Виртуальная выставка отдела Редкой книги.
Капнист, Василий Васильевич (1758-1823). Ябеда: Комедия в пяти действиях. – В Санктпетербурге: Иждивением г. Крутицкаго, 1798 (Печатано в Императорской типографии). – [6], 135, [1] с.; 8. [1-й вариант].
Появление «Ябеды» было одним из взлётов русской сатирической комедии.
Автор: Василий Васильевич Капнист, (1758-1823)
Издатель: Антон Михайлович Крутицкий (1754-1803)
Театр: Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790г. (существовал 1784-1886 гг.)
Театр
Зрительный зал петербургского Большого театра в 1820-е гг.
Конец XVIII — начало XIX века — время расцвета русского театра. Театр в России развивался в русле эпохи Просвещения. Жанр сатирической комедии набирал популярность.
Сошли со сцены пафосные, казавшиеся неестественными пьесы времен А.П. Сумарокова (1718 — 1777) и М.В. Ломоносова (1711 — 1765). Проходило и время сентиментальных, «слезных» комедий и «мещанских» драм В. И. Лукина (1737 — 1794) и М. М. Хераскова (1733 — 1807), обращенных к внутреннему миру человека. В литературе и театре конца XVIII века усиливаются обличительные тенденции пороков общества. В период 60-90-х годах зарождается русская реалистическая драматургия, основоположником которой был Денис Иванович Фонвизин (1745 — 1792). Сатира на современное русское общество впервые была столь талантливо показана автором в «Недоросле». «В комедийном репертуаре театра последних десятилетий XVIII века большое место занимали произведения драматургов-«классиков» Якова Борисовича Княжина (1742 — 1791) и Василия Васильевича Капниста (1758 — 1823). Продолжая идейные и художественные традиции классицизма, эти писатели испытывали сильное влияние реалистической комедии Фонвизина».
Появление в 1798 г. «Ябеды» В.В. Капниста было одним из взлётов русской сатирической комедии.
Первоначальная редакция «Ябеды» была закончена Капнистом ещё в 1792 г. В 1793–1794 гг. Капнист и его друзья усиленно хлопотали об издании комедии «Ябеда» отдельной книгой. Однако цензура, напуганная революцией во Франции (1789 — 1799), не разрешила напечатать вольнодумную комедию. Пьеса была одобрена цензурой только 19 февраля 1798 г. с многочисленными цензурными купюрами, выбросив примерно восьмую часть текста вовсе. (В таком сокращенном виде «Ябеда» перепечатывалась много раз вплоть до издания 1959 г.).
22 августа 1798 года комедия впервые была представлена на сцене Петербургского Каменного (Большого) театра. Капнист рассчитывал свою комедию главным образом на театрального зрителя, а не на читателя, полагая, что только театр, артисты обладают наибольшей эмоциональной возможностью довести авторскую идею произведения до сознания широкой публики. Популярность «Ябеды» была настолько велика, что некоторые выражения комедии тут же обратились в поговорки.
Появление «Ябеды» на сцене, вызвало восторг одной части зрителей, пробудило ярость и негодование у другой. К этой второй части принадлежали крупные бюрократы-чиновники, увидевшие в образах комедии свои собственные портреты. На автора посыпались доносы, адресованные на имя самого императора Павла I.
23 октября 1798 г. по приказу Павла I после успешных представлений пьесы 26 августа, 16 и 20 сентября она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у издателя, актера А. Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. Свободная продажа «Ябеды» была разрешена лишь в 1802 г., а в 1805 г. было разрешено представление комедии на сцене уже при императоре Александре I.
Оригинальность и сила комедии Капниста заключались в изображении злоупотреблений (произвола и взяточничества) судебного аппарата как типических явлений российской государственности того времени, что судебный произвол не случаен, а неизбежен, так как опирается на практику власти. Судей и судейских Капнист изображает как бессовестную шайку воров и мздоимцев — вымогателей. Наказание порока и торжество добродетели в конце пьесы приобретало иронический оттенок.
«Острый обличительный пафос «Ябеды» являлся залогом ее большого успеха на сцене в течение еще нескольких десятилетий. После Крутицкого и Щеникова своему сценическому воплощению комедия обязана Михаилу Семеновичу Щепкину (1788 — 1863) и ряду других талантливых русских актеров. С появлением в тридцатых годах в театре «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизора» Н.В. Гоголя «Ябеда» уже реже стала появляться на театральных афишах. Лишь в 50-х годах XIX века «Ябеда» сошла со сцены. В 1898 г. Александрийский театр в Санкт-Петербурге отметил столетие её существования, однако зрители уже не проявили к ней должного интереса.
В советский период « Ябеда» была поставлена в 1970 г. Красноярским театром имени Ленинского комсомола.
