Историко-краеведческий проект «Связующая нить времен»

Озерской сельский филиал МКУК «Юхновская межпоселенческая библиотека»

Одним из ведущих направлений в деятельности библиотек является краеведческая работа, главной задачей которой является сохранение культурного и исторического прошлого родных мест. 

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений. Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта.

Нельзя не упомянуть и то, что в музеи ходят далеко не все. А библиотека всегда рядом, и посещают её люди всех возрастов и профессий.

Прошлое и настоящее края, села, своей семьи, опыт предков, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это мы должны сохранить. А поможет – музейная работа, даже при простой сельской библиотеке.

Именно поэтому, когда я пришла работать восемь лет назад, в библиотеку, мне захотелось создать мини-музейчик или можно назвать это уголок быта, так как количество экземпляров небольшое. «Живая и поныне старина»-так называется наш уголок. Большинство экземпляров я отыскала в доме моей мамы. И я помню с детства как многие из них использовались.

Раньше, в старину, когда не везде еще появилось электричество, наши бабушки пользовались вот такими фонарями, они с ручкой, их можно было переносить. Фонарь заправляли керосином, зажигали фитиль и одевали лампу. С такими фонарями, я помню, бабушка ходила доить корову во двор вечером.

Крынка или махотка, так ее называли в нашем краю. Этот глиняный сосуд использовался для хранения молока, простокваши. Но я помню, махотку использовали еще и для топления молока в печке. Когда бабушка, а потом и мама, вытаскивали махотку из печи, по дому расплывался такой аромат душистого, вкусного топленого молока, а сверху еще и пенка, за которую мы иногда и ссорились, кому она достанется, до того была вкусна. В современной посуде такого вкуса не получается.

Чугун-это такой сосуд- горшок из чугуна округлой формы, предназначался для варки и тушения в русской печи. Как правило, чугун ставили в печку с помощью специального приспособления- ухвата в виде металлического кольца на длинной деревянной ручке. Варили в чугуне абсолютно все: каши, супы, щи, овощи, мясо. А какие незабываемые вкусные, ароматные получались блюда, до сих пор вспоминаем. Кстати, и сегодня некоторые хозяйки используют чугуны, у кого есть русские печки. Но современный уклад жизни потихоньку вытесняет и этот предмет старины.

Это форма для выпечки хлеба, ведь в старину хлеб в основном выпекали домашний, тоже в русской печке. Печка в русской избе- очень велика ее роль, она и грела, она и кормила, и лечила.  Для того чтобы получился хлеб, наши предки, в основном женщины, практически не спали всю ночь, нужно приготовить опару, не раз ее обмять. Но когда приходило время вынимать хлеб из печи, такой аромат по всему дому, просто не передать словами. Мне довелось отведать такого хлеба, пекла моя бабушка, а позже и мама.

Утюг угольный-они походили на небольшие печки, внутрь закладывались горячие угли, а чтобы утюг не погас, по бокам у него есть отверстия для лучшей тяги. Они были очень тяжелыми. И глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.

Это валек, как его тогда называли. Применяли его, как я помню, в основном для стирки половиков. Их смачивали водой и усердно били по ним, так отбивали грязь. Валек имел свое применение довольно долго, даже я иногда стирала им домотканые половики, которые в мамином доме долго стелили на пол.

Есть в нашей коллекции предметы «Из бабушкиного сундучка»: это рушники, подзоры, скатерти, платки. В старину наши женщины-крестьянки, мало того, что работали в колхозах спозаранку и до темна, делая практически все вручную, они находили время для вязания, вышивания, и так все получалось красиво, с любовью, у каждого своего орнамента, свой узор. Просто загляденье! Рушники широко использовались в разнообразных обрядовых ситуациях: на свадьбах, крестинах, на похоронах, в календарных обрядах. Подзоры украшали железные кровати. Скатерти стелили на стол.

Эта прялка тоже из маминого дома. Еще раньше, когда у нее не было такой прялки, мама пряла шерсть на веретене, она научила и меня этому. Но в нашем доме появилась самопрядка, так ее еще называли. Для того чтобы крутилось колесо, нужно было нажимать ногой на педаль, а руками расправлять шерсть. Это намного облегчало и ускоряло процесс. За зимний период маме удавалось столько шерсти накрутить, что хватало всей нашей большой семье навязать носков, варежек и свитеров. Сейчас этот предмет тоже практически уходит в историю.

  Есть в нашем уголке быта и русский самовар, приспособление для сбивания масла, половики, различные салфетки, связанные вручную, цветастые платки, которые женщины раньше носили. Мы и сейчас их покрываем, когда проводим какой-то старинный обряд, например, праздник Масленицу, Троицу, Рождественские колядки и другие.

Уголок быта позволяет прошлое воспринимать наглядно, и ребята, которые приходят в библиотеку, получают информацию, которую можно не только увидеть, но и потрогать. Они с интересом рассматривают предметы старины, пытаясь представить, как это все применялось.

Краеведческий материал дает возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родной земли. Знакомство с историей и культурными традициями малой родины пробуждают чувство сопричастности к её прошлому и настоящему.

Библиотекарь — Андрейчикова Татьяна Александровна.