Храмовая архитектура города Калуги

650 лет исполнилось нашей любимой Калуге. И мы снова обращаемся к книге Голышева «Калуга XVIII-XXI века : архитектура, стили / Е. Голышев. — Калуга : Эйдос, 2019. — 133 с. : ил., портр.», в которой автор систематизировал памятники архитектуры и  собрал бесценный  материал по истории храмовой архитектуры нашего города. В первую очередь мы   познакомимся с утерянными храмами, от которых осталось всего несколько фотографий,   и  расскажем о храмах, которые и  поныне украшают наш  город.

Стоит отметить, что член Союза архитекторов России, Почетный архитектор России, Заслуженный архитектор Калужской области, лауреат медали «За высокий профессионализм в архитектуре» им. А. В. Щусева Евгений Анатольевич Голышев родился в Калуге, а в период с 2011-2014 год работал главным архитектором Калужской области. В 2007 году он выпустил книгу «С любовью в Калугу», а в книге «Калуга XVIII-XXI века : архитектура, стили»  систематизировал  памятники архитектуры Калуги по стилям.

 Еще раз хотелось бы вспомнить слова Евгения Голышева: «Калуга –это живой организм, градостроительно достаточно интересный, не скучный. Надеюсь, будет таковой всегда! А для этого много и не надо… просто надо  быть Образованным, Любознательным, Любящим и Уважающим Историю и Культуру своего народа, города, даже улицы, на которой ты появился, жил! Калуге скоро 650 лет! Есть что камням рассказать…».

УТЕРЯННЫЕ ХРАМЫ

Храм в честь Воскресения Христова на «Посаде»

ул. Воскресенская / С.Перовской / площадка перед д. 10- б.детсад №9

БАРОККО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО УЗОРЕЧЬЕ

Дмитрий Малинин писал, что это одна из самых древних церквей, которая уже в XVI веке стояла здесь как деревянный храм, но он сгорел. Первые же точные сведения о храме были обнаружены в описи 1626 года. Около 1654 года она уже была каменной.

Интересна была постановка храма по улице, в ряду домов, замыкая при этом перспективу Воскресенского переулка.

Построена церковь в стиле позднего «барокко» с элементами стиля «русское узоречье» — высокая шатровая колокольня на 7 колоколов, со «слуховыми» — в три яруса — фигурными окнами, угловые полуколонки, поребрики, сухарики… Интересна архитектура высокой шатровой колокольни в сочетании с довольно массивной, добротной церковью, с широко расставленными куполами создают очень живописный силуэт храма!

Иконы для церкви были писаны в т.н. «псевдо-византийском» стиле. В оформлении храма Малинин, в особенности, выделял старинные двустворчатые двери, находившиеся при входе под колокольней.

К сожалению, Воскресенский храм — одно из древнейших сооружений города на момент его сноса безжалостно, без уважения к культуре был разрушен в начале 30-х годов 20-го века. И теперь мы созерцаем заурядное и скучное здание бывшего детского сада №9 по ул. С. Перовской — ныне улица Воскресенская…

Часовня во имя святителя Николая

на источнике «Здоровец» в Березуевском овраге

РУССКАЯ ЭКЛЕКТИКА

Часовня была построена А.Ф. Белобжесским в 1892 году на склоне Березуевского оврага, над источником «Здоровец». Воздвигнута она в память об избавлении Государя наследника Цесаревича Николая Александровича Романова — будущего царя — от угрожавшей ему смертельной опасности 29 апреля 1891 года в японском городе Отсу, когда на него было совершено покушение.

Входная часовня была одноглавая, каменная, с закомарами под шатровой крышей. По стилистике и по времени ее постройки относится к эклектике. Часовня принадлежала к храму преображения Господня — Спаса «за верхом» что на ул. Смоленской. В 70-х годах прошлого — ХХ-го столетия часовня, выстоявшая даже в годы оккупации 1941 г. была разрушена, а источник «Здоровец» пришел в негодность. Пришло время собирать камни…

Церковь Спаса Преображения на «Жировке»

ул. Кутузова / Богоявленская

ПОЗДНЕЕ БАРОККО С ЭЛЕМЕТАМИ РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА

Храм Спасо-Преображения на «Жировке» построен в 1732 году в слободах за Подолом – перекресток  нынешних улиц Луначарского и Кутузова.

