В отделе иностранной литературы открылась книжная выставка «Зарубежные писатели-лауреаты Нобелевской премии по литературе, юбиляры ноября 2023 года», на которой представлены такие известные имена, как французский писатель и философ, Альбер Камю (110 лет со дня рождения), шведская писательница Сельма Лагерлеф (165 лет со дня рождения), южноафриканская писательница Надин Гордимер (100 лет со дня рождения).
Литературная Швеция была удивлена. Первую премию за лучшее произведение 1890 года, присланное на конкурс в одну из газет, получила скромная учительница Сельма-Оттилия-Ловиса Лагерлёф. Впоследствии она стала самой знаменитой писательницей Швеции начала XX века, лауреатом Нобелевской премии, членом Шведской Академии, почетным доктором Упсальского университета. Лагерлёф прожила восемьдесят два года (1858—1940) и, создав двадцать четыре крупных произведения, на склоне лет написала трилогию о Лёвеншёльдах, подготовленную всей ее жизнью и творчеством. Книги «Перстень Лёвеншёльдов», «Шарлотта Лё- веншёльд», «Анна Сверд» стали классикой шведской и мировой литературы, так же как и самые замечательные произведения Сельмы Лагерлёф, написанные в расцвете ее сил и таланта,— «Сага о Песте Берлинге».
Центральное произведение Сельмы Лагерлёф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях. Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой.
Альбер Камю был лауреатом Нобелевской премии по литературе 1957 года в возрасте 44 лет, вторым по молодости лауреатом в истории. Среди его работ – «Посторонний», «Чума», «Миф о Сизифе», «Падение» и др.
Камю разделил свое творчество на три цикла. Каждый цикл состоял из романа, эссе и пьесы. Первым был цикл «Абсурд», состоящий из «Чужестранца», «Мифа о Сизифе» и «Калигулы«. Вторым был цикл восстание, который включал романы «Чума», «Человек бунтующий», и лес «праведники» (только убийц). Третий, «Цикл о любви», состоял из «Немезиды«. Каждый цикл представлял собой исследование темы с использованием языческого мифа и включением библейских мотивов.
Книги первого цикла были опубликованы между 1942 и 1944 годами. В этом цикле Камю стремится поставить вопрос о состоянии человека, обсудить мир как абсурдное место и предупредить человечество о последствиях тоталитаризма.
Камю начал свою работу над вторым циклом, находясь в Алжире, в последние месяцы 1942 года, как раз когда немцы приближались к Северной Африке. Во втором цикле Камю использовал миф о Ппрометее, который изображен как революционный гуманист, чтобы подчеркнуть нюансы между революцией и бунтом. Он анализирует различные аспекты бунта, его связь с политикой и рассматривает его через призму современности, историчности и отсутствия Бога.
После получения Нобелевской премии Камю собрал, разъяснил и опубликовал свои пацифистские взгляды («Алжирские хроники»). Затем он решил дистанцироваться от Алжирской войны, поскольку счел это моральное бремя слишком тяжелым. Он обратился к театру и третьему циклу, который был посвящен любви и богине Немезиде, греческой и римской богине Мести.
Две работы Камю были опубликованы посмертно. В первой, озаглавленной «Счастливая смерть» Вторым был незаконченный роман «Первый человек», который Камю писал перед смертью. Это была автобиографическая работа о его детстве в Алжире, и ее публикация в 1994 году вызвала широкое переосмысление предположительно нераскаявшегося колониализма Камю.