15 января исполняется 100 лет со дня рождения Евгения Ивановича Носова (1925-2002), русского и советского писателя, участника Великой Отечественной войны.
«Я родился студёным январским вечером 1925 года в тускло освещённой избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалёкого города Курска, высоко вознёсшегося своими холмами и соборами…» – так рассказывает писатель о начале своей жизни.
Как писал И. З. Баскевич, литературный критик, участник Великой Отечественной войны:
«Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опаленное огнем войны».
Информационный обзор «Не погаснуть живому огню» познакомит с военной прозой Е. И. Носова, которая занимает важное место в его творчестве и в русской литературе в целом. В его произведениях акцентируется внимание на судьбах простых людей, их мужестве, стойкости и жертвах.
Носов поднимает важные моральные и этические вопросы, связанные с войной, такие как патриотизм, долг, дружба и предательство. Это делает его произведения актуальными и в современном контексте.
Произведения Е. И. Носова заставляют задуматься о последствиях войны, о ценности мира и человеческой жизни. Это делает его военную прозу важной не только с литературной, но и с воспитательной точки зрения.
«Покормите птиц, пожалейте людей,
сберегите Родину»
К 100 — летию со дня рождения Евгения Ивановича Носова,
русского и советского писателя, участника Великой Отечественной войны.
«Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…»
Александр Яшин
На надгробном памятнике Евгению Носову, по его завещанию, начертан призыв: «Покормите птиц». У него есть такой рассказ – даже не рассказ, а своего рода очерк с советами, как лучше устроить кормушку, на каком корме остановиться, – а еще о том, как автор в суровую зиму расклеивал по городу листочки со стихотворением Александра Яшина.
«Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опаленное огнем войны».
И. Баскевич
15 января 1925 года родился Евгений Иванович Носов – русский и советский писатель, художник-оформитель.
Он был по природе романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна.
Евгению Носову было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1943 году, после освобождения Курска, он ушел на фронт, стал артиллеристом противотанковой бригады, наводчиком орудия в артиллерийской батарее истребителей танков. Участвовал в операции «Багратион», в боях за Днепр, освобождал белорусские и польские города. В начале весны 1945 года Носов был тяжело ранен в бою под Кенигсбергом. Вернулся на родину санитарным поездом, полгода был прикован к койке в госпитале города Серпухова, здесь он и встретил 9 мая 1945 года, о чем позже написал рассказ «Красное вино победы».
Его награды – медаль «За отвагу», орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени. Николай Пахомов в своей работе «Немеркнущий свет таланта» приводит последний наградной лист:
«Товарищ Носов в полку находится с 26.03.1944 года. Дисциплинированный, смелый, инициативный. 8.02.45 года при появлении 2 самоходных орудий ‟фердинанд” противника в районе опушки леса, где поворот дороги по направлению к мосту через реку Древенц, он в составе расчета открыл огонь по самоходному орудию противника и вторым снарядом сжег его. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника по орудию, не считаясь с жизнью, от орудия не отходил, стремился выполнить боевую задачу по уничтожению вражеских самоходных орудий и тут же от разрыва вражеского снаряда был тяжело ранен. Достоин правительственной награды – ордена ‟Отечественная война 2-й степени”». Наградной лист подписан 9 февраля 1945 года командиром 1969 ИПТАП гвардии подполковником Ильиным.
В начале 1950-х годов Евгений Носов стал работать корреспондентом областной комсомольской газеты, начал писать прозу. Произведения Носова, за редким исключением, можно разделить на две категории: проза о войне или о деревенской жизни.
«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию » — писал Евгений Иванович.
Носов хорошо знает и любит своего молодого современника: подростка, юношу, девушку. Причем больше всего его привлекают деревенские ребята, которые часто становятся героями его рассказов. Они очень разные и по возрасту и по характеру. Но есть в каждом из них одна ключевая черта, которая объединяет персонажей его произведений, всякий из них по своей сути — подлинный труженик.
В очерке «Краски родной земли» (1987), посвященном иконописцу Дионисию, Евгений Иванович формулирует свое творческое кредо:
«…Искусство не терпит расслабленности, тем более сделок с совестью, порождающих леность души и меркантильные помыслы. Напротив, оно требует постоянного преодоления задуманного, способствуя, в свою очередь, преодолению художником самого себя и захватывая его той одержимостью, когда, как точно сказал Дионисий, ‟сил утаивать не можно”. Так что как ни всемогущ прогресс, но вдохновения в лавке пока не купишь. Тут изощренный человеческий ум спасовал, ничего не придумал, и все, что касаемо творческого взлета, осталось по-старому, как и при Дионисии: если хочешь чего достичь – иди и поклонись родной земле. Все остальное – от лукавого».
