В Краеведческо-информационном центре открылась книжно-иллюстративная выставка «Слава оперной сцены», посвященная 170-летию артистки оперы, драмы и камерной певице Кадминой Евлалии Павловне.
«Появилась и промелькнула комета дивной красоты »- так образно и довольно метко сказал А. В. Луначарский об удивительной и талантливой актрисе, изумлявших любителей оперной и драматической сцены своей самобытностью и силой дарованья, искренностью и неизменной преданностью искусству, ставшему для нее «высшей духовной ценностью, святыней, оправданием жизни» — Е. П. Кадминой.
Евлалия Павловна Кадмина родилась 19. 09 (01. 10) 1853 г. в Калуге в семье калужского купца Павла Максимовича Кадмина и Анны Николаевны (урожденной Маликовой). Крестили Евлалию в Мироносицкой церкви. Семья Кадминых жила в Калуге в доме на ул. Садовой (ныне ул. Кирова, 42). Дом принадлежал деду — Максиму Павловичу Кадмину.
Образование Е. П. Кадмина получила в Елизаветинском институте благородных девиц. По совету Н. Рубинштейна с 1870 обучалась пению в Московской консерватории (класс А. Александровой-Кочетовой, сценическое мастерство изучала у И. Самарина), которую окончила с серебряной медалью в 1873. В мае 1872 выступила в партии Орфея в студенческом спектакле (под управлением Н. Рубинштейна). О ее жизни и творчестве рассказывает книга из фонда Краеведческо-информационного центра Б. С. Яголима «Комета дивной красоты» (М.: Искусство, 1970).
В 1873 Е. П. Кадмина дебютировала в партиях Вани («Жизнь за царя» М.И. Глинки) и Азучены («Трубадур» Дж. Верди) на сцене Большого театра, где выступала два года. На этой сцене заменяла в спектаклях Итальянской оперы заболевших итальянских примадонн Бернарди и Джулиани.
В 1875-76 — солистка петербургского Мариинского театра. Совершенствовала свое вокальное мастерство в Италии, где вскоре начала выступать в оперных театрах Милана, Флоренции, Неаполя, Турина.
В 1878-79 пела в Киевской опере, в 1880 — в Харькове и Казани. Обладала сильным, ровным во всех регистрах голосом обширного диапазона, теплого, мягкого тембра, ярким сценическим темпераментом и выдающимся драматическим талантом. Имела выразительную, внешность. Ее исполнение было лишено всякой аффектации и отличалось изящной простотой. «Кадмина обладает редкой в современных певицах способностью модулировать голосом, придавать ему, смотря по внутреннему значению исполняемого, тот или другой тон, то или другое выражение, и этою способностью она пользуется с тем аристократическим чутьем, которое составляет самый драгоценный атрибут ее симпатичного таланта» (П.И. Чайковский).
В концертный репертуар Кадминой входили арии из опер (была одной из первых исполнительниц «Письма Татьяны» из «Евгения Онегина» на концертной эстраде), романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Даргомыжского. Чайковский посвятил певице несколько романсов, в том числе романс «Страшная минута». В 1880 году, по совету П. Медведева, К. перешла на драматическую сцену. Гастролировала в Киеве, Одессе, Харькове. Сыграла 26 ролей, в их числе Катерину и Ларису («Гроза» и «Бесприданница» Островско¬го), Софью («Горе от ума» А. Грибоедова), Офелию и Катерину («Гамлет» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира).
Евлалия Кадмина трагически погибла. Выступая в спектакле «Василиса Мелентьева» А. Островского и С. Гедеонова, приняла яд и через несколько дней умерла. Похоронена на городском кладбище в Харькове.
Судьба актрисы нашла отражение в пьесах А. Суворина «Татьяна Репина» (1887) и Н. Соловцова «Евлампия Рамина», в повести И. Тургенева «Клара Милич» (1882), на сюжет которой А. Кастальский написал одноименную оперу (1907), в рассказе А. Куприна «Последний дебют». Поэт С. Андреевский посвятил памяти Кадминой стихотворение «Певица». В 1887 в Московской консерватории была учреждена стипендия им. Кадминой.
К изучению документов из жизни и творчества Евалиии Кадминой обращались калужские краеведы, их материалы публиковались в сборниках краеведческих конференций. Например — Н. И. Кожевникова «Калужские корни Евлалии Павловны Кадминой» в издании «Краеведение в сфере культуры и искусства : материалы ХIV научно-практической конференции. – Калуга, 2015) и другие.