Стилистика храма — «позднее барокко» с элементами — «раннего классицизма» — алтарная часть, частично колокольня, кроме ее завершения, трапезная. Престолы — Спаса Преображения, Харлампия, Магнезийского, Черниговской иконы Божией матери.

Храм снесен, ориентировочно, в 30-х годах XX. На месте снесенного храма в настоящее время стоит корпус №1 детской Городской больницы, а там, где находилась алтарная часть, до настоящего времени  сохраняется возвышение…

Церковь Илии Пророка «за Кузницами»

ул. Кутузова / Богоявленская- /на месте дома №12

ПОЗДНЕЕ РУССКОЕ БАРОККО

Церковь Илии Пророка за Кузницами была выстроена в 1659-87 годах. На фасадах были фрески. Храм имел хорошие, изящные пропорции фасадов, и в особенности, колокольня.

Колокольня была построена позже, в барочном стиле, и   напоминала колокольню церкви Иоана Предтечи, что на ул. Кирова.

В годы Великой Отечественной войны храм значительно пострадал — разрушены полностью верх ни и алтарная часть, гульбище, маковка с барабаном, кровля трапезной, выбиты окна и т.д.

 Руины простояли до шестидесятых годов прошлого столетия. Позже окончательно разобраны. На ее месте было выстроено здание пошивочного ателье, а уже в 90 годы двадцатого века здание ателье перешло Московскому индустриальному банку.

Церковь Михаила Архангела

ул. Дарвина /Архангельский пер.

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Церковь Михаила Архангела со стройной колокольней была построена на перекрестке ул. Большая Никитская — нынешняя Ленина — и Архангельского переулка — сегодня пер. Дарвина, в 1678 году. Снесена она 1935 году, и теперь на ее месте находится 5-ти этажный жилой дом-под №100, с магазином «Часы» на первом этаже, и построенный в стилистике «конструктивизм» — существовавшее направление в Советской архитектуре 1920-30 годах XX столетия.

А напротив — по ул. Ленина — рядом с бывшим домом купца Игнатьева, стоял дом знаменитого архитектора 18-го столетия Петра Романовича Никитина, который, к сожалению, тоже не был сохранен для потомков.

Церковь Святого Алексия-Митрополита Московского. Конец XIX века

ул. К. Либкнехта / Алексеевская ул-13

РАННЕЕ МОСКОВСКОЕ БАРОККО

Церковь Святого Алексия впервые упоминается в начале XVII в.- в описи 1626 года. У нее были и иные названия в слободе — Алексеевская церковь, церковь Всех Святых в «Ямской»… Согласно клировым ведомостям, значится построенной в 1730 г. По другим данным — в 1733 году. Но долго она не простояла, так как на месте деревянной в 1740 году уже была построена каменная.

В соответствии с новым Генеральным планом Калуги в 1785 г. церковь на прежнем месте была разобрана и перенесена на новое место, в бывшую тогда Ямскую слободу. Работы по ее перемещению и восстановлению были произведены на средства купца A.M. Масленникова.

Архитектура церкви выделялась простотой своих объемов, высоким шатровым покрытием, увенчанным одной барочной главкой. Колокольня была выстроена в так называемом «италианском стиле» т.е. фактически в стиле «ранее барокко»

Размещалась она на ул. Алексеевской – около ныне существующего дома № 13 (ул. К. Либкнехта). Уже после революции, в 30-х года 20-го столетия закрыта, а позже и совсем разобрана на кирпич.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ ГОРОДА КАЛУГИ

Свято-Троицкий кафедральный собор

Городской парк культуры и отдыха-1 б. Городской сад

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Начало строительства и закладка Кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы состоялась в 1786 году и осуществлялось по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Полностью строительство собора было завершено весной 1811 г. Освящение его состоялось лишь весной 1819 года.

