«…Оптина Пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или «официальных» богослужениях, а с самой глубиной веры Христовой».
епископ Василий (Родзянко)
Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX – начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км. от Москвы, а от Санкт -Петербурга и Киева гораздо дальше. Дорога в Оптину и поныне имеет немало трудностей. Но поток богомольцев не иссякает.
В Оптину пустынь к старцам в разное время приезжали многие представители русской культуры: И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода; писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого; почти все Гончаровы (родственники А.С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М.А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель, Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. – Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара – игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан – еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик.
Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад).
Приезжали в Оптину и иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин) и др. Многие из них принимали Св. Православие здесь.
Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник обители прот. Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и Его Семье. В Оптиной после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов.
Бывали в Оптиной Пустыни И. М. Концевич со своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/ 19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной.
Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. В 20-х годах у стен Оптиной Пустыни жили художник Л. А. Бруни (1948) с женой Н. К. Бруни (Бальмонт); Бальмонт Е. А.; М. Ф. Мансурова (Самарина); поэтесса Н. А. Павлович (18 февр./ 3 марта 1980); Г. В. Чулков (1939); А. Рещикова (Угримова), переводчица трудов В. Н. Лосского. Вокруг Льва Бруни в монастыре (уже после его официального заткрытия – декрет СНК от 23 янв. 1918 г.) складывается своего рода художническое братство – «коммуна пастухов всемирного искусства», которую власти отказались регистрировать. В этот же период сюда приезжали художники Е. Татлин, П. Львов, В. Киселев, Н. П. Ульянов. Дважды бывала здесь поэтесса Анна Ахматова (1966). Многократно посещали обитель С. Н. Дурылин (1954), писатель, известный искусствовед; Михаил Чехов (1955), великий актер, режиссер, руководитель 2-го МХАТа; С. И. Фудель (1977), духовный писатель, исповедник; писатель И. С. Соколов-Микитов (1975); П. В. Митурич.
В конце 1927 или в начале 1928 г. к старцам приезжали Г. К. Жуков (1974), в будущем великий русский маршал и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР.
Уже в 60-70-х годах поклониться могилам оптинских старцев приезжали скульптор С. Т. Коненков, академик Г. Петровский, ректор МГУ.
После возвращения монастыря Церкви в 1988 г. оптинским святыням приезжали поклониться многие писатели: В. Распутин, В. Белов, В. Солоухин, В. Ганичев, И. Золотусский, А. Солженицын – всех не перечислить.
Разумеется, этот список далеко не полный; здесь приведены имена лишь наиболее известных паломников из русской интеллигенции.
Оптина Пустынь и выдающиеся деятели Русской Православной Церкви
Ниже приводится список посетивших в разное время Оптину Пустынь подвижников благочестия Русской Православной Церкви, на которых Оптинские старцы оказали благотворное влияние.
Архимандрит Даниил (Мусатов; 17/30 июня 1855). Ученик Оптинских старцев, аскет, подвижник, педагог Калужской Духовной Семинарии, затем Киевской Духовной Академии.
Святитель Филарет (Дроздов, 19 нояб./2 дек. 1867), митрополит Московский и Коломенский. Величайший святитель XIX века. Покровитель издательского дела Оптиной Пустыни. В Оптиной не бывал, но по его приглашению Оптинские старцы ездили к нему в Москву, их он очень почитал, особенно преп. Макария и Антония.
Игумен Антоний (Бочков; 5/ 18 апр. 1872). Оптинский воспитанник, духовный писатель, собеседник свт. Игнатия (Брянчанинова), настоятель Череменецкого монастыря С.-Петербургской епархии. Инок высокой духовной жизни. Скончался во время эпидемии тифа в Москве, исполняя требы, пожертвовав собой на благо ближнего своего.
Схимонах Сергий (Яновский; 6/19 янв. 1876). Духовный сын преп. Герасима Аляскинского, первый правитель Русской Америки. Впоследствии губернатор Калуги. Духовный сын преп. Антония Оптинского. В Оптиной Пустыни духовно окормлялась вся его семья.
