Книжная выставка «Врач, меценат, коллекционер»

В Краеведческо-информационном центре открыта книжная выставка «Врач, меценат, коллекционер» к 190-летию Никанора Ивановича Васильева (1832-1917). Калужский коллекционер и меценат Никанор Иванович  Васильев сыграл  огромную роль в истории русской культуры.

Об этом рассказывает статья старшего научного сотрудника Калужского музея изобразительного И. Гужовой «Меценатский проект калужского коллекционера»   (Калужское наследие. — 2018. — №2. — С. 66-73).

Десять лет Н. И. Васильев служил врачом и акушером в Жиздре, потом Медыни и Боровске Калужской губернии. В 1866 г. его переводят в Херсон на должность акушера врачебного отделения Херсонского губернского правления, в 1870 г. он назначается помощником инспектора врачебного отделения. В той же должности продолжает службу в Ярославле, куда его перевели в 1876 г. В период русско-турецкой войны Никанор Иванович служил старшим врачом в Ярославской городской больнице для раненых и больных воинов, за что был награждён знаком Красного Креста. С июня 1878 г. Никанор Иванович продолжал службу в Нижнем Новгороде в качестве помощника инспектора врачебного отделения Нижегородского губернского правления. В марте 1880 г. Никанор Иванович был пожалован «за ревностную службу» орденом Святого Станислава III степени. Прослужив ещё несколько лет в этой должности, Никанор Иванович в 1889 г. окончательно ушёл в отставку с чином статского советника (5-й класс по «Табели о рангах»). С тех пор он занимался частной медицинской практикой, служил консультантом в частных клиниках, выступал со статьями на медицинские темы в газетах и журналах.

В 1901 г. Н.И. Васильев вернулся в Калугу, купил дом на углу Молотковской улицы и Титовского переулка (ныне ул. Дзержинского, 81). Он частично перестроил дом, на первом этаже было отведено помещение для галереи, где он разместил свою коллекцию. До 1909 г. он ещё продолжал приобретать новые работы для пополнения своей коллекции. Как всякий коллекционер, Н.И. Васильев начинал собирать коллекцию произведений искусства для себя, для собственного эстетического удовольствия, но постепенно приходит к пониманию значимости его собрания для людей, для общества, к пониманию того, что эти художественные ценности не могут принадлежать одному человеку, они должны принадлежать обществу. Желание передать свою коллекцию на нужды просвещения и народного образования определялось нравственной позицией Никанора Ивановича.

Собирал Никанор Иванович и литературу по искусству. К сожалению, не вся его библиотека сохранилась, но судя по сохранившейся описи в ней были: «История искусства» П. П. Гнедича в пяти томах, «История искусства» В. Любке, «Философия искусства» И. А. Тэна, гравюры с лучших произведений европейской живописи, изданные в Лейпциге в пяти томах; издание гравюр «Ветхий и Новый завет»; альбомы с фотографиями произведений искусства из западноевропейских музеев и фотографиями памятников архитектуры Рима.

Никанор Иванович  хотел создать в Калуге художественно-промышленное училище или школу (на примере Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, созданного в  Москве в 1825 г.), а при нём должен быть художественный музей, статус которого им определён в соответствии с Положением. Таким образом, его коллекция могла послужить для развития художественного образования учащихся.

Н.И. Васильев умер в Калуге 20 февраля (5 марта) 1917 г. 21 февраля 1917 г. его духовное завещание было оглашено на проходившем в городе 52-м очередном съезде Калужского губернского земского собрания. Присутствовавшие на нём депутаты и калужане высоко оценили и с благодарностью приняли этот дар городу.

Таким образом, Калужский областной художественный музей своим созданием в июне 1918 г. обязан бескорыстному дару калужского коллекционера и мецената Никанора Ивановича Васильева. На основе его завещания, составленного в декабре 1905 г., Калуге в лице земства передавались художественная коллекция, капитал в банке и дом для создания в нем художественного училища и при нем художественного музея. «Вместе с домом и землею завещаю находящиеся в доме художественные предметы, а именно: картины, мраморные и бронзовые статуи по особо мною составленной описи, которые должны послужить к устройству художественного музея и при нем художественно — промышленных классов». Для организации музея передавалась коллекция, которая включала 77 произведений живописи и графики русской и ряда западноевропейских школ, мраморную и бронзовую скульптуру (11) и фарфоровую пластику (3) — всего 91 произведение, а также небольшую библиотеку по искусству. Характер собрания отражал вкус и возможности собирателя. Почти половину живописных работ составляли произведения художников русской школы: И. К. Ай-вазовского, А. П. Боголюбова, Л. Ф. Лагорио, И. И. Шишкина, Н. Н. Дубовского, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и др. Западноевропейская часть собрания включала произведения итальянских, французских, голландских, бельгийских, немецких художников и скульпторов XVI-XIX вв., среди которых были произведения таких авторов, как К. Чиньяни, Ж. Р. Браскасса, Э. Ф. В. Делакруа, Р. ван Тройен, Ж. Ф. Ж. Свебах, Э. М. Балле, и ряда других. Из всего завещанного это было самым ценным даром городу.

Содержать художественно-промышленное училище и музей следовало на проценты с завещанного капитала, заключавшегося в ценных бумагах: закладных листах Московского и Нижегородского земельных банков на общую сумму 76 тысяч рублей и билетах четырехпроцентной государственной ренты на номинальную сумму 140 тысяч рублей. Дом с флигелями был оценен на сумму 20 тысяч рублей. Все это должно было обеспечить безбедное существование училища и музея.

Как упоминалось ранее, Н. И. Васильев умер в 1917 года в возрасте 84 лет. Калужская губернская земская управа в соответствии с установленным порядком судопроизводства только 9 (22) ноября 1917 г. была введена во владение завещанным имуществом и могла приступить к организации училища и музея. Но ход исторических событий все изменил. После установления в Калуге советской власти дом и коллекция, которые уже были собственностью города в лице земства, были национализированы, как и капитал, предназначенный на содержание училища и музея. После 1917 г. воля покойного ничего не значила, а из всего задуманного Н. И. Васильевым только одному суждено было осуществиться: его собрание и дом послужили основанием для создания в Калуге художественного музея. Он был открыт для публики 12 июня 1918 г. под названием «Советская картинная галерея», где экспонировались произведения из коллекции Н. И. Васильева. Эта дата считается днем основания Калужского областного художественного музея.

Поэтому история создания музея и вся его последующая судьба неотъемлемо связаны с жизнью Никанора Ивановича Васильева. Наследие мецената и коллекционера Н. И. Васильева до сих пор вызывает интерес и современных исследователей калужской истории. Примеру тому может служить статья в журнале «Калужское наследие»(2019,№1(5)) краеведа Юрия Холопова «Благотворительность как стремление к социальной гармонии».