Днепровский-Орбелиани А.С. Лаврентьев монастырь, воссиявший в веках. — Калуга: Издательство «Фридгельм», 2015. — 88 с.: илл.
Книга «Лаврентьев монастырь, воссиявший в веках» посвящена юбилею — 500-летию самого древнего калужского монастыря. Вначале он был крепостью и входил неотъемлемой частью в оборонительную фортификационную систему града Калуги на Берегу, в «пояс Пресвятой Богородицы» — так называлась государственная граница между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским. Народ до сих пор называет берег Оки, Угры — «поясом Пресвятой Богородицы», спасшей Родину.
Автор рассказывает о значимости Калуги в российской истории, о непростой судьбе великолепного архитектурного памятника, великой духовной ценности Руси и России, и о трагической странице его существования в XX веке.
Лаврентьев монастырь. История и современность: материалы I и II Свято-Лаврентьевских краеведческих чтений. – Калуга, 2013 — 2014 . – Калуга: Издательство «Фридгельм», 2015. – 240 с., илл.
Сборник включает материалы I и II Свято-Лаврентьевских чтений, проходивших в 2013 -2014 годах, посвященных вопросам истории Калужского Свято-Лаврентьева монастыря.
Калужскому Свято-Лаврентьевау монастырю — древнейшей духовной обители исполнилось 500 лет. Много знаменательных событий свершилось в его стенах за пять веков. Получив свое начало от деревянного Рождественского храма, монастырь постепенно разрастался. В нижнем каменном этаже церкви во имя св. архидиакона Лаврентия хранились мощи св. пр. Лаврентия Калужского, верхняя церковь была названа в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. Надвратная Успенская церковь украшала обитель с XVIII века.
В 1775 году монастырь стал центром духовного образования. Здесь разместилась Калужская духовная семинария, открытая стараниями митрополита Платона (Левшина). С 1799 года в обители располагалась летняя резиденция архиерея. При Архиерейском доме в 1825 году стала действовать домовая церковь во имя св. преподобного Сергия Радонежского. Некрополь монастыря хранит останки воинов, защищавших русскую землю в 1812 году, офицеров русской армии и флота, почетных калужан всех сословий, внесших свой неоценимый вклад в благосостояние Калужской губернии. В 1915 году в память 400-летия преставления св. пр. Лаврентия Калужского Лаврентьев монастырь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна.
Двадцатый век принес в тихую святую обитель разорение и полное забвение. В феврале 1919 года монастырская жизнь прекратилась. На смену ей в крепких каменных стенах разместили вначале общину «Подзавалье», чуть позже, в конце 1920 года, концентрационный лагерь. В марте 1929 года президиум ГИКа решил разобрать колокольню храма Рождества Христова и Вознесения Господня на кирпич. К 1935 году почти все строения монастыря были снесены. В помещении бывшего Архиерейского дома поселили людей. На месте храмов было построено временное жилье, просуществовавшее до 2011 года.
16 сентября 1991 года Комсомольская (бывшая Лаврентьевская) роща была объявлена памятником природы местного значения. Это стало началом возвращения к истокам и возрождения памяти о поруганной исторической и духовной святыне Калуги.
В 1992 году архиепископ Калужский и Боровский Климент освятил поклонный крест на месте алтаря бывшего монастырского собора. В 1993 году был восстановлен домовой храм Архиерейского собора.
К 500-летию монастыря восстановлены собор Рождества Христова с колокольней, святые ворота и стены обители, построены Успенский храм и братский корпус, отремонтирован бывший Архиерейский дом.
С 2013 года в монастыре устраиваются Свято-Лаврентьевские чтения, на которых историки и краеведы делятся своими исследованиями, освещающими неизвестные страницы истории Калужского Свято-Лаврентьева монастыря.
Легостаев В.В. Летопись сельских храмов села Грабцево Калужского уезда /В. В. Легостаев. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Калуга: Издатель Заха ров С. И. («СерНа»), 2015. — 184 с. — (Серия «Приходы земли Калужской». Часть 8.)
В книге приводится историческая справка о селе Грабцево и летопись приходских церквей: Успенской, Николаевской, Адриана и Наталии. Приводятся сведения о священнослужителях, которые служили на приходе, благотворителях времён далёких и современных. Отдельной главой помещены сведения по современному некрополю, а это более 1000 душ упокоенных на местном погосте и списки прихожан прихода за 1924 г., многие фамилии, которые встречаются на вышеупомянутом погосте.
