В отделе иностранной литературы открыта книжная выставка «Пленник красоты», посвященная творчеству выдающегося британо-ирландского писателя, поэта, эссеиста Оскара Уайльда, одного из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени.
На выставке представлены материалы, рассказывающие о жизни и творчестве писателя, его сочинения на английском языке.
Книг он написал немного: единственный роман («Портрет Дориана Грея»), одну балладу, одну тюремную исповедь, несколько блистательных пьес, сказок, лирических стихотворений и эстетических исследований. Но этого хватило для того, чтобы приумножить славу английской литературы и в драматургии, и в прозе, и в поэзии.
Как и главный герой знаменитого романа, Оскар Уайльд автор ставил красоту превыше всего, нередко пренебрегая общественным мнением и нормами морали. Герой оставался молодым и прекрасным, в то время как возраст и пороки обезображивали его портрет.
Собственное мнение об искусстве и красоте Оскар Уайльд выразил в предисловии к своей главной книги «Портрет Дориана Грея» (1890): «Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадёжны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту».
Двумя годами ранее романа, вышел сборник «“Счастливый принц” и другие сказки». У этих книг разные жанры, структура, аудитория. А сквозная тема одна – красота.
Оскар Уайльд сочетал в себе эстетство и провокацию. Его отличал безупречный внешний вид. В обществе он козырял остроумием и своими знаменитыми афоризмами, которыми ставил в тупик лучших людей того общества. Более того: люди боялись попасть ему на язык, настолько он был ироничен и язвителен.
Уайльд был приверженцем красоты буквально на физиологическом уровне. Он отказался общаться с поэтом Полем Верленом, узнав, что тот некрасив. Он хотел посетить бедняцкие трущобы, но не выдержал одного их вида и сбежал. А однажды, увидев под своим окном грязного нищего, Уайльд переодел его в дорогое платье и… сам «украсил» его дырами и прорехами. Теперь под его окном стоял тот же нищий, но уже «эстетически приемлемый».
Несмотря на то, что в конце жизни от драматурга отвернулись друзья и общественность, а сам он тяжело болел менингитом, Оскар не потерял себя. Последние часы помешанному на красоте Уайльду пришлось провести в комнатушке с безвкусными обоями. Писатель обреченно взглянул на стены и неожиданно сказал: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек. Один из нас должен уйти». Это были последние слова Уайльда: через несколько часов он скончался.