Игумен Парфений (1878). Скончался в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, известный путешественник по Православному Востоку, духовный писатель. Оставил интересные воспоминания о своем посещении Оптиной.
Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 31 марта/ 13 апр. 1879), митрополит Московский и Коломенский. Просветитель Сибири и Америки. Приезжал в Оптину к преп. Амвросию Оптинскому.
Епископ Петр (Екатериновский; 27 мая/9 июня 1889), бывший Уфимский и Мензелинский. Аскет, духовный писатель. Несколько лет жил на покое в Оптиной Пустыни.
Иеросхимонах Герасим (Мартынов-Брагин; 16/29 июня 1898). Замечательный старец, юродивый, прозорливец, целитель, устроитель Никольской женской общины Медынского уезда Калужской губернии. Любил бывать в Оптиной Пустыни и общаться со старцами.
Епископ Михаил (Грибановский; 19 авг./1 сент. 1898) Таврический. Всех общавшихся с ним поражала необыкновенная искренность, сердечность, любовь, отзывчивость, простота, доступность. Глубокий знаток Св. Евангелия, благоговейный служитель Божественной Литургии. Оказывал исключительное, сильное впечатление на своих современников. Будучи инспектором С.-Петербургской Духовной Академии, увлек идеями восстановления патриаршества в России будущего Патриарха Тихона и митр. Антония (Храповицкого).
Митрополит Иоанникий (Руднев; 7/20 июня 1900) Киевский и Галицкий. Великий архипастырь, муж силы духовной, великий милостивец и благодетель. Приезжал в Оптину Пустынь к преп. Амвросию.
Архиепископ Ювеналий (Половцев; 12/25 апр. 1904) Виленский и Литовский. Насельник скита Оптиной Пустыни, духовный сын преп. Макария Оптинского. После Оптиной Пустыни в разное время был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем Глинской пустыни, настоятелем Курской Коренной пустыни, наместником Александро-Невской Лавры, наместником Киево-Печерской Лавры и др. На всяком месте своего служения с большим духовным опытом и энергией устраивал монастырскую и церковную жизнь, запечатлевая на всем свет оптинского благочестия.
Архимандрит Мефодий (1906), знаменитый настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников преп. Амвросия Оптинского. Архим. Мефодий привил старчество в своем монастыре. Его духовным сыном был великий старец Псковских Печор преп. Симеон (Желнин; 5/18 янв. 1960).
Схимонах Иларион (1916). Автор нашумевшей на весь православный мир книги «На горах Кавказа», которая была издана на средства прмц. Великой Княгини Елисаветы по благословению преп. Варсонофия Оптинского, которому книга понравилась. Старец Варсонофий предупреждал, что читать ее надо с помощью опытного старца. Книга послужила поводом к появлению сильного церковного движения «имяславцев» и появлению серьезных разногласий в церковной среде из-за некоторой богословской неясности отдельных выражений. До сих пор не дана оценка книге соборным решением всей Церкви. Автор был связан с Оптиной через своего келейника схимонаха Венедикта, который одно время жил в Оптиной.
Игумен Герасим (31 июля/13 авг. 1918) Младший. Ученик юродивого старца Герасима, основатель и строитель скита преп. Сергия Радонежского недалеко от Калуги. Обители старца покровительствовала прмц. Великая Княгиня Елисавета. Замечательный старец. Часто навещал Оптинских старцев. Посещение Сергиева скита описал В. П. Быков в книге «Тихие приюты».
Сщмч. Лаврентий (Князев; 24 окт./6 нояб. 1918) Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Новомученик (расстрелян), подвижник благочестия, духовный сын преп. Анатолия (Потапова).
Архиепископ Никон (Рождественский; 30 дек./12 янв. 1919), бывший Вологодский, член Государственного Совета. Духовный сын архим. Леонида (Кавелина), оптинского воспитанника. Духовный писатель, патриот, друг С. А. Нилуса.
