«Добро пожаловать в крестьянскую избу»

Музейная комната при ЦРБ создана в 1994 году в целях сохранения и развития традиций, формирования позитивного имиджа библиотеки. Изначально она состояла из двух отделов: этнографического отдела и отдела воинской славы.

В 2022 году часть экспонатов была передана в культурно – выставочный центр.

На сегодняшний день музейная комната в Спас – Деменской ЦРБ является составной частью туристический маршрута по теме «Добро пожаловать в крестьянскую избу», привлекая внимание жителей и гостей города и района.                                                                                                         Краеведческая работа в нашей библиотеке в большей степени способствует осуществлению связи деятельности библиотеки с жизнью и практикой. Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым интересом к истории родного края. Огромные воспитательные патриотические возможности краеведческого материала, которые есть у нас, позволяют растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни семьи, односельчан, истории своего города и села.

Музейная комната при ЦРБ насчитывает 101 экспонат.

 Наглядно демонстрируют быт крестьян предметы: коромысло, прялка, лапти, рубель и другие. Среди экспонатов тканые рушники, скатерти, половики.

Почетное место крестьянской избы – красный угол. Это святое место – здесь были иконы, поэтому его и называли «святым».

При входе в избу располагается рабочее место хозяйки с русской печью, где все способствует приготовлению пищи, ведению хозяйства.

Замок старинный, конец 19 века

Возникновение частной собственности на Руси привело к необходимости использования замков. Большое количество находок этих приспособлений, обнаруженных на территориях древнерусских деревень и городов, датируется уже IХ-Х вв. В дальнейшем, судя по более поздним археологическим материалам, замки прочно закрепляются в обиходе горожан. Для древнерусских замков был характерен сложный пружинный механизм, изготовить который могли только ремесленники-профессионалы. Пружинные замки можно разделить на съёмные и неподвижные замки. Устройство и тех, и других менялось с течением времени: устаревшие конструкции сменялись новыми. Определяющими элементами в конструкции съёмных замков были ключ, дужка и корпус. Со временем повышалась надёжность корпуса и усложнялось запирающее устройства, а следовательно, и ключ. Представленный в экспозиции замок закрывал ворота Спасо – Преображенской церкви в г. Спас – Деменске.

Коромысло

Или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Коромысло» – это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах.

На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Самый распространённый вид коромысла – дугообразный. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. В качестве материала для изготовления чаще всего брали березу, реже — сосну и ель. Дерево подбирали толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Заготовкой древесины мастер занимался поздней осенью или ранней весной.

Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Чтобы оно не треснуло, поверх пускали металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Такое изделие могло прослужить      50 и более лет. Готовое коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид.  Ведра, надетые на концы коромысла, почти не качались при ходьбе.

Дома коромысло ставили в коридоре в углу или вешали на стену.

Косоворотка   

Косоворотка была основой нехитрого гардероба любого русского крестьянина с XV вплоть до начала XX века. И уж точно ни одну другую одежду не надевали, не облачившись сначала в эту рубаху. Косоворотка — попросту рубашка с длинным рукавом. Крестьяне носили полотняные белые рубахи. Их держали исключительно навыпуск и закрепляли на талии веревкой. Косоворотки были на каждый день и праздничные — у них был расшит ворот. Также если нужно было нарядиться, можно было надеть красивый пояс, например, с кисточками. Люди с достатком могли шить праздничные косоворотки из более дорогих материалов — шелка и атласа. Название произошло от словосочетания «косой ворот». И действительно, ворот и разрез на косоворотке находился не по центру, а сбоку, чаще всего слева. Культуролог и академик Дмитрий Лихачев считает, что это было сделано неспроста и не из эстетических соображений — так при активном физическом труде у крестьян не выпадал наружу нательный крестик. 

Лапти

Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки.Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Для того, чтобы не натереть ноги при ходьбе, под лапти надевали портянки (онучи).

   Прялка

— это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть, предназначенная для сидения, именовалась донцем. Вертикальная же часть состояла из шейки и лопаски. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному. Разумеется, изначально использовалась только прялка деревянная — для ее изготовления шли в ход клен, липа, осина и береза. Украшали прялки резьбой.  

Рубель

Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Название рубель произошло от слова «рубить». Он появился на Руси семь веков назад, и вышел из обихода только во второй четверти XX века.

Рубель — это деревянная доска прямоугольной вытянутой формы с одной или двумя рукоятками на концах.  На нижней стороне вырезались или вырубливались поперечные скругленные зарубки-зазубрины, а верхняя, лицевая сторона украшалась резьбой или орнаментами.

Рушники

      Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка,— полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.  Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу). Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

Самопрялка

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить «вырастает» до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла: в день пряли по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили к верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена — это была последняя механическая прялка.

Серп

– орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку.

           Самова́р    

                                                                                                                                               — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. Чаепитие за самоваром — отличительная черта традиционного быта на Руси. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.

Ткацкий станок  

       (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Существуют различные виды ткачества на стане: дерюжное, ворсовое, пестрядинное, гобелен. Развивалось также узорное тканье, т. е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей.

Утюг угольный

Железные, бронзовые и чугунные утюги вошли в наш быт в эпоху Петра I и просуществовали в России вплоть до 1967 года. Первые утюги были цельнолитыми. Разогревались они на открытом огне на печи, позднее на газовых плитах. Такие утюги были довольно тяжелыми, их вес мог достигать 12 кг. Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Неудобной была и металлическая ручка, которая нагревалась

вместе с утюгом. Поэтому со временем цельнолитые утюги были усовершенствованы: их стали делать парными (одним утюгом утюжили, второй в это время нагревался на печи) с одной общей съемной ручкой. Ручка либо вдевалась в утюг, как ремень в шлевки брюк, либо крепилась по принципу прищепки. Эти новшества сделали процесс глажения непрерывным, расход металла более экономным, а также исключили нагрев съемной ручки. Утюги были вещью достаточно дорогой. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие этого предмета в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром. К изготовлению утюга некоторые кузнецы подходили творчески, превращая его в произведение искусства: утюг приобретал, например, вид дельфина, льна или корабля. Простые утюги отливали из чугуна, а более дорогие – из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром. Ручки утюгов, чтобы они не нагревались, могли делать из дерева. В ХVIII веке в России началось промышленное производство утюгов.

