Книжно-иллюстративная выставка «Редкий по уму, образованию и честности»

«Будучи благородным идеалистом, всею душою преданным делу воспитания, стремясь всегда согласовать слова с делом, Чистяков благотворно действовал на окружающих своею безупречною личностью, невольно располагая к себе не только учеников и учениц, но и всех, кому приходилось служить с ним вместе».

В. Водарский

Михаил Борисович Чистяков родился 13 января 1809 года в с. Воскресенском, Калужской губернии, Жиздринского уезда, в семье сельского священника.

Учился в Калужском, Московском, Рязанском и Нижегородском духовных училищах. В 1828 году поступил в Московский университет на словесное отделение. Учился с В. Г. Белинским, вместе с которым был учредителем студенческих «литературных вечеров». Немалое влияние оказал на Чистякова Николай Иванович Надеждин, известный русский мыслитель, литературный критик, журналист. Н. И. Надеждина по праву считали университетским педагогом. Под его влиянием Чистяков рано полюбил русскую литературу и философию.

В 1832 году окончил университет. Преподавал русский язык  в гимназиях Орши (1832),  Полоцка, Вильно (1833), Могилёва (1834), Витебска (с 1835). С 1837 года Михаил Борисович работал в Петербурге: преподавал в 1-й, затем в 3-й гимназии (1837-1839), с 1838 года — в Павловском кадетском корпусе, в котором с 1846 года был наблюдателем-наставником.

Одновременно читал лекции в Патриотическом и Смольном институтах (с 1838), в специальных классах Дворянского полка (1841-1842). Вместе с Ф. И. Буслаевым, А. Д. Галаховым, А. Ф. Бычковым и другими входил в комиссию преподавателей русского языка, составлявшую программы для военно-учебных заведений, утверждённых в 1849 году.

В 1852-1885 годы Михаил Борисович являлся инспектором классов петербургского Николаевского сиротского института, с 1865 года —  председателем учебного комитета при канцелярии по учреждениям Императрицы Марии.

В 1851-1860 годы Чистяков издавал и вместе с А. Е. Разиным редактировал «Журнал для детей», который был одним из лучших в России изданий в этом роде.

В 1866 году Михаил Борисович Чистяков был командирован от министерства народного просвещения за границу для изучения организации детских садов по методу Фребеля, а также женских учительских семинарий и исправительно-воспитательных заведений. Свои наблюдения напечатал в статьях: «О нравственно-исправительных заведениях в Гамбурге, Бельгии, Франции и Швейцарии»; «О высших женских учебных заведениях в Берлине, Гамбурге и Швейцарии» и «Фребель. Детские сады за границей». По результатам его поездки была предпринята реорганизация малолетнего отделения Николаевского сиротского института, при институте было открыто женское училище для малоспособных, а также реорганизован учебный институтский курс. Большая часть педагогической деятельности Чистякова прошла в Николаевском институте, где он прослужил 33 года, отпраздновав 9 окт. 1882 г. 50-летний юбилей педагогической деятельности. В мае 1885 г. Михаил Борисович Чистяков вышел в отставку.

Умер  23 сентября (5 октября) 1885 года в  Лышенцах  (Лужский уезд  Санкт-Петербургской губернии). Похоронен в Петербурге, на Волковом православном кладбище

Михаил Борисович Чистяков, принадлежал к тому же поколению, как и Грановский, Пирогов, Ушинский, понимал просвещение широко и гуманно, считая его делом светлым, патриотическим. Литературно-ученая деятельность Чистякова началась рано. Ещё, учась в университете, он перевел и издал в 1832 г. книгу Бахмана под заглавием «Начертание теории изящных искусств». В 1845 г. издал «Очерк теории изящных искусств», а в 1847 г., как результат учительской практики, – «Курс теории словесности» и «Практическое руководство к постепенному упражнению в сочинении». В это же время вышла его «Учебная грамматика русского языка, основанная на логическом разборе предложений». В 1875 г. Чистяков издал «Курс педагогики, составленный по программе, утвержденной для женских институтов». Главная мысль этого труда: «Вся мудрость родителей и воспитателей должна состоять в том, чтоб открыть преобладающие свойства воспитанника и уметь давать им средства развиваться». Как детский писатель, Чистяков является лицом выдающимся. Его «Журнал для детей» с гуманитарно-эстетическим направлением, поставил себе целью дать детям «духовное, нравственное, историческое и литературное чтение». Идейное богатство содержания, глубокая правда, строгий выбор сюжетов, разнообразие, простое, занимательное изложение, ясный, литературный язык – вот качества журнала. «Журнал для детей» воспитывал целые поколения, поселяя своими рассказами в юных душах начала любви к человеку, к природе, ко всему высокому и прекрасному.

Главная идея, которой руководствовался Чистяков как писатель, – чувство гуманности, любви к человечеству. Он считал нужным показать своим читателям горе ближних, чтобы пробудить в них чувство жалости и сострадания. «Многие не любят, чтобы описывали горе, – писал М. Б. Чистяков в предисловии к одному из рассказов… – Мы будем стараться, чтобы читатели наши не закрывали глаз от горя и сердца от сострадания». Рассказы его увлекательны, интересны. Признавая за природой огромное воспитательное значение, Чистяков отводит ей немало места в своих рассказах, желая пробудить в юных сердцах любовь и привязанность к природе, стремление обратиться к ближайшему знакомству с ней. Развивая общечеловеческие чувства, Чистяков не упускает из виду и чувство гражданское: любовь к своей родине.

В Краеведческо-информационном центре представлена выставка «Редкий по уму, образованию и честности» к 215-летию со дня рождения Михаила Борисовича Чистякова, педагога и детского писателя, на которой представлены материалы о его жизни и творчестве.

Фото: ozon.ru, tomskmuseum.ru