Военная тема присутствует в произведениях писателя особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Главное свое предназначение Евгений Носов видел в том, чтобы писать правду о войне. С каждым годом, миновавшим после Победы, боль становилась острее. Разоренные и опустевшие деревни, осиротевшая без пахарей земля напоминали о наших страшных утратах.
В рассказе «Красное вино Победы» сюжет не выходит за стены госпитальной палаты.
Героев рассказа «Шопен, соната номер два» мы застаем спустя тридцать лет после начала войны.
В «Усвятских шлемоносцах» не звучит ни одного выстрела, но нет в нашей литературе другого такого реквиема павшим. В этой повести и часы, и календарь — всё остановилось на одной дате — 22 июня, и только стрелка дрожит. Здесь вечно будут усвятские мужики собираться в далёкую дорогу. Потом потянутся к сельсовету. Будут строиться в молчаливые шеренги. И всегда будет видно, с чем остались Усвяты — «с белыми платками, седыми бородами да с белоголовыми малолетками…».
Память Носова ярка, детальна, динамична, а главное – честна, чиста от всякого домысла. Евгений Иванович помнил, как немцы входили в Курск. Мы видим это – глазами героя повести «Фагот» (опубликована в 2002-м году):
«Мальчишка по прозвищу Фагот, детдомовец, чудом не погибший в детстве от голода, начинающий, но уже весьма умелый заводской токарь, к тому же одаренный музыкант, – он не прятаться бежит, а бить врага. Обрез для этой цели он выточил себе сам, на своем токарном станке – потому что винтовки ему, как бойцу отряда гражданского ополчения, не досталось…»
И в этом заключается ответ на вопрос: почему не сломались, не сдались на милость немилостивых «победителей», почему победили спустя два года на знаменитой Курской дуге.
У Носова есть фронтовые рассказы от первого лица – непосредственно о его собственном боевом опыте, – и есть вещи, где то же подается опосредованно, через героя, через его личность, его память, его рассказ. Но, ни в тех, ни в других нет ни героического пафоса, ни лобовой морали, а есть – правда. Правда страшная, но – полная. О невиданной и неслыханной трагедии, через которую прошел народ, и о русском человеке в условиях этой трагедии.
Носовские фронтовики, оказавшиеся в мирной жизни, как много их населило его прозу!
Фомич из рассказа «Не имей десять рублей» (1973) – рыбак, птицелов, бродяга, жизнелюб. Алексей из рассказа «Костер на ветру» (1993) – искалеченный, и еду, и водку принимающий не через рот, а через стому в пищеводе, но не потерявший любви к жизни, радости и благодарности. Музыкант дядя Саша из повести «Шопен, соната номер два» (1973), наставник молодых оркестрантов, веселых и немного циничных, которые лишь благодаря нему открывают для себя боль и память народа. Баба Пуля – она же Евдокия Лукьяновна – из рассказа «Яблочный Спас» (1996), снайперша военных лет, загнанная новой жизнью в тупик, в нищету и смертное одиночество… и хранящая в сундуке солдатский сапог любимого, на ее глазах разорванного миной на куски.
А еще два закадычных приятеля – Петр Иванович (Петрован) и Герасим из повести «Памятная медаль» (2000) – каждый из этих двоих точно знает, что настоящий герой – вовсе не он, а его друг, а его самого если наградили, то по ошибке…
Читая о них, понимаешь, как смог наш народ вынести первые месяцы войны, победить и восстановить свою жизнь после войны.
Какими они вышли из войны, эти люди, зачастую чудом уцелевшие? Они вышли из нее живыми – не только физически. Из долин смерти они вынесли живые души, любящие и милующие сердца. Они не идеальны, не правильны, не благостны, нет, ничуть – они совершенно естественны и живы. И еще – они очень русские. Читая о них, понимаешь уже не только то, как смог наш народ вынести первые месяцы войны, но и то, как он смог вынести все остальное, победить и восстановить свою жизнь после войны.
И сам Евгений Иванович вышел из войны живым, и не просто живым, но – любящим.
Всё, что оставил нам Носов, написано даже не «с любовью», но просто – любовью, как кистью. Любовь – это органическое состояние души автора, это его сродство миру, его миссия в мире: высветить и согреть любовью всё встречное ему и всё сущее.
Евгений Иванович Носов был Мастером во всём — он писал превосходные рассказы и повести, очерки и статьи. Он умел великолепно фотографировать. Он оставил нам своё наследие — в каждой строке живет его душа.
Произведения писателя легли в основу сценариев нескольких фильмов, а также одной киноленты-спектакля. За свои военные и творческие заслуги Евгений Носов был удостоен восьми орденов и более десятка престижных премий.
Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года. В память о замечательном земляке в городе установлен памятник и мемориальная доска.
Источники:
1. https://pravoslavie.ru/163162.html
2. https://biographe.ru/znamenitosti/evgeniy-nosov/
3.http://csdb62.ru/blog/yubilei-pisatelej/:11090