В рамках Года культурного наследия народов России в краеведческо-информационном центре Калужской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского подготовлена книжная выставка «Традиции народных промыслов».
В культурном пространстве Калужского края народное искусство занимает особое место. Оно воплощает в себе формировавшееся веками понимание эстетичного и прекрасного.
Истоки народного творчества на территории Калужской области находятся в дошедших до нас немногочисленных образцах материальной культуры вятичей, издавна населявших край.
Это подвески, кольца, детали керамических изделий, украшенные геометрическими узорами — ромбами, кругами, розетками, волнистыми линиями, либо упрощенными изображениями человеческих фигурок, животных и птиц, вечно живого и расцветающего «Древа жизни».
С удивительным постоянством они сохранялись в изделиях народных мастеров — вышивке, ткачестве, фасадной деревянной резьбе, в хлудневской игрушке.
Изготовление Калужской глиняной игрушки, которая известна больше как хлудневская, связывается с праздничными гуляньями — «ярилками». Они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии и неотъемлемой принадлежностью их были традиционные «свистульки», «гудухи», «сопелки», «грематухи» в виде козы, конька, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской.
Своими керамическими изделиями Калуга славилась на всю Россию. Так изразцы, изготовленные в Калуге, продавали в Москве, Питере и даже доставляли их в царский двор. Существует легенда, что Екатерина II очень любила изразцы калужских мастеров и говорила, что их рисунок успокаивает ей нервы. Изразцы были изумрудно-зеленого цвета, выпуклые, рельефные, и назывались «муравленые». Калужане любили изображать на них растения и животных, и все делалось вручную.
Огромное место в декоративно-прикладном искусстве занимает калужская вышивка. Среди вышивок различных русских областей эта вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания «цветной перевитью».