Св. прав. Алексий Мечев (9/22 июня 1923). Московский старец, прозорливец. Отмечен особым даром любви и сострадания к человеку. Имел огромную паству, за которую всего себя положил, и которая отвечала ему безграничной, беззаветной любовью. Оказал самое глубокое влияние на благочестие москвичей. Приезжал в Оптину, был духовно дружен с Оптинскими старцами преп. Анатолием (Потаповым) и схииг. Феодосием (Поморцевым). Настоятель храма свт. Николая на Маросейке в Москве. На приходе была необыкновенно дружная огромная духовная семья.
Святой Патриарх Тихон (25 марта/7 апр. 1925) Московский и всея Руси. «Совесть» Русской Церкви, «самый добрый архиерей», мудрый управитель церковной жизни, исповедник, мученик. Существуют данные, что Патриарх во многих вопросах церковной политики прислушивался к мнению Оптинского старца преп. Нектария, для чего за советом в Оптину посылался гонец.
Епископ Иона (Покровский; 7/20 окт. 1925) Ханькоуский, Китай. Великий организатор церковной жизни, особенно детских учреждений в русской колонии в Китае. Имел любовь к себе не только паствы, но и всего народа, включая китайцев и монголов. Будучи студентом и преподавателем Казанской Духовной Академии, часто приезжал в Оптину к своему духовному отцу преп. Анатолию (Потапову). Очень хотел вступить в братию Оптиной.
Свт. Макарий (Невский; 16 февр./1 марта 1926), бывший Московский. Великий святой, аскет, исповедник, великий молитвенник, патриот, ревнитель Православия. Пользовался безграничной любовью верующего народа, апостол Алтая, великий миссионер. Перед октябрьским переворотом приезжал в Оптину и Шамордино, встречался со старцами. Его всегдашний завет (и предсмертный) – кто желает спастись, пусть читает письма Оптинских старцев.
Св.исп. Георгий Коссов (26 авг./ 8 сент. 1928), с. Спас-Чекряк Орловской губернии. Замечательный, удивительный старец, духовник С. А. и Е. А. Нилусов, талантливый организатор церковно-приходской жизни. Был очень любим народом. Его большой храм в глуши, который он сам чудом построил, посещали бесчисленные потоки паломников со всех концов страны. Духовный сын преп. Амвросия Оптинского.
Сщмч. Петр (Зверев; 25 янв./7 февр. 1929) Воронежский и Задонский. Великий архиерей, исповедник и новомученик (замучен на Соловках), часто посещал Оптину Пустынь.
Протоиерей Михаил Прудников (21 авг./З окт. 1929), С.-Петербург, храм Спаса-на-водах. В миру капитан 1-го ранга, дважды совершил кругосветное плавание, был духовно близок к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Многие годы ежедневно служил Божественную Литургию. Был другом преп. Анатолия (Потапова) Оптинского. Часто приезжал в Оптину. Участвовал в отпевании преп. Анатолия.
Епископ Михей (Алексеев; 3/ 16 фев. 1931), бывший Уфимский и Мензелинский. Воспитанник Оптиной, впоследствии вернулся на покой в Оптину. В миру был капитаном 1-го ранга. Его родной брат В. Ф. Алексеев был выдающимся физико-химиком.
Протоиерей Валентин Свенцицкий (7/20 окт. 1931). Выдающийся московский пастырь, знаменитый проповедник, духовный писатель, исповедник. Духовный сын преп. Анатолия (Потапова) Оптинского.
Протоиерей Владимир (Богданов, в монашестве Серафим; 28 окт./10 нояб. 1931). Благодатный старец, имел очень много духовных чад. Видный деятель катакомбной Церкви в Москве, духовный сын преп. Нектария Оптинского.
Пр.исп. Георгий (Лавров, 21 июня/4 июля 1932). Воспитанник Оптиной Пустыни, настоятель Мещовского монастыря Калужской губернии, старец Даниловского монастыря. Был очень известен в Москве, имел огромное число духовных чад, особенно среди интеллигенции. Имел большой авторитет у многих виднейших иерархов Церкви, которые к нему относились, как к старцу.