Проект собора был составлен И.Д. Ясныгиным в первый год своей работы в Калуге. Согласно утвержденного генплана Калуги, размещение собора намечалось в центре площади, ограниченной с трех сторон корпусами присутственных мест. Собор был не первый по счету — четвертый… С 1610 по 1786 годы на этом месте  были уже два деревянных и каменный к концу XVIII столетия собор, памяти царя Федора Алексеевича, пришел в полную негодность, после чего и было принято решение о строительстве нового, более торжественного и монументального. Одно время строительство собора было приостановлено, из-за смелого решения И.Д. Ясныгина возвести  купол диаметром 17 метров — 24 аршина – для перекрытия бестолпного храма. И не удивительно — ведь строившийся в это же время Казанский собор  в Петербурге имел диаметр купола 14,5 метра т. е. на 2,5 метра меньше диаметра купола также строящегося Троицкого собора в провинциальной Калуге..! К счастью время подтвердило точность расчетов калужского зодчества.

В советское время собор использовался под складные помещения. С 50-х годов прошлого столетия это был самый крупный спортивный зал города. В 90- х годах ХХ столетия собор был возвращен церкви. И сегодня, обновленный, служит людям!

Собор Георгия Победоносца «за верхом»

ул. Георгиевская, 14

МОСКОВСКОЕ БАРОККО

С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГОУЗОРЕЧЬЯ

По преданию строителем собора был земский староста Иван Кириллович Коробов, дом которого относился к территории прихода Георгиевской церкви. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, его верхнюю часть. И таким образом название церкви — помимо ее имени, собственно по святому, которому она посвящена — привязана и по местности, с учетом особенности рельефа города. Надо отметить что, как правило, церкви всегда имели в своем названии привязку по особенностям местности города. Например — церковь Покрова «что на рву», церковь Георгия «за лавками», церковь Спаса «за верхом» и ряд других.

Храм построен в 1700-1701 годы, в стиле — «московское барокко» с элементами стиля «московское узоречье». Он отличается стройностью пропорций и богатой разновидностью архитектурных элементов и деталей убранства фасадов. Оно хорошо сохранилось. Общая композиция храма — традиционна для церквей начала XYIII века. Он двухэтажный, каменный с высокой, стройной колокольней с западной стороны. Галереи, проходящие по бокам второго этажа церкви, опираются на четыре монументальные, хороших пропорций арки. Обе галереи до 1776 года были открытыми гульбищами. После того как они были перекрыты кровлей, вид церкви изменился и стал более функционален и удобен для прихожан, но потерял – несколько — в легкости и изяществе общей композиции… Застеклена галерея было уже по окончании Великой Отечественной войны. На галереи с двух сторон, с юга и севера, симметрично ведут великолепные широкие лестницы на «ползучих», ныне заложенных, арках. Глубокий розовый цвет гармонично подчеркивается белым цветом пышного, почти барочного декора.

Казанская церковь (Спаса Преображения с часовней)

ул. Подвойского-7-Казанская

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

 С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО БАРОККО

Высокая и стройная Казанская церковь легко возносится над Окою, которая в половодье доходила иногда до входа в храм. Он красиво просматривается — как в общей панораме города, так и из разных точек Старого города!

Строили его на деньги, которые вносили не только простой народ, но и купцы, промышленники, а основной вкладчицей была царевна Наталья Алексеевна.

Церковь  большая, интересная по своей архитектуре. В ней присутствует смешение двух стилей, по времени стоящих рядом — барокко и классицизм. Просматривается, частично, и «русское узоречье». Колокольня, построенная в 1802 году — стройная, классическая, трёхъярусная и имеет спаренные колонны композитного ордера.

Основой достопримечательностью храма является чудотворная икона Казанской Божией Матери.

            После закрытия храма в 1930 году, было разобрано его красивое, пышное пятиглавие и была устроена, словно в насмешку, скульптурная фабрика…

            Во время боев за Калугу в декабре 1941 года храм, точнее то, что от него осталось, был еще сильнее разрушен. Однако, в последние два десятилетия храм стал возрождаться! К слову, нынешняя улица Подвойского  носила имя Казанская — по наименованию храма, стоящему на ней.

Церковь св. Жен-Мироносиц

ул. Кирова- Садовая-21

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Строительство основной части церкви осуществлялось в бывшей тогда Ямской слободе, по проекту губернского архитектора И.Д. Ясныгина, а колокольня — по проекту Ф. П. Старичкова.

