«Однажды дед мне рассказал…»
ВЗВОД КРЮКОВОЙ
Калужанка Крюкова Ирина Павловна ( 1мая 1917г. — 5 апреля 2011г.) прошла войну — от Москвы до Берлина, награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За Отвагу» и многими другими правительственными наградами. На фронте по долгу службы лично встречалась Георгием Жуковым и Константином Рокоссовским. Неоднократно попадала под бомбёжки и обстрелы, несколько раз тонула, но судьба её хранила. Ирина Павловна не любила вспоминать о войне, для неё 9 мая всегда оставался святым праздником, но со слезами на глазах. «Страшно вспомнить, а забыть невозможно. Долгое время мне снилась война. Господи, как мы всё это пережили?»- вспоминала она. Ирине было 24 года, когда фашисты вошли в Калугу. В это время она работала строителем в Боровске, по заданию военкомата переехала к маме в родную Калугу. «Мы жили в двухэтажном доме в Подзавалье. К нам пришли немцы с переводчиком, который, видимо, работал на наших, и дал понять, что мне нужно уйти из дома потому, что одна из жительниц сказала фашистам, что я засланная коммунистка.» Пришлось скрываться то в погребе у старшей сестры, то в лесу, где жили и другие опальные калужане. С трудом удалось вернуться в Боровск, откуда и ушла воевать, сначала вольнонаёмной, но позже ей было присвоено звание старшего лейтенанта.
На фронте Ирина Павловна была командиром строительного взвода, в её подчинении находилось почти 40 мужчин. Боевой задачей было возведение мостов для прохождения тяжёлой техники на таких крупных реках, как Одер и Висла, работали часто по ночам. Во время переправ стройотряд нередко попадал под обстрелы. Мужчины сажали командира посредине плота, прикрывали своими телами. Только благодаря самоотверженности боевых товарищей Ирина осталась жива. Верные боевые друзья спасали не раз. Но и судьба в её жизнь вмешивалась. Заместитель по строевой части прилёг как-то отдохнуть на место Иры на уличном топчане, а она отправилась отдыхать в только что отстроенную землянку. В это время произошёл налёт. Снаряд разорвался рядом со спящим офицером. По дороге в санчасть заместитель по строевой скончался.
В архиве Ирины Павловны сохранился документ, который в наши дни явился прямым доказательством участия Крюковой И.П. в битве на Курской дуге. Это – незакрытый больничный лист, который ей открыли в госпитале по причине операции по удалению аппендицита. Но тут началось наступление и солдаты выкрали своего командира из больницы! А больничный так и остался незакрытым.
Во время обороны Москвы Ирина Павловна возила осматривать позиции красноармейцев прославленного маршала Рокоссовского. Но самой запоминающейся для неё была встреча с Георгием Жуковым. Маршал пришёл осматривать дом, который достраивал её взвод. Георгий Константинович обратил внимание на единственную женщину в мужском коллективе, к тому же она оказалась его землячкой. » Ну ладно — говорит мне Жуков, — может, встретимся ещё на Калужской земле? — Жизнь покажет, отвечаю, — вспоминала Ирина Павловна. Но в родном краю увидеться им так и не довелось.
На пути к Берлину строительный взвод получил сообщение об окончании войны. Радости бойцов не было предела. Праздновали несколько дней. Было где и было чем, поскольку разорённые русские деревни сменились домами зажиточных немецких бюргеров. Их хозяева покидали свои жилища, оставляя порой месячные запасы еды. Дорвавшись до «деликатесов» и чужеземной еды, ребята до того объедались, что на следующий день никого из них не могли поднять. А нередко «пиршество» заканчивалось трагически — еда и вино в немецких подвалах были отравлены.
В Берлине Ирина была почти год. Вместе со своими бойцами она разбирала немецкие заводы и переправляла их в СССР. Вернулась домой в 46- том, младшая сестра до сих пор помнит, как Ира вошла в дом в шинели, на которой не было живого места от заплаток…
Письмо
30 июля 1943 года Здравствуй дорогая мама! Сейчас получила от Семёна письмо и дала ему ответ.Он обижается, говорит, что я ему не отвечаю. Но я на все его письма даю ответ, и пишет,что вы от меня не получаете письма, но я все время пишу. Я знаю, что вы обо мне беспокоитесь, но я не задерживаю ответов и стараюсь не ожидаю письмо строчу вам! Мама я живу пока хорошо у нас здесь тихо спокойно и не чувствую войну. Так что дорогая прошу обо мне не беспокоиться. Дорогая на фронте пока хорошо так что мне кажется что скоро Гитлера разобъём его свору и вернемся с победой домой. Ой как хочется увидиться с вами поговорить. Ну дорогая я живу так же, с питанием пока хорошо, только о вас беспокоюсь. Остаюсь жива здорова. Крепко целую. Ира Пунктуация и орфография сохранены.