
23 марта 2025 года – 117 лет со дня рождения первого
Героя Советского Союза Анатолия Васильевича Ляпидевского,
генерал-майора авиации, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934г.
Фото 1
Публикации и фото А.В. Ляпидевского о героическом подвиге «челюскинцев»
Он стал национальным героем после спасательной операции экспедиции «челюскинцев» наряду с другими 6-ю лётчиками, занимавшимися спасением людей парохода «Челюскин». А. Ляпидевскому при вручении отличительного знака к званию досталась Золотая Звезда № 1. Наш герой – один из «великолепной семерки», прожил весьма интересную жизнь, о нем и расскажем далее…
ИСТОРИЯ СУДЬБЫ
А.В. Ляпидевский (1908-1983) – легенда русской авиации

Начало жизненного пути
Анатолий Ляпидевский, появившийся на свет в 1908г. в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), мечтал стать моряком. Правда, если бы не революция и не приход Советской власти, он продолжил бы династию священнослужителей, коих было в его семье по отцовской линии немало.
Детство провел в г. Ейске. Когда он захотел поступить в военно-морское училище, ему в приёме документов отказали из-за происхождения, но посоветовали пойти в лётно-техническую школу, так как из-за недостатка кадров там не столь критично относились к биографиям будущих курсантов.
В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1928 г. -Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.
В 1933 г. Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ). Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но душа требовала подвига, тогда он перевелся на Крайний Север.
Что такое полеты на нашем Севере, да еще в те годы, рассказывать могут лишь те, кто летал. Мы же просто констатируем факт того, что Ляпидевский летал, и летал хорошо.
Битва со льдами
Пароход “Челюскин” во льдах Северного Ледовитого океана в октябре 1933 года

В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля «Челюскин», затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и 2 детей. Люди провели на льдине 2 долгих месяца, и разыскать их удалось лишь благодаря героизму советских летчиков. Как же удалось спасти людей?!
Перед Страной Советов встала непростая задача освоения Северного морского пути, канала, который смогу бы связать Европу и Дальний Восток. Эту идею с восторгом принял известный ученый Отто Шмидт.
В 1932г. он успешно провел экспедицию по Баренцевому и Белому морям, и, воодушевленный результатом, стал настаивать на сквозном плавании. Во второй раз преодолеть этот непростой участок Северного Ледовитого океана, снискавшего дурную славу из-за тяжелых льдов, Шмидт решил на обычном грузовом корабле — выбор пал на пароход «Лена», строительство которого только-только закончили датчане. Конечно, для столь важного события корабль переименовали: он получил гордое название «Челюскин» в честь российского исследователя Арктики. Командовать плаванием был назначен Владимир Воронин. Однако, он не одобрил опрометчивое решение плыть на неподготовленном пароходе, но оптимизм и самоуверенность Шмидта оказались более весомым аргументом для советского правительства.
Легкомыслие Шмидта привело к несчастному случаю, который чуть не обернулся трагедией. Забегая наперед, скажем, что после крушения из всей команды погиб только 1 человек, все остальные были спасены. Но какой ценой этого удалось добиться?
Это сейчас у всех путешественников и туристов есть GPS или ГЛОНАСС и спасатели четко знают, куда лететь. И то бывают трудности и сложности.
А в 30-е годы прошлого века… Экипаж Ляпидевского примерно знал, куда им надо лететь.
Под руководством Шмидта «Челюскин» отбыл из Мурманска и прошел через Чукотское море. Расчет был на то, что дрейфующий корабль самостоятельно дойдет к острову Врангеля, но этим планам не суждено было сбыться. За время экспедиции «Челюскин» несколько раз попадал в ледяной плен: в первый раз его спас ледоход «Красин», во второй раз помощь предлагал капитан ледохода «Литке», но Шмидт не мог себе позволить признать свое поражение. 10 дней понадобилось ему на то, чтобы наконец оценить масштаб бедствия, но этот срок был слишком велик, и «Литке» уже не смог пробраться к челюскинцам сквозь ледяной покров.
Из мемуаров А.В. Ляпидевского:
«Солнце, тишина, но страшный мороз – 40-45 градусов… Мы всматривались до боли в глазах. И наконец, прямо «уперлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!..»
Тяжелые льдины повредили корабль, эвакуация была проведена оперативно, и «Челюскин» в считанные часы пошел ко дну. Эвакуация пострадавших проходила силами авиации. Лагерь челюскинцев 5 марта обнаружил летчик Анатолий Ляпидевский.
Первые герои Советского Союза

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем. Рейс закончился аварией: сломался коленвал одного из двигателей. Вынужденная посадка, сломанное шасси. Радиосвязь – очень условная. Считалось, экипаж пропал без вести… Однако, не на тех нарвались. С помощью местных жителей, экипаж добрался до Ванкарема. На собаках. Там в мастерских изготовили все необходимое для ремонта сломавшейся лыжи. Плюс коленвал для двигателя. Самолет отремонтировали и своим ходом вернулись на базу. Сорок два дня в ледяной пустыне.
Именно он эвакуировал первую группу — женщин с детьми. Хотелось верить, спасение близко, но у его самолета возникли технические неполадки, продолжить спасательные работы смогли лишь 7 апреля.
13 апреля со льдины были эвакуированы последние члены экипажа (в том числе и капитан Владимир Воронин), а на следующий день налетевший шторм снес все, что осталось от лагеря.
Церемония награждения Золотой звездой №1

