1974 год традиционно считается точкой отсчета строительства БАМа (Байкало-Амурская магистраль) — одной из самых крупных железнодорожных магистралей в мире и самого масштабного инфраструктурного проекта СССР. Именно в этом году произошли два исторических события – 23 апреля состоялся XVII-й Съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, 8 июля было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
БАМ стал символом времени, олицетворением трудового подвига советского народа, памятником самоотверженности и чувству долга. На сегодняшний день общая протяженность БАМа составляет 4300 километров, из которых более 1000 проходят в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмической активности. Магистраль пересекает 11 рек и 7 горных хребтов и охватывает шесть регионов РФ: Иркутскую, Читинскую, Амурскую области, а также Бурятию, Якутию и Хабаровский край.
В настоящее время с учетом сложившейся внешнеполитической ситуации и переориентации грузопотоков на восток, развитие БАМа имеет огромное значение для нашей страны. По магистрали осуществляется перевозка десятков миллионов тонн грузов ежегодно, в том числе нефти, газа, угля и леса. В сложных условиях продолжается развитие трассы под новые задачи, включая строительство вторых главных путей и новых пассажирских и грузовых станций на отдельных перегонах.
Дорогие друзья! В Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского открыта книжно-иллюстративная выставка «БАМ: история трудового подвига», подготовленная сотрудниками универсального читального зала к 50-летию объявления БАМа Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В экспозиции представлены издания по истории, значении и знаковых моментах строительства Байкало-Амурской магистрали.