Сегодня отдел иностранной литературы представляет вашему вниманию один из наиболее философски насыщенных и символичных произведений межвоенной эпохи — повести Герберта Джорджа Уэллса (Herbert George Wells, 1866–1946) «The Croquet Player» («Игрок в крокет»). Данное нью-йоркское издание 1937 года, выпущенное издательством The Viking Press, представляет собой не только литературный памятник творчества позднего Уэллса, но и важный исторический документ, отражающий глубинные тревоги и интеллектуальные поиски западной интеллигенции накануне Второй мировой войны.

. Уникальность представленного в нашем фонде экземпляра заключается в его истории, запечатленном в пометках и штампах, которые превращают его в материальное свидетельство культурных и исторических связей в один из самых драматичных периодов XX века.

Автор и интеллектуальный контекст произведения

К 1937 году Герберт Уэллс, уже давно признанный мэтр мировой литературы, автор таких эталонных произведений научной фантастики, как «Война миров» (1898), «Машина времени» (1895) и «Человек-невидимка» (1897), находится в состоянии глубокого интеллектуального и творческого переосмысления. Если его ранние работы были сфокусированы на прогрессе, технологиях и будущем человечества, то позднее творчество, к которому относится и «The Croquet Player», пронизано пессимизмом, тревогой и разочарованием в рациональном начале человека. Уэллс, всегда бывший не просто писателем, но и социальным пророком, философом и публицистом, в этой повести выступает как диагност болезни современной ему цивилизации.
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/4/4b/H.G._Wells_by_Beresford.jpg


«The Croquet Player» принадлежит к жанру философско-психологической притчи. Сюжетная канва произведения обманчиво проста: безымянный рассказчик, утонченный и аполитичный любитель крокета, наслаждающийся покоем на террасе ресторана, становится невольным слушателем истории, которую ему рассказывают двое незнакомцев — доктор Финчаттон и его спутник. Они описывают жуткие события, происходящие в вымышленной заболоченной местности Кейнсмарш (Cainsmarsh). На жителей этой глухой английской провинции накатывает волна немотивированной жестокости, суеверного страха и первобытного насилия. Локальная история о «зараженном» страхом месте постепенно, по мере рассказа, разрастается до масштабов глобальной метафоры. Для Уэллса Кейнсмарш — это микрокосм всей Европы, охваченной иррациональным безумием нацизма и фашизма. Древний ужас, пробуждающийся в болотах, — это аллегория темных, архаичных сил, прорывающихся сквозь тонкий слой цивилизации и рациональности. Как отмечали английские критики в отзывах, приведенных на суперобложке, «эти последствия будут лишь слишком легко поняты и признаны в 1936 году». Уэллс не предсказывает будущее, он диагностирует настоящее, ощущая приближение всеобщей катастрофы.

Издательство, оформление и особенности публикации

Книга была опубликована в Нью-Йорке в 1937 году издательством The Viking Press. Основанное в 1925 году, оно к тому времени зарекомендовало себя как одно из самых респектабельных и качественных в США, известное своей приверженностью высокой литературной традиции и прекрасным полиграфическим исполнением. Издательство активно публиковало как американских авторов (Стейнбека, Фолкнера), так и ведущих европейских писателей, обеспечивая им доступ к американскому рынку.

Издание «The Croquet Player», выпущенное в США, является образцом издательской культуры своего времени. На форзаце книги приведены восторженные отзывы из ведущих британских газет, таких как The Observer, The Daily Mail и Manchester Guardian, где произведение вышло чуть раньше. Этот прием был распространен для продвижения европейских авторов на американском рынке.

Текст повести сопровождают иллюстрации американского художника Клифтона Лина, выполненные в мрачноватой и атмосферной манере. Они усиливают ощущение надвигающегося ужаса, идеально соответствуя замыслу Герберта Уэллса.

Книга была отпечатана в США типографией Haddon Craftsmen, известной своим высоким качеством работы с премиальными изданиями. Даже спустя десятилетия качество бумаги и переплета остается на высоком уровне.

История бытования экземпляра
Представленный экземпляр книги приобретает особую ценность благодаря следам своего бытования, которые позволяют восстановить его уникальный путь. На форзаце четкая рукописная пометка шариковой ручкой гласит: «Property of Charles C. Armth. Loaned to: CAMP HAAN LIBRARY. 12/21/42». Эта запись указывает, что книга изначально принадлежала Чарльзу К. Армсу, вероятно, офицеру или солдату американской армии.

Ключевая дата — 21 декабря 1942 года — приходится на разгар Второй мировой войны. Через год после нападения на Перл-Харбор США вступили в войну, и армия испытывала острую необходимость в обеспечении солдат учебными материалами и литературой для досуга.
Camp Haan Library, куда была передана книга, скорее всего, находилась в одном из многочисленных учебных или тренировочных лагерей Армии США. Лагерь Хаан, расположенный в Калифорнии, был создан в 1941 году и использовался для подготовки солдат, включая тренировки по стрелковому делу, физической подготовке и медицинской помощи. Лагерь также служил временным пристанищем для солдат, ожидающих отправки на фронт.
Таким образом, книга, переданная Чарльзом Армсом в библиотеку лагеря Хаан, стала неотъемлемой частью повседневной жизни солдат, отражая их стремление к образованию и культурному обогащению даже в условиях войны. Этот экземпляр превращается из простого литературного издания в артефакт, который символизирует тыловую жизнь американской армии, ее стремление к знаниям и поддержке морального духа солдат.

Историко-культурное и научное значение издания
Данное издание обладает многогранной ценностью для исследователей. Оно является ключевым литературным произведением, позволяющим понять эволюцию творчества Уэллса — переход от научного оптимизма к социальному пессимизму и от фантастики к жанру философской притчи. Кроме того, книга служит важным историческим документом, отражающим интеллектуальную атмосферу и коллективные страхи западной интеллигенции накануне Второй мировой войны. Наконец, это прекрасный образец полиграфического искусства США 1930-х годов и стратегии издательства Viking Press, что делает издание значимым объектом для изучения истории книги и издательского дела.
