В экспозиции книжной выставки ИБЦ «Элегантный век» представлены красочно иллюстрированные издания по истории возникновения и дальнейшем развитии фарфорового производства в России на протяжении более двух с половиной столетий.
Изобретателями фарфора считаются китайцы, в источниках упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Почти тысячу лет тщательно хранилась формула его приготовления и назывался фарфор «белым золотом». Это одно из значительных достижений Китая, наряду с изобретением пороха и шелка. Европейцам пришлось создавать собственную формулу (Германия, 1708 г.).
Россия также попала под очарование «белого золота». Естественно, никто из европейских стран не собирался делиться секретами производства, и российским мастерам пришлось заново изобретать формулу фарфора. Сделал это Дмитрий Виноградов, который считается «Отцом» русского фарфора. Он знал во всех тонкостях гончарное дело, умел рисовать и глазировать посуду, его перу принадлежит первая в России книга о фарфоре. По указанию Елизаветы Петровны в 1744 г. под Петербургом была заложена первая «Порцелиновая мануфактура», впоследствии переименованная в «Императорский фарфоровый завод».
У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий, создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.
Представленная на выставке книга: Попов, В.А. Русский фарфор : частные заводы : [альбом]. — Ленинград : Художник РСФСР, 1980. — 315 с. : ил. включает исторический очерк, аннотированный перечень и марки частных фарфоровых заводов России, в т.ч. Гарднера, Кузнецова, Попова и многих других. Альбом проиллюстрирован более чем 200 полноразмерными цветными иллюстрациями на мелованной бумаге с подробным описанием.
Как пишет автор, период возникновения в России первых частных фарфоровых заводов относится к 60 -70 гг. XVIII века. Это было время быстрого роста военного, экономического и политического могущества Русского государства, превращавшегося в великую державу. В эти десятилетия, одновременно с расширением дворянских привилегий, быстро возрастал и их материальный достаток. Бурное строительство пышных вельможных усадеб и дворцовых сооружений, стремление дворянства к созданию богато украшенных во французском вкусе интерьеров были первопричиной интенсивного развития народных ремесел, возникновения многих новых отраслей художественной промышленности, в т.ч. производство фарфора, мебели, шпалер, стекла, осветительной арматуры.
В свою работу Всеволод Попов поместил цитату из «Очерков истории мануфактур в России» В. Болотова (СПб, 1883), где приводится любопытное свидетельство о том, что при восшествии на престол в 1762 г. Екатерина II «…застала около тысячи заводов, кои были: стекольных 35, фарфоровых 7, фаянсовых 5, финифтяных 3, хрустальных 8», в т.ч. Ф. Гаттенбергера в Калужской губернии (1797-1801 гг., Жиздринский уезд, на земле помещицы Марии Васильевны Мальцовой, владелицы стекольных заводов). Швейцарец по происхождению, технолог керамического производства, гравер и скульптор, профессор Франц Иванович Гаттенбергер на своем заводе впервые в истории русской керамики применил им же созданные машины для замены ручного труда по производству кирпича, фаянсовой и фарфоровой посуды на машинные. Завод производил фарфоровые чаши и закрылся в 1801 г. по причине отсутствия капитала. А его основателю было уготовано во многом определить развитие Императорского фарфорового завода в России в начале XIX столетия.
Продолжает тему истории русского фарфора книга: Сиповская, Н.В. Фарфор в России XVIII века. — Москва : Пинакотека, 2008. — 389, [3] с. : ил. Известный специалист в области декоративно-прикладного искусства и исследователь культуры XVIII века пишет, что не случайно именно XVIII век стал признанным временем расцвета искусства европейского и русского фарфора. Продукция той поры выполнена с максимальным старанием, которое встречается в работе над первостепенными по важности вещами. Причина здесь не только в дороговизне и редкости «белого золота», как тогда называли фарфор. К исходу столетия он стал не так уж редок и дорог, однако это никоим образом не сказалось на трепетном к нему отношении. Главное – страстное увлечение этим материалом, превратившее его в предмет изысканной моды, эстетических восторгов и тщеславных амбиций, художественных открытий и придворных интриг.
