Книжно-иллюстративная выставка «Хранители времени»

Информационно-библиографическим центром подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Хранители времени»: к 250-летию со дня рождения Ф. А. Брокгауза (1772-1823), немецкого издателя, основателя энциклопедического издательства.

Русскоязычному читателю имя Ф. А. Брокгауза известно главным образом по Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, который издавался в России с 1890 года.

В 80-х годах XIX века книготорговец  Илья Абрамович Ефрон (1847 — 1917) купил типографию в Петербурге и в 1889 году вместе со знаменитой немецкой фирмой основал акционерное издательское общество «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон».

По инициативе литературоведа и библиографа С.А. Венгерова предполагалось издать перевод немецкого классического словаря. Однако такой подход не оправдал себя, и первые тома вызвали массу претензий. Нужно было не просто издать энциклопедию, а адаптировать ее для России. Чем и занялось издательство. К работе привлекли отечественных специалистов в различных областях знания. Был отлит специальный красивый шрифт, выбран удачный формат. Тиражи томов колебались: 15, 25 и даже 65 тысяч экземпляров.

Словарь печатался в двух вариантах. Первый, более роскошный, в 41 солидном томе и второй — более скромный — в 82 полутомах.

Среди знаменитых авторов и редакторов словаря — химик Менделеев, философ Соловьев, ботаник Бекетов, юрист Кони, историки Тарле и Милюков, искусствовед Левинсон-Лессинг. Авторский коллектив превысил 600 человек. Особенно большое место в «Словаре» занимают статьи по истории России, её науке, просвещению, промышленности, культуре; например, статья «Россия» занимает два полутома. В последнем томе в «Портретной галерее» напечатаны фотоснимки авторов и сотрудников издания.

Особенность энциклопедии — свободная манера изложения. Во многом раскованность в подаче материала — следствие привлечения к написанию статей различных учёных того времени, ведь наиболее доходчиво что-либо объяснить может только тот, кто сам свободно ориентируется в данной области. К тому же тогда не было принято стилистически нормировать статьи, и авторский стиль оставался нетронутым.