Протоиерей Димитрий Иванов (4/17 марта 1933). Духовник Киевского Покровского женского монастыря. Замечательный пастырь, исповедник, духовный сын Оптинских старцев. Умер от истощения и болезней сразу после освобождения из заключения.
Митрополит Трифон (князь Туркестанов; 1/14 июня 1934), бывший Дмитровский, викарий Московской епархии. Воспитанник Оптиной Пустыни (был послушником в Скиту), духовный сын преп. Амвросия Оптинского.
Схиархимандрит Захария (Егорченков; 2/15 июня 1936). Последний духовник Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием. Бывал в Оптиной и имел с ней духовные связи.
Архимандрит Симеон (Холмогоров, в схиме Даниил; 27 авт./ 9 сент. 1937). Духовный сын схиархим. Гавриила (Зырянова). Стал глубоким инвалидом после тяжелого ранения в 1905 г. от пули террориста-семинариста. Известный старец Московского Даниловского монастыря. Расстрелян.
Иеромонах Андрей (Элъбсон; 14/27 сент. 1937). Духовный сын преп. Нектария Оптинского, видный участник катакомбной Церкви. Расстрелян.
Сщмч. Петр Петриков, иерей (15/28 сент. 1937). Духовный сын преп. Нектария Оптинского. Расстрелян.
Иеросхимонах Феодосий (Харитонов; 2/15 окт. 1937), святая гора Афон. Знаменитейший подвижник, почитался на всем Афоне. Был преподавателем Казанской Духовной Академии, ректором Вологодской семинарии. Духовный сын преп. Анатолия (Потапова), по благословению которого уехал на Афон. Выдающийся молитвенник, творил непрестанно умно-сердечную Иисусову молитву.
Архиепископ Феодор (Поздеевский, в схиме Даниил; 10/23 окт. 1937), бывший епископ Волоколамский, викарий Московской епархии, знаменитый настоятель Московского Даниловского монастыря. Суровый аскет, выдающийся богослов, расстрелян. Строгий ревнитель Православия. Оказал большое влияние на ход церковной истории. Его воспитанниками были многие выдающиеся иерархи Церкви. Архиеп. Феодор был ближайшим и преданнейшим духовным сыном преп. Гавриила (Зырянова), который был оптинской школы. Под духовным руководством старца Гавриила оказались многие, впоследствии выдающиеся, иерархи РПЦ, студенты, преподаватели МДА, и особенно Казанской Духовной Академии. Это сщмч. Ювеналий (Масловский; 12/ 25 окт. 1937) архиеп. Рязанский (расстрелян); архиепископ сщмч. Гурий (Степанов; 1938), архиеп. Варлаам (Ряшенцев; 7/20 нояб. 1942), еп. Варнава (Беляев; 23 апр./б мая 1963), еп. Герман (Ряшенцев; 2/15 сент. 1937), сщмч., и многие другие новомученики Русской Церкви.
Архимандрит Серафим (Батюков; 6/19 фев. 1942). Скончался в Сергиевом Посаде. Духовный сын преп. Нектария Оптинского. Часто приезжал и жил в Оптиной. После 1927 г. ушел в катакомбы.
Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943). Исповедник, замечательный проповедник, Протоиерей Николай (Сангушко-Загоровский, в монашестве Серафим; 30 сент./13 окт. 1943).
Сщ.исп. Василий (Преображенский; 31 июля/13 авг. 1945) Кинешемский. Старец, аскет, молитвенник, выдающийся проповедник, исповедник (умер в ссылке), прозорливец, нищелюбец, нестяжатель.
Митрополит Евлогий (Георгиевский;26 июля/8 авг. 1946). Управляющий русскими западноевропейскими приходами, воссоединился с РПЦ. Выдающийся деятель церковной и политической жизни эмиграции в Европе. В детстве и юности посещал Оптину, беседовал с преп. Амвросием Оптинским, который и благословил его на священнический путь и обучение в Духовной Академии.
