Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, и о бывших потом в России мятежах

7Во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками в сентябре 1608 — январе 1610 гг. Авраамий Палицын, по распоряжению царя, находился в Москве. Здесь он добивался царской помощи для осажденных в монастыре, вел с ними переписку.

По мнению исследователей, главы о Троицкой осаде появились не позднее 1617 г., а начальные  и заключительные главы — в 1618–1619 гг.

    «Сказание» состоит из 76 глав, в нем дается изложение исторических событий с 1584 по 1618 г. (от смерти Ивана IV и начала правления Бориса Годунова до Деулинского перемирия). Состоит оно из трех, как бы самостоятельных произведений, охватывающих, с различной степенью обстоятельности, события:

  1. Гл. 1-6: от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины «смуты» Палицын видит в незаконном похищении царского престола Годуновым и в его политике.
  2. Гл. 7-52: подробное описание 16-месячной осады (23 сентября 1608 – 12 января 1610 года) Троице-Сергиева монастыря войсками  польских воевод Салеги и Лисовского. Эта центральная часть «Сказания» создана Авраамием путем обработки рассказов, воспоминаний непосредственных участников обороны монастырской крепости. Прославление монастыря и подвига его защитников, спасших обитель от разорения, составляло главную задачу всего труда Авраамия Палицына. Именно эти главы и стали наиболее популярны и наиболее читаемы в России под названием «Сказание об осаде…».
  3. Гл. 53-76: повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении перемирия с Польшей.

8В 1337 году был основан преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиев монастырь. В середине XV века на территории монастыря велось обширное каменное строительство. В 1540-1550 годах укрепился, фактически превратившись в серьезную крепость. Монастырь был обнесен каменными стенами общей протяженность в 1 370 метров, которые соединили между собой 12 башен. Эти укрепления сыграли решающую роль в отстаивании монастыря от войск Лжедмитрия II (претендент на русский престол август 1607- декабрь 1610), вошедшего в историю под именем Тушинского вора, и польско-литовских интервентов.

    Троицкая лавра сильно мешала тушинцам, ибо «монастырь стоял на пути из Москвы в Заволжский край, по этой дороге провозились в столицу припасы, и препятствовал полной ее блокаде. Иноки вместе с воинами часто перехватывали разъезды Тушинского вора, а, главное, своею верностью и преданностью царю Василию Шуйскому давали высокий нравственный пример и удерживали многих от измены. 23 сентября 1608 г. воеводы Тушинского вора Сапега и Лисовский стали под Троицкой лаврой. У них было тысяч тридцать войска: тут были и польские отряды, и казаки, и русские изменники. Защитников монастыря, способных носить оружие, было не более 2400. Осажденные не только храбро отбивались, но сами делали частые вылазки». Обороной руководили воеводы князь Григорий Борисович Долгорукий и боярин Алексей Голохвостов.

Одной из особенностей «Сказания» является изображение быта осажденного монастыря: теснота (в стенах монастыря собралось множество жителей окрестных сел и деревень, искавших здесь защиты от тушинцев), недостаток чистой воды и продуктов, вспыхнувшая эпидемия цинги ежедневно уносили десятки жизней.

     Авраамий старается «документировать» свой материал: точно указывает даты событий, имена их участников, вводит деловые документы («грамоты» и «отписки»).

    Ценность «Сказания» составляет его фактический материал, связанный с изображением ратных подвигов крестьян монастырских сел, монастырских слуг. Авраамий сообщает имена и подвиги многих народных героев. Он неоднократно подчеркивает, что монастырь был спасен от супостатов «молодшими людьми» (простолюдинами), и резко осуждает предательство «сынов боярских».

    Исторические события освещаются с традиционных провидснциалистских позиций, т. е. истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога.

    Причины Смуты, толкуются  автором  как грехи русских людей перед Господом – за «всего мира безумное молчание», которое воцарилось на Руси после гибели царевича Дмитрия. Повествование изобилует  религиозно-фантастическими картинами всевозможных «чудес», «явлений», «видений», которые, по мнению автора, являются бесспорным доказательством особого покровительства небесных сил Троице-Сергиеву монастырю и всей Русской земле.

    В сентябре 1610 г. воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский разгромил вражеское войско и 12 января 1610 года Сапега обратился в бегство. Торжественно праздновала обитель, а вместе с ней и вся Россия свое освобождение от неприятеля. В память такого благодеяния и милости Божией Лавра на вечные времена учредила крестный ход вокруг монастырских стен — 12 января.

(Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800. Т.1- М., 1962-с.21. Авраамий (Палицын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. https://dic.academic.ru. https://studme.org/37151/literatura/skazanie_avraamiya_palntsyna)

Назад