В Краеведческо-информационном центре библиотеки открылась книжно-иллюстративной выставка «Старинный калужский виадук», посвященная памятнику архитектуры XVIII века!
«Во всей России нет, вероятно, второго такого памятника, как мост через Березуевский овраг… Римский виадук в центре России, фантазии Пиранези – вот что такое калужский мост». Именно так о нашем Каменном мосте высказался искусствовед Е.В. Николаев в книге «По Калужской земле. От Боровска до Козельска». Действительно, это сооружение, соединяющее центральную «градскую» часть города и «Завершье» поражает своей архитектурной задумкой и монументальностью.
Архитектором является Петр Романович Никитин (1727 – 1784 гг.), работавший в Калуге по приглашению Калужского и Тульского наместника Михаила Никитича Кречетникова. Наиболее ранней датой упоминания моста является 1777 год: «В городе малотекущая речка Березуйка через которую строится высокого здания каменный мост и приходит к окончанию».
На строительство ушло около 1,5 миллионов штук кирпича. Одновременное возведение зданий Присутственных мест (более 5 млн. штук кирпича), Гостиного двора (около 4 млн. штук кирпича) привело к решению ввести с 1779 г. единомерный кирпич для всех 19-ти калужских кирпичных заводов.
Длина моста — 112 м, ширина — 14 м и высота — более 25м. Средняя часть моста имеет 9 арок-пролетов и лежит на 20 пилонах. Все пилоны скреплены между собой кирпичными арками и коваными связями. На четырех расширенных береговых устоях изначально располагалось по 7 вышеназванных каменных лавок. Часть лавок сдавалась под торговлю, а другую часть занимал городской цейхгауз — военный вещевой склад. Мост ограждался перилами из металлических цепей и фигурных пирамидок.
В 1848 г. здания лавок разобрали и построили новое чугунное ограждение с перилами и фонарями калужского производства. К 1910 г. совершенно износился деревянный настил моста. В 1912 г, при городском архитекторе В.Д. Виноградове рижская фирма впервые выполнила железобетонное армированное перекрытие Каменного моста. В 1975 г. были проведены ремонтные работы и замена главного бетонного пролетного строения. Также в 1987 г. были осуществлены экстренные ремонтные работы по полной замене северно-западных опор моста. В 2010 году была проведена масштабная реконструкция и реставрация Каменного моста. (Хронология событий, составленная В. Продувновым в статье газеты «Весть» от 18.02.2010)
Краевед и издатель В. Н. Фридгельм написала: «Архитектурный ансамбль, окружающий Каменный мост – Присутственные места и кафедральный Троицкий собор, созданный П.Р. Никитиным, настолько неповторим, что калужане наслаждаются его гармонией уже более двухсот лет».