По словам автора исследования, изделия из фарфора не только создавали определенный антураж светских салонов, но и предопределяли отточенность и верность поз и движений, изящество манер их владельцев. В подобных фигурках дамы и кавалеры видели свой идеальный и утонченный портрет, вглядываясь в который они становились тем, кем хотели себя видеть. Не случайно современники писали о «фарфоровой» красоте лиц своих возлюбленных и восторженно узнавали своих кумиров в фарфоровых куклах, что выглядели «точь-в-точь как настоящие».
Книга: Андреева Л. Советский фарфор. 1920-1930 гг. (Москва, Советский художник, 1975) – результат длительного изучения фондов государственных и заводских музеев, большого числа частных собраний Москвы и Ленинграда, занятий в архивах и бесед с художниками о творчестве первых двух десятилетий уже XX века. Фарфор в эти годы оказался на перекрестке самых разных идей и тенденций, в нем раньше и ярче чем в других видах прикладного искусства отразилась тенденция к созданию новой массовой продукции, произошло сближение народной и профессиональной художественной культур.
Для любителей фарфора будут интересны каталоги выставок Мейсенского фарфора в советских музеях, в т.ч.: Бутлер К. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа : каталог (Ленинград, Аврора, 1977). Начало этой коллекции шедевров Мейсенской мануфактуры было положено в I пол. XVIII века так называемым «Андреевским» сервизом, подаренным императрице Елизавете саксонским курфюрстом и королем польским Августом III. Серия книг: Борок, В. Марки немецкого фарфора : [с 1710 г. по настоящее время] / В. Борок, Т. Дулькина. — Москва : Аксамит-информ, 1999. — 223 с. : ил.; Фарфор и фаянс Российской империи : описание фабрик и заводов с изображением фабричных клейм / сост. А.В. Селиванов. — Москва : Касаткина, 2002. — 436 с.; Хэггар, Р. Энциклопедия европейской керамики и фарфора : [пер. с англ.] — Москва : Касаткина, 2002. — 610 с. ; Марки российского фарфора и фаянса, 1750-1960 / сост. Т. И. Дулькина. — Москва : Касаткина, 2003. — 430 с. : ил., отпечатаны с оригинал-макета в типографии ГУП «Облиздат», Калуга, пл. Старый торг, 5.
В экспозиции также представлены: подарочное издание: Кожаринов В. Русская парфюмерия : иллюстрированная история. (Москва 2005. 232 с., ил.); Тилландер-Гуденйелм, У. Драгоценности императорского Петербурга (Санкт-Петербург : Лики России, 2013. — 295 с. : ил.); Антиквариат : энциклопедия мирового искусства (Москва : Белый город, 2001. — 638 с.: цв. ил.) и др. издания из фондов «Белинки».
Экспозицию выставки украшают фарфоровые статуэтки из частной коллекции калужского журналиста Татьяны Савкиной, помогая напомнить о том, что у многих из нас хранятся старинные фарфоровые (и не только) «безделицы», так бережно сберегаемые нашими бабушками… Они радовали, «грели душу», а мы, увы, часто проходим мимо…
Татьяна — автор книг: «Одно небо на двоих» (Калуга, 2011), «Эхо времён» (Калуга, 2013) п «Жажда своего пути» (Калуга, 2016). Первые две представлены на выставке, в предисловии к рассказам «Эхо времён» Владимир Скрипкин, член Союза журналистов России, пишет, что «еще не все потеряно, все может быть возвращено и восстановлено… можно заглянуть за линию горизонта…». В лирической миниатюре «Старая Калуга» Т. Савкина написала: «…Моя Калуга! Сейчас ты уже другая – современная, незнакомая, но сердцу милей твое прошлое, старины твоей седина…».