Время строительства охватывает период с 1798 по 1804 годы. Это были годы расцвета русского классицизма.

Высота колокольни — почти 75 метров. Перед началом строительства в основание фундаментов колокольни было забито около 700 свай и заложено почти 50 сажень камня. Это было необходимо для укрепления фундаментов — были обнаружены грунтовые воды и плывуни. Необходимо, также, было учитывать соседство, на момент строительства, рядом проходящего Березуйского оврага. Да и предыдущий храм, меньший по размеру и объему, пришел в негодность, и разрушился по этим причинам…

Впечатляют размеры сооружения — крупный и величественный одновременно! Церковь такого масштаба, размеров, такой качественной архитектуры вполне могла бы занять достойное, видное место в столицах Российской империи. Можно сказать, что объем храма, его архитектоника четко выстроены по законам стиля «классицизм».

Безусловно, храм Жен Мироносиц является одним из самых интересных, ярких и выдающихся сооружений классической архитектуры Калуги.

Церковь-ротонда св. Василия Блаженного

ул. Герцена / Иоановская -15

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

В 1742 году, после пожара церковь была выстроена приходскими людьми и вкладчиками — каменной и стояла на площади, около церкви Рождества Богородицы, с северной ее стороны, на месте Никитского кладбища. Отсюда, в 1801 году, из-за ее обветшалости и в соответствии с новым Генеральным планом города, была разобрана и перенесена на свое нынешнее местоположение — в Солдатскую слободу, на место, где ранее-до XVII в., располагалось кладбище. Здесь, также, находилась и каменная часовня во имя Казанской Божией Матери, приписанной к церкви Жен Мироносиц.

Колокольня сооружена позже — в 1830 году по проекту архитектора Н.Ф. Соколова. При этом, было выстроено и расширено помещение для трапезной. Архитектура церкви довольно традиционна для периода господствования архитектурного стиля «русский классицизм». Храм хороших пропорций, тонко прорисован по деталям, не перегружен декоративными элементами. По соотношениям основных объемов храм, также, гармоничен.

Церковь Иоанна Предтечи

Ул. Московская, 30

ПОЗДНЕЕ РУССКОЕ БАРОККО

РАННИЙ РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Трёхъярусная колокольня церкви Иоанна Предтечи сооружена в 60-70 годах XYIII века при восстановлении после пожара 1754 года церкви, отличавшейся оригинальной постановкой боковых глав и хорошо сохранившимися декоративными барочными элементами фасадов середины 18-го века. Позже, в 1898-99 г.г., интерьеры церкви были заново отделаны, и был надстроен верхний ярус колокольни.

И одной из наиболее ранних построек этого типа является колокольня церкви Иоанна Предтечи. Сама церковь — по описи 1685 года — была деревянной. Уже в 1735 г. построена в камне, и как уже упоминалось,  после пожара 1754 г. была восстановлена в т.ч. и «стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан».

Храм был закрыт в 1929 г. и возвращен церкви в 1995 году. Алтарь был утрачен в советское время — в 50- годы 20-го столетия был разобран, как «мешающий проезду автотранспорта по Московской улице…»

Стилистика церкви — без колокольни — барочные купола и барабаны, элементы завершения окон с ризалитами, угловые пилястры, мощные и волнистые горизонтальные пояса — эти признаки относятся к стилю «позднее барокко».

Церковь Косьмы и Домиана

Ул. Суворова-177/Космодемьянская

ПОЗДНЕЕ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО

Возведение на новом месте, взамен ранее существовавшей, церкви Космы и Дамиана было завершено в 1794 г.

Архитектура церкви Космы и Дамиана, без колокольни — это возможный композиционный прием из арсенала творчества великого архитектора, мастера Елизаветинского барокко Ф. Б. Расстрели. Четырёхъярусная колокольня возведена позже, в 1836 году и относится к стилю «классицизм».

