«Большая женщина! Ее вполне оценит история будущего, — так отозвался в 1913 г. об И. Я. Коншиной один из ее современников В. Н. Быков.
Кто же на самом деле была Коншина? И как оказалась в «сельце Ахлебинине» на Калужской земле? Обратимся к статье искусствоведа Галины Васильевны Галицкой, опубликованной в материалах 2-й городской конференции «Калуга в шести веках» (1996 г.).
Ирина Яковлевна Коншина, урождённая Эмма Мэршон, родилась 9 февраля 1867 года в американском штате Айова. В Калифорнии закончила «женский институт». В Италии обучалась вокальному искусству у всемирно известного Франческо Ламперти и Ванучини. С большим успехом дебютировала в Милане. После чего получила контракты на самых выгодных условиях в различных европейских странах. Ей пророчили великое будущее…
В Италии состоялось знакомство красавицы, оперной певицы Эммы Моршон и Николая Коншина. Здесь обучался оперному пению Н. Н. Коншин (младший), сын миллионера Н. И. Коншина (старшего), владельца серпуховских мануфактурных фабрик, ромодановского и других имений. В 1890 г. они повенчались в православном Христорождественском храме во Флоренции. Вскоре супруги Коншины стали известными певцами. Но их оперная карьера внезапно оборвалась из-за разразившегося в Европе грандиозного скандала. Как гласит устная легенда, якобы сама английская королева пожелала послушать пение Коншиных, но Николай Коншин опоздал на репетицию. Насколько соответствует действительности эта легенда, узнать теперь трудно. Но контракты были расторгнуты, и Коншин привозит супругу в «сельцо Ахлебинино», где начинает возводить для своей жены, оригинальный архитектурный ансамбль усадьбы.
Здесь, на новом месте, чужестранка переживает тяжелый удар судьбы: умирает первый сын Нестор. Она принимает православное имя Ирина.
В 1893-94 гг. свирепствовала эпидемия холеры, да и предшествующие годы в губернии были неурожайными. И Коншина, наделенная многими талантами, в том числе и организаторскими, чтобы как-то помочь бедному люду, в 1894 г. создает в сельце Ахлебинине — д. Миники кустарный промысел народных крестьянских вышивок. Ей помогает в организации этого дела Мамонова — владелица имения Тимошовки, у которой вышивали 45 крестьянок, учительница Т. И. Чурикова-Цветкова и многие другие. Крестьянские работы выставляются на ежегодных сельскохозяйственных, кустарных выставках в Калуге, Серпухове, Одессе, Н. Новгороде, Москве, С.-Петербурге. Для реализации их вывозят за океан, их приобретают в Париже, Чикаго, Вашингтоне. Крестьянские вышивки получают самые высокие награды: серебряные и золотые. Коншина, получив большую поддержку губернатора С. Б. Горчакова и внимание «высочайших особ» (Ирине Яковлевне была выделена на развитие промысла огромная по тому времени сумма — 10 тыс. руб.), сумела развить народный промысел во многих приокских селах и деревнях (работало 695 крестьянок с доходом в 4086 руб. 09 коп.). Народный промысел сельца Ахлебинина под руководством И. Я. Коншиной просуществовал до Октябрьской революции.
Несмотря на то, что карьере оперной певицы был положен конец, Ирине Яковлевне удавалось, по рассказам ее же учениц, консультировать их и раскрывать им тайны певческого мастерства. В 29 лет она принимает участие в благотворительном концерте в пользу бесприютных детей г. Калуги, который был устроен в Дворянском собрании 25 августа 1896 г.
В сельце Ахлебинине Ирина Яковлевна в 1905 г. открывает церковноприходскую школу, где обучались 93 ученика. В школе работали различные мастерские: для мальчиков — столярные, для девочек — художественной вышивки. Позднее школа становится 5-6 классной. При школе были устроены квартиры для учителей. В их обязанности входило воспитание детей-сирот. Позднее они были переведены в открытый в 1910 г. Коншиной Дом приюта. Церковное пение в ахлебининской церковноприходской и потросовской (с. Никольское) школах Ирина Яковлевна преподавала сама.
В храме святого Николая Коншина пристроила трапезную, здесь же выстроила здание гимназии (не успев возвести крышу, но оно сохранилась до сегодняшнего дня). Сама возглавила работы в качестве председателя Общества трезвости, создав при нем народную библиотеку, в фонде которой были книги по различным кустарным ремеслам, а также богословского содержания. Имелись там книги и по философии, эстетике, истории и многому другому.
По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из близлежащих сел, а также с противоположного берега (Авчурино, Парашенки, Тимошовки и мн. др.) на «духовные» чтения с туманными картинками и «волшебным фонарем». Чтения длились по два дня, с утра до 11 часов вечера. Священники проводили с народом беседы на религиозно-нравственные темы: «О православной вере», «О Троице-Сергиевой Лавре», «О вреде пьянства» и мн. др. Ирина Яковлевна после чтений устраивала церковное песнопение и дарила каждому пришедшему ребенку молитвенники, Евангелие, Библию.
Примечательна надпись епископа Иннокентия на Библии, которая была подарена Коншиной: «Святейший Правительствующий Синод ревнующую о наставлении детей в вере и благочестии по учению святой Православной церкви попечительницу ахлебининской двухклассной церковноприходской школы Калужской епархии и уезда, дворянку Ирину Коншину благословляет сею книгою в поощрение любви ея к детям, являемой делом и истиною».