Протоиерей Митрофан (Серебрянский, в схиме Сергий, исп.; 5/18 апр. 1948). Известный духовник и верный сотрудник прмц. Великой Княгини Елисаветы. Отличался исключительным благочестием, был духоносным подвижником, прозорливцем, исповедником.
Архимандрит Тихон (Богуславец; 17/30 янв. 1950), г. Симферополь. Духовный сын Оптинских старцев, духовник архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого; 29 мая/11 июня 1961), знаменитого исповедника и хирурга. Когда о. Тихон скончался, владыка Лука бросился на грудь умершего со слезами: «На кого ты меня оставил?»
Архиепископ Серафим (Соболев; 13/26 февр. 1950) Богучарский, Болгария. Аскет, отличался необыкновенной скромностью, мягкостью характера, искренним благочестием, молитвенник, замечательный богослов, борец за чистоту Православия, особенно против софианства и ереси экуменизма. Был духовным сыном преп. Анатолия (Потапова) Оптинского.
Протоиерей Александр Аваев (12/25 нояб. 1958), Польша. Оптинский воспитанник (несколько лет был послушником), старец, оставивший глубокую память в сердцах своей немалой польской паствы.
Блаженная Ольга Богданова-Бари (3/16 окт. 1960), С.-Петербург. Духовная дочь прав. Иоанна Кронштадтского и преп. Нектария Оптинского, которой достались многие игрушки ее старца. Старчествовала. Была очень почитаема.
Митрополит Вениамин (Федченков; 21 сент./4 окт. 1961), бывший Саратовский и Балашовский. Выдающийся иерарх Русской Церкви, богослов, духовный писатель, замечательный старец, выдающийся проповедник, сердечный человек, кроткий, смиренный, милостивый, молитвенный. Очень любил народ, и народ его незабвенно любил. Один из виднейших деятелей эмиграции до возвращения на Родину. Бывал в Оптиной, хорошо знал ее старцев. Современники его, духовно связанные с Оптиной, подчеркивали, что митр. Вениамин принадлежит, несомненно, к Оптинской школе.
Епископ Стефан (Никитин; 15/28 апр. 1963) Калужский и Боровский. Скончался в конце Божественной Литургии на амвоне, произнося проповедь. Имел духовное общение со всеми последними Оптинскими старцами и братией.
Игумен Никон (Воробьев; 25 авг./7 сент. 1963). Известный подвижник последнего времени, выдающийся духовник, ставший известным благодаря публикации его писем духовным чадам. Был близким духовным чадом Оптинского иеросхим. Мелетия (Бармина).
Преп. Севастиан (Фомин; 16/19 апр. 1966), схиархимандрит. Великий старец, 5 лет был келейником у преп. Иосифа Оптинского и около 17 лет келейничал у преп. Нектария Оптинского. Исповедник. После освобождения был выслан на поселение в г. Караганду, где чудом основал приход. Прославился необыкновенно чутким отношением к пастве, мудростью, прозорливостью.
Свт. Иоанн (Максимович; 19 июня/2 июля 1966) Шанхайский и Сан-Францисский, архиерей РПЦЗ. Величайший из святых XX века, Христа ради юродивый, суровейший аскет, великий чудотворец, прозорливец. Боговдохновенный богослов. Ревностный миссионер. Собиратель Русского Зарубежья. О посещении его Оптиной ничего не известно, но он имел с ней духовные связи.
М. А. Максимович, профессор биологии Московского Университета, посещал Оптину. С детства на него оказал огромное впечатление харьковский старец о. Николай Сангушко-Загоровский.
Протоиерей Владимир Шамонин (20 нояб./З дек. 1967) из С.-Петербурга. Выдающийся пастырь, исповедник, имел удивительную, потрясающую кончину. Приезжал в Оптину.