Церковь значительно отличается от калужских храмов, бывших на то время в городе. У нее сложный и оригинальный, вычурный — барочный план, сложная и изящная композиция ее частей и целого. Интересна и своеобразна трактовка постановки ее пяти глав. При этом боковые главы, симметрично примыкающие к основному объему церкви, по сути, являются четвертым ярусом башен, т.н. экседр.

Выразительное завершение храма создается за счет близко поставленных, вытянутых барочных глав. В целом, храм имеет хорошие пропорции. К концу XIX века относится переход, соединяющий трапезную с классической и стройной колокольней.

Барочная архитектура церкви позволяет предполагать, что автором этой постройки, возможно, является кто-то круга учеников самого Расстрели…

Церковь святителя Николая «на Козинке»

ул. Николо-Козинская/ Козинская 33

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

ЧАСТИЧНО-ЭКЛЕКТИКА

Храм построен на общественные деньги в 1785-1790 годах, по проекту Ивана Денисовича Ясныгина в стилистике зарождающегося провинциального «классицизма». Первоначально храм был небольшим, однопрестольным.

Архитектура колокольни классически проста и сдержана, хотя и несколько тяжеловесна. Архитектура собственно церкви, четырехскатное, изящно-вычурное, ее покрытие напоминает нам о недавно ушедшей в историю барочной церковной архитектуре.

В 1844 году к нему была пристроена трапезная с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена а также колокольня.

 По проекту архитекторов Текферда Петр Николаевича и Петр Егоровича Дмитриева в 1865 году были сооружены часовня и каменная ограда с воротами и калиткой с западного фасада Николо-Козинской церкви. Время сооружения этих объектов соотносится с периодом крупного стиля в архитектуре «эклектика».

Храм святых апостолов Петра и Павла

Улица Труда -1 а, ст.2/ Сальная

РАННИЙ РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

В 1780 году И. Д. Ясныгиным была проведена организация и разбивка участка городского кладбища (Пятницкое) и, тогда же, взамен разобранной на Старом Торге, началось строительство кирпичной церкви Параскевы Пятницы в так называемом «Италианском стиле:».  На самом деле она выстроена в раннем классическим стиле.

Церковь тонко и  изящно прорисована. Маленькая барочная глава завершает четверик. На его фасадах устроено — по четыре пары сдвоенных пилястр с тонким карнизом поверх и с размещением между арочных окон с широкими наличниками с замком. А четырехскатное, почти купольное покрытие четверика, усиливают впечатление «западности архитектуры» храма. Вместе с трапезной и стройной колокольней церковь выглядит нетрадиционно. Архитектурное построение пятиярусной колокольни напоминает архитектуру костела.

 Главный престол храма освящен в честь святых апостол Петра и Павла. Предел был устроен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой была перенесена из прежнего храма.

 В 1939 году храм был закрыт и приспособлен под складные  помещения. Позже здесь были мастерские ГорУпкоопХоза. И только в 1990 году церковь вернули Калужской епархии. Архиепископ Климент освятил церковь в 1992 г.

Церковь Георгия Победоносца «За лавками»

Ул Воскресенская, 25/2 в

ЧЕТЕРИК С АЛТАРЕМ — РУССКОЕ УЗОРЕЧЬЕ

КОЛОКОЛЬНЯ -ПОЗДНЕЕ РУССКОЕ БАРОККО

ТРАПЕЗНАЯ- РАННИЙ  РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Построенная в 1700 году церковь, в 1754 году, после случившегося пожара, была существенно переделана. В частности, храм был расширен за счет пристройки трапезной, что характерно было для калужских церквей. Примерно в это же время была сооружена высокая, в барочных формах и изысканных пропорций колокольня. Позже, уже И.Д. Ясныгиным в 1800 году, к западному входу в церковь, из-под колокольни, был пристроен изящный классический портик с попарно расставленными белокаменными, коринфского ордера, колоннами.

Нельзя не отметить и место градостроительной постановки самого храма — пересечение улиц Воскресенская и Никитина – б. Георгиевский переулок. Но как значимо! Несложно представить какое великолепие было видеть городские перспективы через воздушную Георгиевскую церковь на Троицкий собор и на саму церковь в окружении особняков и домов 18-19 веков постройки, утопающих в садах…

Подготовила Гл. Библиограф КИЦ М. В. Герасимова