Ирина Яковлевна состояла в братстве во имя Святого Апостола Иоанна Богослова. Ежегодно для нужды Никольского храма в д. Потросово выделяла по 150-180 руб.
Для своих сыновей, старшего Николая и младшего Георгия, она пригласила учителя-священника Валентина Васильевича Реутова, закончившего Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. После смерти мужа он стал ее вторым супругом.
Все старожилы говорили о ней уважительно, с большим почтением: «Такой барыни на свете не сыщешь. Больно набожная была, добрейшая». Все стремились записать ее (в книгу духовной консистории) в крестные, рассчитывая на богатые ее подарки. Не боялась она во время тифа, холеры в любой дом зайти: лечила всех. Ее прозвали Коншицей-кормилицей. Муж Ирины Яковлевны не разделял ее высоких порывов, и многое она делала без его ведома. Крестьяне вспоминали, что «у нее денег не было: она управляющему все распишет, тот и выдаст по записке крупы, материалу и другое что. А то и лошадь, корову отдаст, ежели у кого какая случится тяжелая беда».
Во время первой мировой войны Коншина оборудовала при школе помещение для раненых воинов. Рассказывали, что она сама их лечила и выхаживала.
После 1918 г. Ирина Яковлевна Коншина-Реутова преподает в Калуге оперное пение вначале в музыкальном техникуме, затем, после его объединения с театральным (в 1924 г.), в профессиональной художественной школе.
Обладая талантом не только оперной певицы, но и способностями вокального педагога, режиссера-концертмейстера, владея секретом системы француза Ламперти, она ставит оперы, добиваясь ансамблевого звучания. К ней приезжали из Москвы получить хотя бы несколько «уроков постановки голоса» М. Д. Михайлов, И. М. Скобцов, В. В. Барсова. У нее учились вокалу калужане И. А. Михайловский, Н. И. Якушенко, В. И. Карпова, Н. П. Никольская. Ее любимыми учениками были Л. Г. Огнева-Румянцева, Л. Сожеина-Утянская, Абель Лили, В. Кондратьева, О. И. Монигетги, М. В. Борисоглебская, И. И. Леонов, В. М. Тарбневский и другие. Примечательно, что в классе вокала у Ирины Яковлевны обучалась Ольга Ахлебинина, дальний потомок князей Охлебининых.
С И. Я. Реутовой (Коншиной) работали талантливые, одержимые педагоги-профессионалы: Т. Ф. Достоевская, В. М. Гейер, Е. П. Всеволожская, М. Т. Морейко, Н. Е. Чубыкина, Е. И. Войцеховская, Н. П. Бахмужский, С. В. Бессонов, Е. М. Дрейзин и многие другие. Молва об этой школе выходила далеко за пределы Калуги, ее называли «народной консерваторией».
В 1920-30-е гг. Реутова ставит в Калуге со своими учениками оперы «Евгений Онегин», «Русалка», «Алеко», «Пиковая дама», организует «большие концерты» (с участием Ю. П. Юницкого из Москвы).
И. Я. Коншина была дружна с членами царствующего дома. В 1893 г. в ромодановское имение Коншиных приезжал великий князь Константин Николаевич с супругой Милицией и дочерью. Ирина Яковлевна общалась с великой княгиней Елизаветой Федоровной, что подтверждает телеграмма от июля 1912 г., подписанная Коншиной, ее сыновьями, Николаем и Георгием, а также епископом Калужским и Боровским Александром, настоятелем Сергиевой пустыни о. Герасимом, кн. Анной Горчаковой и др., в которой сообщалось о том, что «в день храмового праздника Сергиева скита» все молились о драгоценном здравии государей, ее императорского высочества «в присутствии массы молящихся» и «заложили храм во имя Божьей Матери Скоропослушницы» для больницы-богадельни.
Ирина Яковлевна тесно дружила с семьями священников Малининых, Некрасовых, Никольских, Щегловых, Извековых и мн. др., также с Гончаровыми, Горчаковыми, фон Ренне, Мамоновой и т. д.
После смерти мужа Ирина Яковлевна Коншина восстановила «новоустроенную» церковь Успения Пресвятой Богородицы (на месте разрушенной часовни одного из прежних владельцев Ахлебинина Баскакова); освящение её совершил 16 апреля 1916 года, «в субботу Светлой недели Преосвященнейший Георгий, епископ Калужский и Боровский».
И. Я. Коншина упоминается как благотворительница Сергиева скит Калужского отдела Императорского Православного Палестинского Общества: вместе с настоятельницей Московской Покровской общины милосердия игуменьей Ювеналией (Марджановой) она сопровождала Великую княгиню Елизавету Фёдоровну в паломничестве в скит 19—20 октября 1911 года.
Сохранилась народная легенда о том, что когда она умерла (май 1937 г.), на Пятницкое кладбище пришли все ее ученики, были светские и церковные хоры. Приехали из Большого театра певцы (в т. ч B. Барсова). Исполняли «Реквием» Моцарта. «И так это было задушевно и сильно, что слышно было даже у нас … в сельце Ахлебинине», — вспоминали местные жители. Хочется верить и в то, что история нашего будущего оценит достойно эту «большую женщину».