Челнок

Челнок для ткацкого стана — деревянный брусок (обычно из кленового дерева), заостренный с концов, чтобы он мог свободно проходить между нитями основы, продевая нить утка. Уточная пряжа, намотанная на цевку, или шпульку, вставлялась при помощи специального деревянного стержня, называвшегося сватом, в специально выдолбленное отверстие в середине челнока».

Полный англо – русский словарь, составленный А. Александровым, 1909 года издания     

Составители пятого издания словаря поставили целью издание наиболее полного англо-русского словаря, опираясь на современные им лучшие английские издания, признанные в академических кругах. Словарный объём в издании не указан. Общая словарная часть дополнена словарями личных имён, географических названий и единиц измерения.

Как указывает «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, А.Александров — псевдоним группы авторов, а издание отличается полнотою, богато фразеологиею, и может служить пособием при чтении старинных английских авторов, так как в нём приведено много архаических слов и выражений. Словарь был найден в Спасо – Преображенском храме и передан библиотеке передан библиотеке священником Максимом Николаевичем Некрасовым.   Первое издание (объёмом в 70 тыс. слов) вышло в 1879 году.    

Полный французско – русский словарь, составленный Н. П. Макаровым, 1910 года издания     

Как сказано в предисловии, словарь, впервые увидевший свет в 1870 году, сразу занял первое место в ряду аналогичных изданий. В музейной комнате хранится четырнадцатое издание этого словаря. Словарь был найден в Спасо – Преображенском храме и передан библиотеке священником Максимом Николаевичем Некрасовым.

Старинные русские монеты: Деньга

Деньга́ (до конца XVIII века — денга —  собирательное название древнерусских серебряных монет, чеканившихся,  начиная со второй половины XIV века в Москве, Новгороде, Рязани, Твери и других центрах монетной чеканки (синонимы — «куны», «чешуйки»).

• денга новгородская, новгородка, копейная денга (на монете был изображен всадник с копьём), копейка — 1⁄100 рубля;

• денга московская, московка, сабляница (на монете был изображен всадник с саблей), просто денга — 1⁄200 рубля.

В течение XVI—XVII за 1⁄100 рубля окончательно закрепляется название «копейка», а за 1⁄200 — «денга» (с XVIII века — «деньга»).

Отсюда же происходит современный термин «деньги».

Пять копеек 1780 года

Крупная медная монета, времён правления императрицы Российской империи Екатерины II (Великой). 

    Три копейки серебром 1842 года

Монеты с номиналом в 3 копейки впервые были выпущены в ходе денежной реформы 1839—1843 годов.  Мелкие деньги стали полноценным платежным инструментом, поэтому они приравнивались по курсу к серебряным монетам, о чем говорила надпись «серебромъ» на оборотной стороне.

С тех пор монеты номиналом 3 копейки стали традиционным медным(!) номиналом Российской империи, а затем СССР. С 1839 по 1848 год монеты чеканились исходя из монетной стопы в 16 рублей из пуда меди, с указанием номинала «3 копҍйки серебромъ». На аверсе изображался вензель Николая I.

    Чешуйка

Монеты чешуя отличаются своей уникальной историей. Сложно сказать, когда конкретно деньги вошли в оборот. По предполагаемым данным, первые экземпляры на территории России появились до 1380 года, после битвы на Куликовском поле. Однако достоверно известно, когда их использование прекратилось: в 1718 году после денежной реформы Петра I. Свое название монетки получили из-за схожести с рыбьей чешуей, они были тонкими, продолговатыми. Размер — 1–1,5 см. Вес — менее одного грамма. Свою форму получили из-за процесса изготовления. На аверсе (лицевой стороне) изображался князь, его имя или титул. На реверсе (обратной стороне) — всадник, цветок или мифическое животное.

Библиотекари целенаправленно популяризируют знания о прошлом и настоящем нашей малой родины. Для этого у нас есть материалы по истории храмов, помещичьих усадеб (Нарышкины, Хлюстины), история каждого села, истории школ, организаций, предприятий. Стенды и музейные экспонаты наглядно дополняют собранные знания.  Они помогают расширить кругозор, сделать историю края и родного города или села намного ближе, роднее, понятнее.

Для популяризации знаний о родном крае в 2014 году в ЦРБ был разработан и успешно реализуется проект «Туристские маршруты Спас-Деменского края», который включает в себя 15 маршрутов. Задачи проекта — повышение значимости города Спас-Деменска и Спас-Деменского района как центра историко-краеведческого туризма, предоставление открытого равного доступа к информации об исторических и памятных местах Спас-Деменского района, воспитание чувства патриотизма, формирование нравственной и духовной культуры. Проект рассчитан на учащихся школ, молодёжь, гостей города и района, историков, краеведов. Библиотекой проведен ряд массовых мероприятий краеведческой направленности, благодаря которым люди получают реальную возможность посетить уникальные места района.

Надёжным помощником в нашей работе стала краеведческая книга «От волости Демена: Спас-Деменский край вчера и сегодня»/ Сост. М.А.Гусева.-2-ое изд.доп.-Калуга: Фридгельм,2009.-400с. (изданная по инициативе главы администрации Спас-Деменского района В.А.Бузанова).