Воспоминаниями о своей матери делится Наталья Васильевна Петухова, г. Мещовск, Калужская область.
Данную публикацию составляет: рассказ Натальи Васильевны по телефону и материалы печатных изданий, которые мы нашли по её просьбе-рекомендации («Калужский перекрёсток», «Научные и технические библиотеки»).
«Родилась я на ст. Петушки Владимирской области, куда из Мещовска инженером — землеустроителем направили работать моего отца. В 1937 году отца репрессировали и расстреляли, а меня совсем маленькую, 9-ти месячную, вместе с мамой отправили в лагерь. Вскоре нам удалось бежать — помогли добрые люди. Мы возвратились в Мещовск, где в то время проживали дедушка с бабушкой. Туда же вернулись мой старший брат и сестра, которым удалось избежать лагерного плена. Их, к сожалению, уже нет в живых, как и мамы. Она умерла в 1981 году. После лагеря понадобилось время, чтобы мама оправилась от лагеря и начла работать. Незадолго до начала войны маму вызвали в райком партии и сообщили, что она назначена на должность заведующей районной библиотеки, где она проработала до середины 60-х.
6 окт. 1941 г. через Мещовск прошли последние подразделения Красной Армии. Город был оставлен без боя. 7 окт. в 10 утра набат с колокольни известил о приближении врага. Город охватила тревога. Люди, забрав детей и кое-какой скарб, уходили в леса. Фашисты беспрерывно кружили над городом, сбрасывали бомбы, строчили из пулемётов. В это время в библиотеку вбежала Анна Николаевна Паншина.
- Что будем делать? — обратилась она к заведующей Наталье Николаевне Петуховой.
- Будем спасать наши книги от проклятых бандитов, — спокойно ответила заведующая.
Не медля ни минуты, они взялись за дело. В подвале педучилища был сухой погреб. Сюда в мешках начали носить самые ценные книги. Отец Петуховой — Николай Иосифович — нашёл доски и выстлал ими дно погреба, помог укладывать книги, тщательно закрывая каждый ряд соломой. Помогала прятать библиотеку и уборщица педучилища Лиза Захарова. Когда погреб был наполнен доверху, его закрыли досками, засыпали землёй и сверху сложили все имевшиеся в сарае дрова.
Но книг в библиотеке ещё оставалось много. В читальном зале в больших шкафах стояли собрания сочинений классиков русской и зарубежной литературы.
- Неужели всё это достанется фашистам?
- Просто зароем в ямы! — предложила Анна Николаевна.
Так и сделали. Во дворах домов, где жили Петуховы и Паншина, вырыли ямы. Но закопать просто так книги было нельзя. Обе женщины бросились искать сундуки и ящики. Вытряхнув вещи, они наполнили их самыми лучшими, самыми дорогими изданиями, закопали и тщательно замаскировали.
С помощью Лизы Захаровой часть книг перетащили в педучилище и спрятали там за сценой, завалив хламом.
А потом в город ворвались немцы. Три месяца они хозяйничали в Мещовске, пока не были выброшены коротким, но мощным ударом нашей Красной армии. На другой день после освобождения Паншина и Петухова вернулись в Мещовск. На проспекте Революции, где находилась библиотека, оставалось всего три дома. Но горсовет и другие организации всегда ценили свою библиотеку, и, несмотря на тяжёлое положение, ей сразу нашли помещение — две комнаты в уцелевшем от пожара доме. Наталья Петухова с радостью взялась за восстановление.
Секретарь райкома ВЛКСМ Александр Тютенков первым пришёл в библиотеку, чтобы узнать, не нужна ли помощь. И на следующий день прислал пять комсомолок наводить порядок в помещении. Они откопали и перенесли в библиотеку 5 тыс. книг, которые прекрасно сохранились (у некоторых лишь переплеты отсырели).
Самые активные читатели — Валя Семёнова, Володя Цудков и Митя Никифоров — предложили организовать сбор книг по домам. Митя побежал к себе и принёс целый мешок книг. «Я спрятал их, когда немцы громили нашу библиотеку», — признался он Надежде Николаевне. А Лиза Захарова сохранила шкафы.
Так дружными усилиями была восстановлена Мещовская библиотека.»
И здесь следует сказать несколько слово том, какая непростая судьба была у этого человека. Она была дочерью генерала царской армии Сергея Викторовича Рудановского и проживала в Царицыне. Генерал Рудановский был ранен во время Первой мировой войны, после чего его перевезли домой, где он прожил всего три дня, успев лишь попрощаться со своими тремя детьми. Через некоторое время его вдова – Мария Ивановна Рудановская – стала женой молодого офицера Николая Иосифовича Петухова. Он принял на себя заботу о всей семье; дети взяли его фамилию и отчество. (Можно предположить: это было сделано для того, чтобы не афишировать тот факт, что их отец был генералом царской армии.) Семья переехала в г. Мещовск. Там Наталья Николаевна познакомилась со своим будущим мужем, дальним родственником её отчима, Василием Кузьмичём Петуховым. Она преподавала в сельской школе, а он был инженером. Всё было ладно в этой семье до 24 сент. 1937 г., когда Василий Кузьмич был арестован и в марте 1938 г. расстрелян. Амнистирован он в 1955 г. Получается, что книги спасла, согласно терминологии того времени, дочь царского генерала, чуждый классовый элемент, жена врага народа…
О подвиге заведующей мещовской библиотеки по спасению фонда во время оккупации, известно не только в нашей области, но и за её пределами. Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета А. М. Мазурицкий свою лекцию «Как спасали книги в годы Великой Отечественной войны: рассказы о забытых героях» он начинает с рассказа о подвиге Н.Н. Петуховой.