Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове, Смоленской губернии. В 1944 году Юхновский район включён в состав Калужской области.
Отец, Михаил Филиппович Яншин, работал бухгалтером Мама, Александра Павловна, занималась воспитанием детей: Миши и его сестры Евдокии. Из воспоминаний Михаила Яншина: «Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник. Он исполнял популярную песню «По улице мостовой шла девица за водой». И под этот самый мотив я появился на свет… Через шестьдесят с лишком лет я эту песню «По улице мостовой…» напевал в спектакле «Нахлебник», играя роль Кузовкина» (М. М. Яншин. Статьи, воспоминания и письма. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1984. – С. 5).
Детство будущего актера прошло в Москве. Еще в детские годы Михаил приобщился к миру искусства. Вместе с родителями он часто бывал на спектаклях Художественного театра.
В своей книге воспоминаний Михаил Михайлович писал, что одним из самых ярких впечатлений детства для него осталась игра Ивана Михайловича Москвина в роли царя Федора в спектакле МХАТа «Царь Федор Иоанович». «Меня поразила его мягкость, необыкновенная внутренняя чистота и прозрачность. Весь он был как иконописный…». Любовь к театру привела Яншина в студию Московского художественного театра, где он проучился два года, а в 1924 году был принят в труппу МХАТа. Московский художественный академический театр стал его судьбой, в нем он проработал всю жизнь.
Михаил Яншин с самого начала определился как актер острохарактерный, комический. В 1926 году молодой актер получил свою «звездную» роль Лариосика в спектакле по роману Михаила Булгакова «Дни Турбинных» (режиссер И. Судаков). Работу молодого актера высоко оценил Константин Сергеевич Станиславский. Спектакль шел на сцене МХАТа 998 раз. Михаил Яншин не выходил на сцену только 8 раз в связи с болезнью. Остальные постановки сыграны с его участием и всегда успешно. Во МХАТе Яншин сыграл более 50 разноплановых ролей. Он умел гениально перевоплощаться и соответствовать предлагаемому образу. Если нужно было сыграть старика, он тут же становился стариком, менялся весь его облик и внутреннее состояние.
Совместно с другими режиссёрами Яншин ставил спектакли в Московском мюзик-холле (1931), Центральном театре Красной армии (1932), Театре сатиры (1937). С 1934 по 1939 год был художественным руководителем Московского театра ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР, с 1937 по 1941 год руководил театром «Ромэн», с 1950 по 1963 год был главным режиссёром Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Но, работая в других театрах, М. М. Яншин никогда не уходил из МХАТа.
Михаил Яншин много снимался в кино, сыграл в 37 фильмах. Среди них: «Ревизор (1952, Земляника), «Шведская спичка» (1954, Евграф Кузьмич), «Лев Гурыч Синичкин» (1956, Фёдор Семёнович Борзиков), «Большая перемена» (1972-1973, профессор истории). Озвучил множество мультфильмов на студии «Союзмультфильм» («Бегемот, который боялся прививок»), написал сценарий для мультфильма «Ночь перед Рождеством».
«Шведская спичка» (1954)
Художественный фильм по одноименному рассказу А. П. Чехова. Режиссер Константин Юлин. Михаил Яншин сыграл Евграфа Кузьмича.
«Лев Гурыч Синичкин» (1956)
Классический водевиль, один из лучших в своём жанре. Режиссер Константин Юдин. В главной роли Василий Меркурьев. Михаил Яншин сыграл Фёдора Семёновича Борзикова.
«За всё в ответе» (1972)
Художественный фильм по пьесе Виктора Розова «Традиционный сбор». Режиссёр Георгий Натансон. Премьера фильма состоялась 15 января 1973 года.
Близкие Михаилу Яншину люди рассказывают, что в жизни он был очень добрым, открытым и при этом азартным человеком. Вот как о нем отзывался Евгений Весник: «Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики — дорогой Михаил Михайлович Яншин!».
Михаил Яншин работал до последних своих дней. Так в 1975 году на радио состоялась премьера его звуковой книги «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает». А за год до этого на экраны вышел телеспектакль «Соло для часов с боем», где Яншин сыграл свою последнюю роль на экране — Франтишека Абеля. За эту работу артист 7 ноября 1975 года был удостоен Государственной премии.19 февраля 1976 года Яншин в последний раз вышел на сцену МХАТа в спектакле «Три сестры» в роли Чебутыкина.
В городе Юхнове помнят своего знаменитого земляка. Михаил Михайлович всегда говорил, что его тянуло в Юхнов. Последний раз приезжал на свою малую родину в 1961 году на гастроли. Сидел в зрительном зале дома культуры на праздничном концерте. А потом долго беседовал с артистами народного театра. Рассказывал им о Юхнове его молодости с величественным Казанским собором, летним театром в парке, куда он приезжал с друзьями-артистами. Рассказывают, что у Михаила Яншина в Юхнове была дача, но дом не сохранился.
В 2022 году, к 100-летию со дня рождения Михаила Михайловича Яншина, городской сквер назван его именем. 9 декабря 2012 года в Юхнове был установлен бюст народному артисту СССР. В Юхновском краеведческом музее одна из экспозиций посвящена великому актеру-земляку.
Книжная выставка будет открыта до 27 ноября.