Классик политической сатиры

Отдел иностранной литературы предлагает читателям книжную выставку и виртуальный обзор «Классик политической сатиры» (К 150-летию со дня рождения немецкого писателя Генриха Манна)

27 марта — день рождения известного немецкого писателя и общественного деятеля Генриха Манна, который вошел в мировую литературу как прозаик острой социально-политической проблематики и обличитель современного ему немецкого буржуазного общества. Генрих Манн оставил большое наследие: романы, новеллистику, публицистику. При этом два его произведения, в которых он предстает как сатирик и мастер исторического повествования, — роман «Верноподданный» и дилогия о короле Генрихе IV — вошли в классический фонд мировой литературы.

Mann H. Im Schlaraffenland. – Berlin, Aufbau-Verlag, 1955. – 400 c.

«Земля обетованная»: дебют Манна романиста. В центре первого романа Г. Манна, иронически названного «Земля обетованная» (другой перевод «Кисельные берега», 1900), — жизнь имперской столицы, обрисованная сатирическими красками. В романе развернут немецкий вариант популярной темы — карьера молодого человека. Главный герой, Андреас Цумзе — провинциал, сын крестьянина, начинающий литератор, причем довольно заурядный, вознамерился «покорить» Берлин. Завороженный блеском столицы, Цумзе готов на любые пакости ради карьеры и преуспевания.

 

 

 

 

 

Манн Г. Диана. Минерва. Венера: романы/перевод с немецкого. – СПб.: Интерспект, 1994. – 624 с.

«Богини». После «Земли обетованной» Манн пробует силы в повествовании романтического типа и пишет трилогию «Богини» (1903), включающую романы «Диана», «Минерва», «Венера». Имена богинь, вынесенные в качестве заголовков, акцентируют смысл трех жизненных этапов, через которые проходит герцогиня Виоланта Асси, красавица и «исключительная личность». Ее образ становится символом духовных борений и устремлений, больших и сильных страстей. Героиня участвует в политической освободительной борьбе, стремится к власти («Диана»). Затем изучает науки и искусство («Минерва»), Наконец, ищет счастья в любовных наслаждениях («Венера»).

 

 

Mann, H. Professor Unrat oder Das Ende eines Tyrannen / H. Mann. — Berlin und Weimar : Aufbau-Verlag, 1980. — 199 с.

После трилогии «Богини» Г. Манн вновь возвращается на стезю сатирического повествования. Образ преподавателя провинциальной гимназии в романе «Учитель Гнус» становится социальным обобщением. Обращение к школьной теме было актуальным. Известно крылатое выражение Бисмарка, сказавшего, что франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель, именно он внес огромный вклад в формирование «истинных германцев», патриотов, националистов и хороших солдат. Но школа также плодила казенщину. Ее и олицетворяет учитель по фамилии Рат, которая была переделана его учениками на Унрат, что буквально означает «нечисть, грязь, гнус». Кличка Гнус фактически заменила подлинное имя в глазах всего города. Гнус — карикатурный персонаж, порождение прусской бюрократической системы.

 

Mann H. Der Untertan. – Leipzig, Verlag Philipp Reclam jun., 1989. – 394 c.

«Верноподданный» — вершина творчества Г. Манна, произведение, ставшее первым антифашистским романом. В романе представлена обличительная картина кайзеровской Германии, ее дух, идеология персонифицируются в фигуре главного героя, сущность которого сконцентрировалась в емком понятии «верноподданный». Манн писал о характере своего героя: « Это должен быть заурядный немец из новоявленных… подхалим до последней Он постоянно твердит о великом немецком духе и германской расе, с презрением отзывается о демократии как о происках евреев и французов, презирает славян и англичан (как нации воров). Для него быть настоящим человеком — значит быть немцем, т. е. принадлежать к избранному народу.

 

 

Mann, H. Die Jugend des Konigs Henri Quatre / H. Mann. — Berlin : Aufbau-Verlag, 1954. — 688 с.

В середине 1930-х годов Генрих Манн переживает творческий взлет и создает историческую дилогию — романы «Молодые годы короля Генриха IV» (1935) и «Зрелые годы короля Генриха IV» (1938). Манн прослеживает жизнь своего героя от рождения до смерти — гибели от руки религиозного фанатика. Генрих, принц Наваррский растет, взрослеет, усваивает уроки жизни. Он стремится преодолеть религиозный фанатизм, утвердить принцип веротерпимости, проникается глубоким уважением к труду простых людей. Неизменно стремится избегать кровопролития, ненавидит войну, хотя обстоятельства заставляют его прибегать к оружию. Во второй части дилогии Генрих — прежде всего государственный деятель, осуществляющий свой «Великий план» построения разумного общества, основанного на справедливости и процветании, мирном союзе европейских государств.