К 205-летию М.Ю. Лермонтова
К Году театра
Юрий Нагибин был яркой, незаурядной личностью, не только писателем, но и прекрасным художником, поэтом, публицистом. Он совмещал в себе столько разных качеств и так остро чувствовал свою ответственность перед миром, что, как говорят в наше бурное и динамичное время, прожил свою жизнь, сгорев без остатка. Эрудит с богатейшей лексикой и интеллигентным стилем, свободной пластикой лепки характеров, невероятной игрой воображения…
30 октября на сцене областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского творческий коллектив Экспериментального театра под руководством режиссера Анатолия Сотника представил на суд зрителей моноспектакль «Заступница» по одноимённой повести Ю. Нагибина. Все, кто знаком с его творчеством, знают, что это произведение о жизни и судьбе Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – бабушки великого Лермонтова. Автор хорошо знал биографию поэта и умело использовал исторические факты, чтобы создать художественное произведение. В предисловии к повести написано: «Она была ему воспитательницей, молитвенницей, заступницей, своевольно лишила его отцовской любви и отдала ему свою верность до гробовой доски… Елизавета Алексеевна Арсеньева, милая бабушка Мишеньки Лермонтова… Ее любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной. Ради Миши бабушка была готова на любые жертвы, но с тем, чтобы безраздельно распоряжаться судьбой великого поэта».
Повесть Юрия Нагибина, состоящая из длинных монологов, могла быть трудной для постановки и восприятия зрителем, но этого не случилось. В сценарий была вплетена музыка гениального Ф. Шопена. Главную и единственную роль исполнила актриса театра Анна Попкова. Ее «Заступница» — бабушка поэта — предстала перед зрителями любящей, заботливой, человечной, готовой к самопожертвованию. Режиссер А. Сотник пояснил, что работа подготовлена к 205-летию со дня рождения великого русского поэта, и что при подготовке сценария пришлось основательно поработать с оригиналом. По отзывам зрителей, спектакль не только рассказал о сложных взаимоотношениях Арсеньевой и Лермонтова, но и погрузил в атмосферу жизни помещичьей усадьбы первой половины ХIX века.