Историко–краеведческий уголок «Родная старина»

История создания: Идея создания историко – краеведческого уголка «Родная старина» была осуществлена в 2006 году. В октябре месяце на базе Закрутовского ДК проходил областной семинар работников культуры. Так как одно из помещений на тот момент пустовало, а до этого здесь была ленинская комната, мне (библиотекарю Михеенковой Е. В.) пришло в голову занять помещение предметами народной старины. Вот так  и был создан уголок «Родная старина». Экспонаты, в основном здесь находящие были привезены из родительского дома (Абрамовых) и часть приобретены у жителей Матруненковых и Карпизенковых из деревни Воронцово. Затем совсем немногие предметы поступили и от жителей села Закрутое — Бизенковой В, Полеухиной В., Силенко С., Иванюшкиной М.,Сединой А., Володина В.)

Печатный источник: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре «Живая старина» № 3 2013г.

В уголке «Родная старина» много предметов быта, которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. 

Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

Количество экспонатов: на 24 мая 2022 года количество музейных экспонатов составляет 150 единиц.

Уголок «Родная старина», напоминающий интерьер деревенской избы — (крестьянский дом, построенный из брёвен, жилая горница, чистая половина дома, где не готовят еду). Здесь представлены предметы далёкой старины.

В правом углу избы находится божница – особая полочка в Красном углу избы для икон и других принадлежностей религиозной практики. На полочке стоят образа – старинное название икон.

Нарядно вышитые полотенца (ручник или утиральник) – отрез полотна длиною до трёх метров, как правило с орнаментированными концами. В народной культуре применение полотенец могло быть различными: бытовым для вытирания лица, рук или посуды, как праздничное украшение дома или костюма,  ритуальным,  для проведения  крестильного или свадебного обряда.

Узору на полотенце придавали значение оберега, вышитые  дорожки для убранства дома.

Нехитрая, но практичная домашняя утварь (совокупность предметов домашнего обихода, включающая кухонную и столовую посуду, а также приспособления для переноски и хранения вещей, продуктов питания и прочего): глиняная посуда, туесок из бересты, круглое лубяное лукошко – севалка, маслобойка и красавиц самовар с кружевной чашкой и блюдцем; лапти – плетёная обувь, охватывающая ступню, к ноге крепится с помощью верёвок – «обор», завязываемых чуть ниже колена. До распространения в русских деревнях валенок (не ранее19 века) лапти круглый год были обычной обувью крестьян. Летом их обували на холщёвые онучи, а  зимой на шерстяные. Недостатком лаптей является их недолговечность, что вошло в поговорку: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».

Предметы быта: деревянная кровать, стол и лавки (неподвижная скамья, укреплённая вдоль стены дома; реже – скамья переносилась на ножках) сделаны из толстых дубовых досок.  Сундук (большой ящик с крышкой, нередко окованный железом и запирающий на замок.) cлужил для хранения продуктов, одежды, холстов. Отдельные сундуки предназначались для хранения приданого невесты. Висячая колыбель — «счастливая» колыбель, в которой дети росли здоровыми, её никогда не выбрасывали, берегли и передавали по наследству.

Детская качка предназначалась для укачивания маленьких детей.

Прялка (приспособление для прядения нити) с куделью (пучок льна или пеньки, готовый к прядению (прясть – скручивать, свивать в нить волокна кудели. Кроме льна и конопли можно прясть также шерсть и хлопок) её назначение превратить лён и шерсть в пряжу.

Льномялка (орудие ручного труда, приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем было легче отделять волокно от внешней оболочки – костры).

 Станок (кросна, кросно, кросны – старинное название станка) из полученного на прялке нитей (пряжи) ткали холсты; Одежду наши предки носили домотканую – льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Деревянный рубель  для глажки белья.

Вытканные половики.

Русский серп имеет лезвие в виде полукруглого ножа с зубчатым краем и заострёнными прямыми концами.

В углу избы всегда стояла русская  печь  с ухватами (от «хватать», «ухватывать») — предмет кухонной утвари. Они представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов, благодаря чему получил и второе название – «рогач». При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугуны.  Здесь же стоит    квашня (кадка или хлебница) в которой заквашивают тесто, ставят хлеб, деревянная лопатка и кленовые листья (которые давали аромат хлебу и чтобы хлеб не подгорал). Готовое тесто клали на лопату, затем в печь. Получается вкусный ароматный «свойский» хлеб – так его называли в народе.

Эффект от открытия мини – экспозиции «Родная старина» превзошёл все наши ожидания. Жители села не только приходят сами, но и приводят своих родственников, знакомых, гостей.

Нашу крестьянскую избу посетили семьи из Швейцарии, Израиля, фольклорная экспедиция МГУ имени М. В. Ломоносова, учащиеся Бетлицкой школы.

Через мини – экспозицию стараюсь прививать интерес и любовь к родному краю, прежде всего детям, подросткам и молодёжи. И как следствие, развивается интерес к истории Отечества.

Заведующий Закрутовской модельной сельской библиотеки Михеенкова Е. В.