Что объединяет фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Девчата», «Берегись автомобиля» и многие другие? Во всех звучит музыка в исполнении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Ю. Силантьева. Выдающегося дирижера называют человеком-эпохой, который царил на эстраде четверть века. Он умер 8 февраля прямо на сцене во время записи концерта ко Дню Советской армии и Военно-морского флота. Возможно, последним, что он слышал, были аплодисменты зала. За песню «День Победы» и за всю его жизнь. Жизнь Юрия Силантьева.
Родился будущий музыкант 10 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в семье служащего. Его одноклассники позже вспоминали, что обычно он приходил на уроки в белой рубашке с отложным воротником, бархатных брючках и с черной папкой в руках. Был отличником, пользовался авторитетом среди учеников. На одном из концертов казачьего оркестра пришедший с родителями мальчик увидел скрипки, контрабасы и виолончели, услышал множество совершенно разных голосов, сливающихся в один — голос музыки. И с этого дня стал мечтать о скрипке.
В 1931 году двенадцатилетний Юра Силантьев поступает учиться по классу скрипки в Кубанский музыкальный техникум, ныне Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова. С этого момента люди каждый день видят белокурого мальчика, бегущего в колледж со скрипкой в руках.
В 1935 году Юрий Силантьев окончил среднюю школу и одновременно Краснодарский музыкальный техникум. В том же году поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского в класс скрипки.
Любопытно, что Юрий Васильевич никогда не учился на дирижера. Он подавал большие надежды как скрипач. Его педагог А. И. Ямпольский верил, что имя его ученика высекут золотом в холле учебного заведения. Но судьба распорядилась иначе.
По окончании консерватории, в 1940-м, юноша попал в ансамбль НКВД. Здесь-то он впервые и попробовал себя за дирижерским пультом.
Андрей Петров.
Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
В 1958-м Юрий Силантьев был назначен художественным руководителем и главным дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в котором трудился до конца своих дней и который в настоящее время называется Большим концертным оркестром и носит имя Ю.В. Силантьева.
Конечно, Юрий Силантьев сохранил любовь к классике и скрипичной музыке, но он встал за пульт в те годы, когда эстрадные исполнители пели под живой оркестр. Его коллектив стал самым известным в стране. Музыканты освоили необъятный репертуар — более 15 тысяч музыкальных произведений. Они открыли публике огромное количество талантливых исполнителей.
«Он был очень умный человек, и мы с ним на репетиции во время антракта часто разговаривали. Он знал досконально всю историю России, мог дать оценку историческому периоду или революции, читал Соловьева и Костомарова, знал, когда какой царь умер, какую царицу отправили в монастырь, и так далее», — вспоминала певица Валентина Толкунова.
Говорили, что с первой же репетиции главный дирижер выстроил в оркестре почти армейскую дисциплину. Если он считал это необходимым, то заставлял коллектив играть произведение бесконечно, а перерыв для него был чем-то из области фантастики. Угодить ему было очень сложно, практически невозможно. А еще, будучи человеком остроумным, Юрий Васильевич довольно едко шутил над оркестрантами, которые опаздывали на репетиции или играли недостаточно чисто. Но музыканты всегда смотрели на Силантьева с искренним обожанием и только доброжелательно посмеивались над его остротами.
Он был не только руководителем и дирижером. Есть целый список сочинений, созданных самим Юрием Васильевичем. В 55 лет ему было присвоено почетное звание Народного артиста СССР, а в 63 – его не стало. Сколько же пьес остались недописанными, а концертов – неисполненными…
Александра Пахмутова, стихи Михаила Матусовского.
Старый клен из кинофильма «Девчата».
Поет Майя Кристалинская
Дирижер Юрий Силантьев.