В Краеведческо-информационном центре открыта книжно-иллюстративная выставка «Усадьба Билибиных-Чистоклетовых – жемчужина Калужской архитектуры». 55 лет назад в 1969 году памятник архитектуры начала XIX века – главный дом городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых (ул. Ленина, 104) в Калуге был передан областному художественному музею. Дом, построенный в начале ХIХ века в стиле русского классицизма, является одним из самых красивых произведений калужской городской архитектуры.
Впервые музей был открыт 12 июня 1918 года в доме врача и коллекционера Н.И. Васильева (ныне – дом № 81 по ул. Дзержинского). С 1944 года музей носил название: «Калужский областной художественный музей». С 2014 года — «Калужский музей изобразительных искусств».
Усадьба Билибиных-Чистоклетовых названа по имени владельцев усадьбы. В роду Билибиных были купцы 1-й гильдии, почетные граждане и меценаты. В издании «Город ясный и звучный, как поэтическая строфа» (Калуга, 2011) есть следующие сведения: «Архитектурного проекта здания обнаружить пока не удалось, и автор той усадьбы неизвестен. Долгое время в краеведческой литературе в качестве даты постройки указывались 1809-1810 гг.. Последние исследования краеведа Ю.Е. Пионтковской, основанные на изучении так называемых исповедных ведомостей, которые составлялись священником каждой церкви ежегодно, позволяют назвать другую дату — 1823 г. Именно в этом году впервые в этом документе появляется Иосиф Иванович Билибин с женой и тремя детьми». Хотя по другим источникам автором проекта исследователи считают московского архитектора Жилярди, так как усадьба сильно отличается от калужских задний ХIХ века. Главный дом в отличие от большинства калужских домов, отнесен в глубь парадного двора. Архитектура усадьбы вызвала в Калуге многочисленные подражания.
Архитектор Евгений Голышев в книге «Калуга ХVIII-ХХI века: архитектура, стили. — Калуга, 2019» отметил: «Усадьба, которая наряду, например, с домом Золотаревых относится к калужским домам-усадьбам первой половины ХIХ века вполне «и в Петербурге могли занимать место не между последними…».
В состав усадьбы входят, помимо главного дома, два симметрично расположенных флигеля, хозяйственный корпус, каретный сарай, ограда и ворота. В основу композиции положена традиционная схема городской усадьбы с небольшим парадным двором, ограниченным с улицы металлической решеткой на каменном цоколе с воротами в центре, и вынесенными на красную линию улицы флигелями.
Флигели каменные, одноэтажные, крытые железом, имеющие по фасаду дверь и два окна. Левый флигель, расположенный из-за рельефа улицы ниже правого, поставлен на высоком фундаменте, и, таким образом, оба флигеля выровнены по высоте. Вплотную к левому флигелю пристроено двухэтажное здание равной с ним высоты, по-видимому, более поздней, чем дом, постройки.
Флигели, имеющие вход с улицы, предприимчивый купец, сдавал внаем, так, например, в 1846 г. был открыт книжный магазин с продажей парфюмерных товаров, впоследствии по традиции в этом флигеле в течение ряда лет существовала книжная лавка с библиотекой, сначала Мясникова, потом — Корчагина. В другом флигеле была москательная лавка Кудрина.
Двухэтажный, каменный, на невысоком фундаменте дом в девять окон по главному фасаду стоит в центре усадьбы. По данным С.В. Безсонова, дом имеет по фасаду 18, поперек -13 и в высоту 10 метров.
Простой горизонтальный поясок подчеркивает деление дома на два этажа, причем первый этаж значительно ниже второго. Между пятью центральными окнами второго этажа поставлено шесть лепных полуколонн ионического ордера, поддерживаемых кронштейнами и соединенных внизу декоративной балюстрадой из тонких балясин.
Над тремя центральными окнами помещены три горельефа художественной работы. Остальные окна второго этажа украшены медальонами.
Портик заканчивается красивым парапетом, в центре которого вылеплены два грифона с крыльями и закрученными хвостами, держащие диск.
По бокам дом имеет по шесть окон в каждом этаже, причем над крайними окнами второго этажа вылеплены медальоны с розетками и пальметтами.
Более сорока лет Осип Иванович Билибин владел домом на Никитской. В 1860 г. умерла его жена Анна Александровна, урожденная Прянишникова, и дом перешел их сыну — временному московскому купцу Александру Билибину, который, видимо, в родном городе стал бывать все реже и реже, а потому продал в 1869 г. всю усадьбу потомственной почетной гражданке М.П. Чистоклетовой. Один из Чистоклетовых, Григорий Григорьевич (1857-1909), — известный библиофил, библиограф, нумизмат. Его библиотека включала много ценных и редких изданий, отдельные книги были приобретены при распродаже знаменитой авчуринской библиотеки Полторацкого. Интересна история его нумизматической коллекции, насчитывающей около 3000 серебряных и золотых монет, считавшейся четвертой по значимости в стране. После смерти Чистоклетова его сестры хотели подарить коллекцию в исторический музей, но не могли найти ее. Тайна исчезновения коллекции монет открылась в 1927 г.: во время капитального ремонта дома рабочие обнаружили ее замурованной в дымоходе.
После революции в доме располагались разные организации: в 1918 г. здесь открылась Калужская консерватория, в 1923 г. организован музей сельского хозяйства губзем управления, в 30-е гг. существовал естественный отдел краеведческого музея. В последующие годы дом давал приют и административным учреждениям, и школам, и горисполкому.
В 1969 году были начаты реставрационные работы в интерьерах по воссозданию искусственного мрамора и восстановлению росписей. После реставрации вся усадьба была передана Калужскому областному художественному музею.
Книги, представленные на выставке, из фонда Краеведческо-информационного центра.