С фактом запрета комедии «Ябеда» сложилась историческая легенда о том, что якобы император Павел I доверившись наветам со стороны недоброжелателей Капниста, обиженных его сатирой, приказал арестовать и сослать в Сибирь дерзкого автора. Этот указ был оглашен утром. Однако решив проверить обоснованность своего приказания, Павел I велел в тот же вечер представить ему пьесу в Эрмитажном театре. Финальными актами император оказался доволен (благодаря вмешательству высшей власти справедливость в пьесе восторжествовала) и тут же послал нового гонца с приказом вернуть Капниста и наградить, сделав его директором Императорских театров. Однако факт ссылки и возврата автора не подтверждается ни единой записью в документах Тайной экспедиции при Сенате (орган политического розыска в1762-1801 гг.).
Легенда эта нашла отражение в стихотворении Юлия Кима «Волшебная сила искусства» и в пьесе «Капнист туда и обратно», поставленной в московском театре «Эрмитаж» режиссером Михаилом Левитиным в 2009 г.
Смысл пьесы — Празднование победы искусства над сумасбродством государя.
Сцена из спектакля «Капнист туда и обратно».
Подробнее о спектакле: http://ermitazh.theatre.ru/performance/main/kapnist
Издатель
Крутицкий, Антон Михайлович — (сцен. псевд.; наст. фам. Михайлов). Родился в семье гарнизонного сержанта в 1754 г. С 11 лет жил в Московском воспитательном доме (дом для сирот и детей бедноты, учрежденный Екатериной II в 1764 г.), в котором его питомцы среди «изящных искусств» обучались и театральному искусству. В 1773 г. там был устроен театр, и Крутицкий принимал участие в спектаклях. Сценическому мастерству он учился у актера Ивана Ивановича Каллиграфа, по протекции которого в 1779 г. был определен в труппу Петербургского Вольного российского театра антрепренера Карла Книппера. (Он же: деревянный театр на Царицыном лугу, ныне Марсово поле). С 1782 года театр возглавлял режиссер и педагог Иван Афанасьевич Дмитриевский (1734 — 1821). Под руководством Дмитревского талант Крутицкого получил ярко выраженную реалистическую направленность. С большим успехом Крутицкий играл в комедиях Мольера, Д. Фонвизина, комических операх. Талант его был сатирической направленности. Мастерство этого актера так понравилось Капнисту, что он передал ему первому исполнителю роли Кривосудова в комедии право на издание своей пьесы «Ябеда». В 1783 году Крутицкий был определен в состав петербургского Придворного театра, где выступал до 1802 г. В 1793-1800 гг. был инспектором драматической труппы дирекции Императорских театров. Крутицкий путем самостоятельного труда приобрел отличное образование, хорошо изучил языки французский и немецкий, хорошо рисовал, отлично играл на скрипке. Написал несколько собственных комедий («Медиум и Лука» и др.). Переводил на русский язык французские и немецкие пьесы.
Антон Михайлович Крутицкий умер 21 июля 1803 года в Ревеле.
Автор
Василий Васильевич Капнист, выдающийся русский поэт, драматург XVIII века. Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье. Получив хорошее домашнее образование, он в 13-ть лет переехал в Петербург, поступив на военную службу.
После службы в армии с 1771 по 1775 годах, уйдя в отставку в чине подпоручика, отдался литературному творчеству. Василий Капнист писал пьесы, сатиру, лирику, оды, эпиграммы, афоризмы, переводы од Горация (любимого им классика), перевод с комментариями «Слово о полку Игореве».
Сочинения Капниста печатались во многих журналах и альманахах : «Московском журнале» (1791–1792) и «Аонидах» (1796–1798) Н.М. Карамзина, в 1810-1820 гг. на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова» и др.
В 1796 в Петербурге вышел в свет первый сборник стихов – Сочинения Василия Капниста.
В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста «Лирические сочинения».
Василий Васильевич занимал видное положение в обществе, был предводителем дворянства, директором императорских театров, начальником почтового ведомства, генеральным судьей Полтавской губернии. В 1785 году стал членом Российской академии. Большая часть жизни и деятельность Капниста прошла на родине в Полтавской губернии.
Капнист всегда был в гуще политических, литературных событий и откликался своей поэзией, драматургией на злободневные темы современного ему общества. Отличался свободомыслием и правдолюбием. Протестуя против крепостного права, он пишет «Оду на рабство» (1783), протестуя противплутовства в российском судопроизводстве, пишет сатирическую комедию «Ябеда» (1798). На события Отечественной войны 1812 года он откликнулся как поэт поэмой «Видение плачущего над Москвою россиянина», где обвинил в бедах страны элиту власти, а как гражданин – собрал продовольственный обоз для защитников отчизны. Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав «Воззвание на помощь Греции» и «К восставшему греческому народу» (1822).
Сыновья Капниста Алексей (1796 — 1867) и Семён (1791 — 1843) были членами декабристского тайного общества — Союза благоденствия. Видные деятели Южного тайного общества
П. И. Пестель и С. И. Муравьев-Апостол бывали в гостях у Капниста.
Умер Капнист от воспаления легких 28 октября 1823 в селе Кибинцы Полтавской губернии, похоронен в селе Большая Обуховка, на берегу реки Псёл.
