Сегодня мы поговорим о том, как народная музыка повлияла на становление классической, и как вдохновляла профессиональных композиторов на создание их собственных произведений. А примеров тому такое множество, что мы остановимся лишь на некоторых, пожалуй, самых известных.
По поводу роли музыкального фольклора очень точно высказался Михаил Иванович Глинка: «Музыку создает народ. А мы, композиторы, лишь аранжируем ее». Вот к творчеству этого великого аранжировщика, основоположника русской классической музыки мы и обратимся в первую очередь.
Уже около трех столетий звучит на Руси разудалая плясовая «Камаринская». Эта песня, как и сопутствующая ей пляска, была рождена в XVII-XVIII веках. Название плясовой произошло от названия волости, где она зародилась, — Комарицкой, образованной во второй половине XVI века, вероятно, как одна из мер по укреплению юго-западных границ Русского государства. Административный центр волости — первоначально Брянск, с 1627 года — Севск. Коренное население Комарицкой волости — вольнолюбивое и предприимчивое, привыкшее к необходимости постоянно отражать какие-либо нашествия, пополнялось людьми, бежавшими от закабаления из центральных районов. Именно в такой бунтарской среде появилась эта задиристая «Камаринская». И вот так она звучала первоначально.
Русская плясовая «Камаринская».
А сейчас мы услышим, что из этой плясовой получилось у Глинки. Правда, при написании симфонической фантазии автор использовал еще одну русскую народную песню – «Из-за гор, гор высоких». Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, жил тогда в Варшаве. Тоскуя по родным краям, он вспоминал русские мотивы, которые так сильно отличались от мелодий европейских стран.
В своих «Записках…» Михаил Иванович писал: «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор высоких», которую я слышал в деревне, и плясовой Камаринскою, всем известною… И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр».
Михаил Глинка.
Камаринская.
К мелодии знаменитой плясовой обратился еще один русский гений – Петр Ильич Чайковский. В мае-июле 1878 г. он сочинил сборник для начинающих пианистов «Детский альбом» и посвятил его своему любимому племяннику Володе Давыдову, которому в то время было 6,5 лет. Одна из 24 пьес этого фортепианного цикла так и называлась «Камаринская».
Попробуйте сравнить ее с двумя предыдущими.
Петр Чайковский.
Камаринская из Детского альбома.
Среди народных обрядовых песен мы можем встретить так называемые веснянки, которыми люди «гукали» или приглашали, ждали в гости весну, встречали перелетных птиц. На Украине одна из веснянок называлась «Выйди, выйди, Иванку».
Выйди, выйди, Иванку.
Если вам эта мелодия ничего не напоминает, то хорошенько запомните ее и сравните вот с этим.
Это 3-я часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского, который использовал мелодию украинской веснянки.
Кстати, оба композитора — и Глинка, и Чайковский — блестяще использовали не только русский, но и зарубежный фольклор. Например, испанский.
Михаил Иванович с самого детства мечтал побывать в далеких странах, и более всего его как раз привлекала Испания. В 1845 году в день своего рождения, 4 июня, он отправляется в путешествие по этой стране. Больше всего русского композитора удивляло то, как жители испанских городков проводили свои вечера – соседи собирались целыми семьями, играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. Во время одного из таких собраний сын местного предпринимателя Феликс Кастильо исполнил на гитаре арагонскую хоту. Глинка был настолько впечатлен услышанным произведением, что сохранил его в памяти вместе со всеми вариациями, которые исполнил юноша. Свою работу над «Арагонской хотой» композитор продолжил в Мадриде и в короткий срок закончил её.
Михаил Глинка.
Симфоническая увертюра «Арагонская хота».
Испанские танцы, основанные на народных мелодиях, есть и у Петра Ильича Чайковского. Мы можем увидеть их в балетах «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Петр Ильич не дает точного названия танца, исполняемого в «Лебедином озере» Но, судя по стилю и ритму, это испанское болеро.
Петр Чайковский.
Испанский танец.
Было бы ошибкой думать, что к фольклору обращались только русские композиторы. И, чтобы доказать это, обратимся к творчеству выдающегося немецкого музыканта Иоганнеса Брамса и к одному знаменитому его опусу.
Это было около 170 лет назад. В апреле 1853 г. Брамс отправился в концертную поездку по Германии. Его сценическим партнером стал Эде Ременьи, талантливый венгерский скрипач, воспитанник Венской консерватории.
В репертуаре скрипача было множество различных венгерских народных мелодий и напевов, иногда даже не записанных нотами. Брамс запомнил их, а затем, используя эти мелодии, написал 21 венгерский танец. Надо сказать, что именно это произведение по-настоящему прославило композитора.
Иоганнес Брамс.
Венгерский танец № 5.