Протоиерей Василий Шустин (24 июля/6 авг. 1968). Духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского и преп. Варсонофия и Нектария Оптинских, замечательный пастырь. Оставил интересные воспоминания. В течение 30 лет был настоятелем православного прихода в Алжире. Скончался в Каннах.
Митрополит Мануил (Лемешевский; 30 июля/12 авг. 1968) Куйбышевский и Сызранский. Сразу после революции в сане иеромонаха посетил Оптину. Впоследствии поддерживал тесные духовные связи с замечательным Оптинцем иером. Даниилом (Фоминым; 12/25 июля 1953), скончавшимся в г. Сорочинске Оренбургской области. Отец Даниил оказал огромное влияние на будущего великого старца – митр. Иоанна (Снычева; 20 окт./2 нояб. 1995) С.-Петербургского и Ладожского, который и отпевал о. Даниила.
Игумен Никон (Воскресенский; 15/28 окт. 1968). Скончался в Успенском монастыре г. Псковские Печоры. В свое время был близок к Оптиной. Подвижник благочестия.
Архимандрит Борис (Холчев; 29 окт./11 нояб. 1971). Замечательный проповедник, был очень любим народом, духовный сын преп. Нектария Оптинского, близкий друг сщмч. Сергия Мечева. Последнюю, большую часть жизни служил в Фергане и Ташкенте.
Св. исп. Петр Чельцов, протоиерей (30 авг./12 сент. 1972), с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области. В молодости часто ездил в Оптину и усвоил многие традиции Оптинских старцев. Сам замечательный старец, выдающийся пастырь, чудотворец.
Схимонах Иоасаф (Моисеев; 25.03/07.04 1976). Духовный сын преп. Нектария Оптинского, исповедник, прозорливец. После освобождения из лагеря (в заключении провел около 16 лет) жил в г. Грязи Липецкой области.
Архиепископ Андрей (Рымаренко) 29 июня/12 июля 1978) Рокландский. Видный иерарх РПЦЗ. Основатель монастыря «Новое Дивеево» в США. До эмиграции служил в Киеве, был духовником катакомбных священников, духовный сын преп. Нектария Оптинского, читал ему отходную.
Схиархим. Амвросий (Иванов; 2/15 окт. 1979). Воспитанник Оптиной Пустыни. Скончался в возрасте около 100 лет, последние годы жизни служил в с. Балабанове Калужской области.
Схиигумен Павел (Драчев; 16/ 29 марта 1981), с. Черкассы Ефремовского района Тульской области. Скончался почти в столетнем возрасте. Вероятно, последний Оптинский монах. Нес на себе дух великих Оптинских старцев. Старец-утешитель, прозорливец, исповедник, затворник. У себя на приходе организовал общину, в основном состоявшую из монахинь Шамординского монастыря.
Епископ Нектарий (Концевич; 24 янв./б февр. 1983) Сиэтлинский. Виднейший иерарх РПЦЗ. В юности часто бывал в Оптиной, духовный сын преп. Нектария Оптинского. Умер сразу после служения Божественной Литургии в день Всех Новомучеников и Исповедников Российских.
Иеросхим. Нектарий (Овчинников, 16 февр./1 марта 1988). Скончался в г. Ельце Воронежской области. Духовник многих мирян, прежде известный врач. Духовный сын архим. Бориса (Холчева).
Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 20 апр./ 3 мая 1990). Имел духовное общение с преп. Никоном Оптинским, которого глубоко почитал.
Протоиерей Василий Евдокимов (5/18 дек. 1990). Известный московский священник, исповедник, общался с преп. Нектарием Оптинским.
Протоиерей Василий Серебренников (17/30 дек. 1996), Москва. Замечательный священник, выдающийся духовник. Духовный сын пр.исп. Георгия (Лаврова), духовник «последнего русского философа» А. Ф. Лосева (в монашестве Андроник; 1988).
Информация для этого раздела виртуальной выставки составлена на основе материалов официального сайта Оптиной Пустыни (www.optina.ru)