Подробно: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/51193/Капнист
(Литература: Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800. М., 1964- С.15-16. Лаппо-Данилевский, К.Ю., Моисеева Г.Н.. Капнист Василий Васильевич // Словарь русских писателей XVIII века, вып. 2,.-СПб., 1999. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от истоков до конца XVIII века.- М., 1977. С. 385-393. Д.С. Бабкин. Комментарии: Капнист. Ябеда. Комедия в пяти действиях // Капнист В.В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1973. С. 580–594 Г.В. Ермакова-Битнер. В.В. Капнист // Капнист В.В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1973. С. 5–46. Смирнов-Сокольский, Н. Рассказы о книгах. –Изд. 5-е.- М., «Книга», 1983. Academic.ru).
Об издании
В типографской практике XVIII в. существовал обычай печатать тираж книги в два приема, или в два «завода». Имеется 2 издания «Ябеды» с датой 1798 г., отличающиеся набором, орфографией, качеством бумаги, а также наличием в одном из них 135 с., а в другом 138 с. С.137-138 — два письма: Ю.А.Нелединского-Мелецкого В.В.Капнисту от 29 июня 1798 г. с извещением о разрешении напечатать комедию с посвящением Павлу I и письма Капнисту от 30 сентября 1798 г. актеру А. М. Крутицкому (первому исполнителю роли Кривосудова) о передаче в его пользу права на напечатание «Ябеды». Было также напечатано несколько «подносных», роскошных экземпляров в дар влиятельным людям. Остальные издания «обыкновенные» – для продажи. Все экземпляры украшены фронтисписом — гравированная на меди картинка аллегорического содержания: солнечные лучи озаряют вензель императора, испускающий громовую стрелу в Ябеду. У подножия пьедестала, на котором помещен вензель, сидит женщина (Истина), указывающая на надпись: „Тобой поставлю суд правдивый» (Ломоносов, 2-я ода). С боку пьедестала виден Фавн со свирелью.
Фамилия автора обозначена на посвящении императору Павлу I.
23 октября 1798 последовало высочайшее повеление о запрещении комедии и изъятии из продажи напечатанных экземпляров. Вышедшие к этому времени в свет печатные её экземпляры в количестве 1211 были немедленно арестованы. Комедию запечатали сургучом в сундуке цензуры. Находившиеся под арестом экземпляры комедии получили «амнистию» в 1802 году. 12 июля 1802 году 1211 экземпляра были преданы из канцелярии министра уделов Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1749-1829) издателю Крутицкому.
О комедии
Слово «ябеда» первоначально означало любое прошение, поданное в суд. Позже, после выхода комедии Капниста, им стали называть плутовство в судопроизводстве.
Капнист использовал при написании своей комедии материал процесса, который ему самому пришлось вести с помещицей Тарновской, присвоившей незаконно часть имения его брата. Непосредственное знакомство Капниста с хищнической практикой российского судебного аппарата XVIII века легло в основу сюжета комедии.
Сюжетом «Ябеды» является типическая история одного судебного процесса. «Ябедник», ловкий жулик, специалист по судебным процессам Праволов хочет завладеть без всяких законных оснований имением своего соседа честного, прямодушного офицера Прямикова. Тяжбу между ними должна рассмотреть гражданская палата.
«Ябеда» написана в форме высокой комедии по правилам классицизма, шестистопным александрийским стихом. В ней пять действий, сохранены все единства (даже судебное заседание происходит в доме Кривосудова). На сцене проходит жизнь Председатель гражданской палаты Кривосудова и его семьи: играют в карты, принимают гостей, пьянствуют, вершат дела.
Фамилии, в соответствии с существовавшей тогда классицистической традицией в литературе комедийного жанра, должны были иметь знаменательное значение. Капнист подобрал фамилии для персонажей в соответствии с их нравственными качествами и поведением в пьесе. Четко разграничены порок и добродетель.
Для чиновников, жрецов Фемиды автором подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Бульбулькин, Атуев, Паролькин, прокурор Хватайко и пр. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного.
Традиционный комедийный мотив, любовь, преодолевающая препятствия, играет в «Ябеде» незначительную роль, отступает в пьесе Капниста на задний план. Борьба между Прямиковым и Праволовым фактически идет не столько за Софью, сколько за победу правого или неправого дела.
Активно использованы пение и музыка в структуре «Ябеды». Они введены в действие не как вставные номера, а драматургически осмысленно. Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника Прямиков. Коллективная песня с припевом «Бери, бери, что только можно взять», которую ватага пьяных служителей Фемиды поет на званом обеде у Кривосудова, свидетельствуют, что их собственная продажность, готовность «все брать», «хватать» является единственным и главным моментом в их «государственной» службе, именно за возможность незаконно наживаться они ее особенно ценят. Механизм судопроизводства тогдашней России представлен автором в пьесе как бессмысленный и несправедливый. Счастливый конец пьесы — торжество справедливости и добродетели, наказание порока приобретало иронический оттенок.