https://topwar.ru/uploads/posts/2018-03/1521650116_ris.jpg
В спасательной операции принимало участие 7 пилотов, все они получили высшие государственные награды.
Достижения до войны и во время Великой Отечественной
В 1934г. в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства, где к Ляпидевскому подошел сам Сталин, наш герой попросил Сталина дать ему возможность продолжить учебу. Просьба выполнена.
В 1939г. полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок).
В 1940г. он был назначен директором авиационного завода №156 в Москве, где и встретил начало войны, 18.07.1941 г. получил назначение руководителем нового завода в Омске года. Впоследствии завод №166 станет ОНПО «Полет» — в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2. За годы ВОВ завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Но Ляпидевский рвался на фронт. В мае 1942 г. его перевели из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний НИИ ВВС. И все-таки в сентябре 1942г. Ляпидевский был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу. В декабре 1942 — сентябре 1943 гг. он служил начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья — это понять может только тот, кто там сам служил.
Гриф «СЕКРЕТНО»
Работа государственной комиссии по выбору полигона

Казалось, что можно скрывать в судьбе отважного лётчика, спасшего не один десяток жизней?
Карьера Анатолия Ляпидевского несколько раз делала весьма крутые повороты. С должности директора авиазавода его неожиданно назначили главным контролёром в Госконтроль СССР, это сразу делает его частью высшей партийно-хозяйственной элиты. Через 3 года он вернулся в «своё» министерство авиапромышленности на должность замминистра. После этого его демонстративно и публично снимают со всех должностей и назначают директором авиазавода № 25, что могло бы сказать о том, что Ляпидевский впал в немилость. Но всё было вовсе не так просто.
Обычные граждане огромной страны даже не догадывались о том, что авиазавод № 25 на самом деле был важнейшим звеном в системе создания ядерного оружия. Конечно, там выпускалось самолётное электрооборудование и вооружение, но в секретных цехах создавались системы инициирования ядерных зарядов для бомб.
Под руководством Ляпидевского предприятие было полностью перепрофилировано под разработки для атомных бомб. Вскоре авиазавод стал опытным производством КБ-25.
Легендарный лётчик принимал активное и деятельное участие во всех процессах, лично ездил на испытания продукции, выпускаемой на его предприятии. Кажется, именно его непосредственное участие в разработке ядерного оружия и стало причиной активного засекречивания биографии Героя № 1. Просто никто не должен был знать, чем занимался любимый «сталинский сокол», за что он получал генеральские звания и россыпи орденов.
С марта 1962 г. по апрель 1983 г. генерал-майор ВВС в отставке Ляпидевский занимал в ОКБ Микояна должности ведущего конструктора и заместителя главного инженера по капитальному строительству. А 29.04.1983 г. его не стало.
Интересные факты
- В опасную экспедицию один из членов экипажа отправился с женой, которая была буквально на сносях. К слову, она родила прямо на корабле, а позднее прожила несколько дней с младенцем на дрейфующей льдине.
- 29 полетов оказались неудачными. И только на 30-й раз, 05.03.1934г.
- А. Ляпидевский совершил 30 поисковых полётов, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и 2 детей.
- По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но, поскольку в списке он значился первым, его и стали считать героем №1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую звезду», то и медаль №1 досталась ему.
- В 1938 году, к 20-й годовщине РККА, летчикам-челюскинцам хотели дать звание майора, Ворошилов лично написал: «Полковники».
- «Двадцать пятый завод» под руководством А.В. Ляпидевского разрабатывал и делал системы электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, начиная с самой первой советской атомной бомбы — РДС-1.
- На полярном архипелаге Новой Земли, 30.10.1961г., когда Советский Союз испытал знаменитую «царь-бомбу» — самый мощный ядерный боеприпас в истории, он тоже присутствовал.
- Первый герой обожал музыку — с юности играл на гитаре. Был всегда вежлив, галантен с женщинами, элегантно одевался. Собрал богатую фонотеку. Его любимой мелодией был «Вальс погасших свечей» из фильма «Мост Ватерлоо».
Эпилог
Последние годы жизни

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d8ee67db129/img15.jpg
Судя по всему, именно послевоенная работа в атомной отрасли и стала причиной ряда изменений в официальной биографии Анатолия Ляпидевского. Подобное отношение к деталям жизни людей, руководивших секретными заводами и КБ или занимавших высшие государственные и военные посты, в советское время было весьма распространено. И остается только гадать, сумеем ли мы когда-нибудь точно узнать, кем был отец Ляпидевского, хотел ли будущий летчик стать военным моряком и почему перед назначением на должность директора завода №25 его решили публично снять со всех должностей. Впрочем, все это не так важно в сравнении с тем, что Анатолий Ляпидевский навсегда останется Героем Советского Союза №1. Как вспоминал он сам, после вручения золотых звезд одним из первых его поздравил радист Эрнст Кренкель, который внимательно прочитал грамоту и сказал:
«Толя, будут еще сотни и тысячи героев, но ты всегда будешь первым»
Все текстовые и фото-материалы взяты из свободного доступа в источниках сети Интернет
Ссылки на источники:
1.https://kulturologia.ru/blogs/200416/29242/
2. https://ru.ruwiki.ru/wiki/Ляпидевский,_Анатолий_Васильевич
3.https://ria.ru/20190420/1552862849.html
4.https://infakty.ru/biografiya/anatolij-ljapidevskij/
6. https://proza.ru/2020/01/13/226
7. https://nstarikov.ru/anatolij-ljapidevskij-chelovek-iz-legendy-i-legenda-o-cheloveke-114161
8. https://www.eg.ru/society/510903-zachem-pervogo-geroya-sovetskogo-soyuza-pryatali-ot-vsego-mira/