Искусство дирижера. Из истории профессии. Виртуальный обзор.

Музыка окружает нас повсюду. Она дает нам возможность прикоснуться к прекрасному. Одни наслаждаются музыкой, а другие помогают ее создавать. К последним, в числе других музыкантов, относятся и дирижеры. Когда появилась эта профессия, какова ее история, зачем нужен дирижер и так ли важна его роль в исполнении? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Дирижирование — это искусство, которое позволяет объединить музыкальных исполнителей в гармоничное целое и донести музыку до зрителей. Это один из важнейших элементов процесса создания музыки, который имеет древние корни и уходит в истоки времени.

Название профессии происходит от французского diriger — «направлять», «руководить». Благодаря дирижеру музыка оркестра или голоса в хоре звучат слаженно. Быть дирижером — нелегкая работа. Он должен уметь читать сложнейшие партитуры, разбираться в музыкальных жанрах, обладать навыками вокала и игры на разных музыкальных инструментах. И все это – его каждодневные обязанности, не говоря уже о физических нагрузках.

источник фото https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56764aeed0b23251247c5774a9a3dfd0_l-5297573-images-thumbs&n=13

Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако еще на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. (источник фото https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56764aeed0b23251247c5774a9a3dfd0_l-5297573-images-thumbs&n=13 )

источник фото https://film-grab.com/wp-content/uploads/photo-gallery/thumb/Micmacs_034.jpg?bwg=1569498707

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась все более необходимой четкая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — специальной палки, служившей в XV–XVIII веках для отбивания такта. Чаще всего баттута представляла собой массивную трость из металла или дерева. Этой тростью руководитель музыкального коллектива отбивал такт, стремясь обеспечить ритмически ровное исполнение.  Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году. (источник фото https://film-grab.com/wp-content/uploads/photo-gallery/thumb/Micmacs_034.jpg?bwg=1569498707)

источник фото https://media.celebri.com/celebrity/pictures/2013/07/10/louis-spohr/louis-spohr-221093.jpg

В начале XIX века в руке дирижера появилась небольшая деревянная палочка,

часто называемая продолжением руки дирижера. Она появилась на свет случайно. До ее появления у каждого маэстро были свои предпочтения в отношении того, чем дирижировать. Некоторые использовали жесты, другие разные предметы. Например, австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк отбивал такт смычком с такой энергией, что иногда ломал его. Сам Моцарт также использовал смычок в качестве дирижерского инструмента. А Карл Мария фон Вебер свертывал листы партитуры и использовал их вместо палочки.

Изобретателем дирижерской палочки традиционно считается Людвиг Шпор. (источник фото https://media.celebri.com/celebrity/pictures/2013/07/10/louis-spohr/louis-spohr-221093.jpg)

источник фото https://i.ytimg.com/vi/Lpho7ki3yIE/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGH8gWigkMA8=&rs=AOn4CLCLAWZV7xLwYQPvCArEws65yoVv7A

Уже в шесть лет его отдали в обучение органу, а затем он освоил игру на скрипке. Начав самостоятельную гастрольную деятельность, Шпор получил оглушительный успех в Европе. Его известность соперничала со славой Никколо Паганини. В 1810 году на одном музыкальном празднике Шпор дирижировал палочкой, скатанной из бумаги, и это вызвало восхищение у публики.

В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки, предпочитая жесты. 

Столетиями дирижеры стояли лицом к почтенной публике — показывать ей спину считалось неприличным. Однако музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Существует версия, что первым пренебрегая приличиями, лицом к оркестру повернулся Рихард Вагнер. Это произошло во время одного из выступлений дирижера с ансамблем. При этом поступок Вагнера вызвал негодование зрителей, разразился скандал. Но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижера с артистами оркестра. (источник фото https://i.ytimg.com/vi/Lpho7ki3yIE/maxresdefault.jpg?sqp=-oaymwEmCIAKENAF8quKqQMa8AEB-AH-CYAC0AWKAgwIABABGH8gWigkMA8=&rs=AOn4CLCLAWZV7xLwYQPvCArEws65yoVv7A)

На протяжении всей истории музыки профессия дирижера была исключительно мужской. Преимущественно таковой она остается и в настоящее время. Однако в XX веке стали появляться и дирижеры-женщины, например, знаменитый французский музыкант и педагог Надя Буланже. В нашей стране первой женщиной-дирижером стала Вероника Дударова, впервые вставшая за пульт в 1944 году.

Выделяют два основных вида дирижирования:

— оркестровое — работа с инструменталистами (среди выдающихся дирижеров можно назвать Артуро Тосканини, Герберта фон Караяна, Евгения Мравинского, Валерия Гергиева, Владимира Спивакова и др.);

— хоровое — работа с хоровыми и вокальными коллективами (наиболее известные хоровые дирижеры — Карло Мария Джулини, Томас Бичем, Владимир Минин, Александр Свешников, Валерий Полянский и др.)

И в завершении публикации мы дарим вам запись великолепного исполнения знаменитого музыкального сочинения.

Астор Пьяццола. Либертанго. Исполняет оркестр «Виртуозы Москвы». Дирижер Владимир Спиваков