновь возродились массовые кампании: «профилактические дни», «декадники», «месячники чистоты», «воскресники», «санитарные походы». Санитарное просвещение, широко развернутое во время этих кампаний, в ряде мест переходило в систематическую работу, которая проводилась до тех пор, пока не удавалось достигнуть санитарного благополучия в конкретном районе или городе.
Иллюстрацией этого положения служит опыт города Москвы, где регулярно стали проводиться «профилактические дни» в ряде районов. О практических результатах этой работы говорит тот факт, что процент неблагополучных в санитарном отношении домовых территорий после таких «профилактических дней» снизился более чем в 20 раз, уменьшилось количество инфекционных заболеваний, большая часть населения стала своевременно обращаться за медицинской помощью.
Благодаря близости к населению общественного санитарного актива часто удавалось с успехом проводить такие мероприятия, которые было чрезвычайно сложно осуществлять только медицинским работникам: выявление педикулезных больных среди населения их санитарная обработка, помощь в проведении прививок, особенно в условиях деревни, выявление заболевших и их своевременная госпитализация, обработка очагов и наблюдение за ними, контроль за соблюдением чистоты в общежитиях, школах, яслях и т.д. В результате противоэпидемических мероприятий, проведенных в районах Москвы во время войны заболеваемость дизентерией, например, в 1945 году снизилась по сравнению с 1940 годом почти в 3 раза, дифтерией – в 4 раза, малярией – в 2 раза.
В связи с необходимостью обезопасить тылы от возникновения и распространения кишечных инфекций исключительное значение в условиях войны приобрели вопросы санитарной очистки населенных мест. И к этой работе местные власти привлекли в помощь медицинским работникам миллионы людей. Так, только в 117 городах РСФСР в 1943 году во время «месячников благоустройства» в работах по санитарной очистке приняло участие свыше 3 миллионов человек.
В Ленинграде, в самые тяжелые дни блокады санитарное просвещение сделалось неотъемлемым звеном общеполитической агитации и пропаганды. В городе не работали канализация и водопровод, улицы были покрыты льдом и снегом в 1,5 метра толщиной. Казалось, что город невозможно привести в сколько-нибудь удовлетворительное состояние. На общегородском собрании председателей санитарно-бытовых комиссий при жилых домах был объявлен «санитарный поход» под девизом: «Сегодня лопата и лом ленинградца должны быть приравнены к винтовке бойца».
В Саратове был организован массовый университет санитарного просвещения, в котором для отдельных групп населения проводились цикловые лекции. Как только появилась угроза эпидемий, был организован соответствующий цикл лекций для врачей. За явку врачей отвечали заведующие отделами здравоохранения и директора поликлиник. Каждому из врачей в дальнейшем был определен участок, где он обязан был организовать санитарный актив в 20-30 человек. Из них врач должен был подготовить инструкторов санитарного просвещения, которые в дальнейшем строили свою работу под контролем врача. Такая система работы помогла ознакомить почти все население с мероприятиями по борьбе с эпидемиями. Проводилась учеба и с педагогами, которые проводили санитарно-просветительную работу совместно с активом школьников. На каждого педагога была заведена индивидуальная карточка, в которой отмечалось, что именно было им сделано в школе в целом и в классе.
Для характеристики размаха движения за чистоту городов следует сказать, что, например, весной 1944 года в Казани в санитарной очистке города принимало участие 160 000 человек. В результате массового движения за санитарное благоустройство многие города в военное время стали содержаться даже в лучшем состоянии, чем до войны.
Таким образом, санитарное просвещение внесло свой существенный вклад в дело победы советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В тыловых областях победа была обеспечена четкой организацией медицинского обслуживания, охраной здоровья детей, противоэпидемическими мероприятиями и эффективным санитарным просвещением населения.
И. Гусева,
специалист ГБУЗ КО «Калужский областной центр
медицинской профилактики»
Отдел медицины и экологии выражает благодарность автору статьи за предоставленный материал.