Село Грабцево, старинная вотчина дворян Еропкиных, расположено, по старинным меркам, в 8 верстах от губернского города на северо-востоке при речке Городёнке. Ранее входило в состав Карачевской волости Калужского уезда, ныне относится к муниципальному образованию «Ферзиковский район»». Находится в 50 км от районного центра и в 7 км от областного.
В середине ХVII в село Грабцево и окружающие земли были пожалованы государем Михаилом Фёдоровичем стольнику Михаилу Андреевичу Еропкину, который был назначен воеводой в Калугу. Несколько поколений рода Еропкиных владели землями. Ими была построена усадьба с парковым ансамблем и прудом, комплекс парковых Храмовых сооружений.
Село Грабцево было оккупировано с 12 октября по 30 декабря 1941 года. Во время войны в Грабцево дислоцировался женский авиационный полк пикирующих бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Марины Михайловны Расковой (1912-1943).
В книгу вошла генеалогическая роспись рода Еропкиных и Белосельских.
Успенский храм многострадальный / [текст подготовил А. Трунин; материалы предоставлены: В. Гулиевой, В. Гороховатским, М. Реутовым]. — Калуга: Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2016. — 44 с. : ил.
За последние десятилетия в России восстановлены и построены заново тысячи храмов, которые стали центрами духовной жизни многих городов и сёл.
В 2016 году открыла двери для прихожан и церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Ахлебинино Калужской области. Знаменательно, что возрождение Успенского храма совпало с юбилейной датой в его более чем 400-летней истории. Ровно век назад на этом же месте был освящена церковь, восстановленная Ириной Яковлевной Коншиной.
Новый импульс в последнее время получили и другие прекрасные традиции, надолго утраченные жителями села. Сегодня в Ахлебинино развивается вышивальный промысел, которым так славилось село в старинные времена. На этой же территории конно-спортивный клуб «Ренессанс» возрождает конное дело, процветавшее здесь в начале XX века благодаря деятельности Николая Коншина.
Брошюра содержит интересный материал о владельцах усадьбы Ахлебинино – Николае Николаевиче Коншине и его жены — Ирины Яковлевны Коншиной (урожденная Эмма Мэршон). В селе Ирина Яковлевна развернула широкую благотворительную и просветительную деятельность. Особую известность получили организованные Ириной Яковлевной народные промыслы вышивок, в которых принимали участие около 700 мастериц из 69 окружающих сёл.
В 1905 году она открывает в Ахлебинино церковно-приходскую школу, в которой обучалось до 90 учеников.
Стараниями Ирины Коншиной в Ахлебинино для борьбы с пьянством было создано общество трезвости, а для распространения просвещения – народная библиотека. После смерти супруга Ирина Яковлевна взялась за восстановление ахлебининской Успенской церкви.
Одна из глав в брошюре посвящена талантливому исследователю и краеведу Галине Васильевне Галицкой. Особое место в ее жизни занимало Ахлебинино. Более сорока лет посвятила Галина Васильевна краеведческим изысканием, собрала огромный материал и с полным знанием дела говорила: «Про Ахлебинино я хочу сказать, что это жемчужина не только Калужской губернии, но и России. По этому селу можно изучать историю нашей страны».
Легостаев В. В. Летопись Успенской церкви села Федосово Калужского уезда / В. В. Легостаев. — Калуга: Издатель Захаров С. И. («СерНа»), 2015. — 80 с. — (Серия «Приходы земли Калужской». Часть 13.)
В книге приводится историческая летопись Успенской церкви села Федосово бывшего Калужского уезда, от которой ныне осталась одиноко стоящая в лесном массиве колокольня.
Еще в ХIХ веке Федосово было процветающей деревней с собственной каменной церковью Успения Пресвятой Богородицы 1815 года постройки. Упоминания в архивах свидетельствуют о том, что еще 100 лет назад внутренне и внешнее благолепие храма поддерживалось на высоком уровне. Так, в 1895 году уездный предводитель дворянства А.М. Желябужский с семьёй пожертвовал значительные средства на приобретение колокола, серебрение подсвечников, позолоту Евангелия и креста, за что был удостоен благословения епископа и одобрение епархиального начальства.
Со слов Генриетты Михайловны Морозовой, сразу после революции была вскрыта и разграблена усыпальница дворян Желябужских. Поиск сокрытых сокровищ и драгоценностей не прекращаются и на сегодняшний день.
Кроме приходской летописи, в книге говорится о священнослужителях, которые служили на приходе, и благотворителях. Отдельной главой приводятся сведения по современному некрополю местного погоста.
Подготовила Майя Герасимова, главный библиограф Отдела краеведения.