Книжно-иллюстративная выставка «Великий зодчий»

Андрей Никифорович Воронихин родился (17) 28 октября 1759 года на Урале, в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостных (графа А. С. Строганова).

Первоначальное образование Воронихин получил в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлек внимание А. С. Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Обучался он у крупнейших московских архитекторов В. Баженова и М. Казакова, которым и обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. В семье президента Академии художеств Строганова Воронихин получил домашнее образование. Он совершил несколько длительных поездок по России, делая зарисовки памятников русской архитектуры. В 1786 году, перед отъездом Воронихина в заграничное путешествие, граф Строганов освободил его от крепостной зависимости.

По возвращению из-за границы началась творческая пора жизни Воронихина. Первой большой работой Андрея Воронихина была внутренняя отделка построенного Растрелли дворца Строганова (1791). Из воронихинских интерьеров дворца выделяются картинная галерея, столовая, минеральный кабинет и вестибюль, в которых Воронихин мастерски использовал живопись и скульптуру. Удлиненное пространство картинной галереи зодчий расчленил колоннами, усилив этим глубину перспективы.

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Черной речке в Петербурге. Звание архитектора Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе, в это же время он начал педагогическую деятельность.  В 1802 году стал профессором Академии художеств.

Воронихин прославился проектом и сооружением собора Казанской Божией Матери в Санкт-Петеpбуpге. Закладка собора состоялась в 1801 году, а окончен собор в 1811 году. По случаю освящения этого храма Воронихину были пожалованы орден Св. Анны второй степени, украшенный бриллиантами и пенсия.

Из других творений зодчего известны: дом государственного казначейства, здание горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске…

Дом в Городне – единственное творение великого Воронихина на территории Калужской области по заказу княгини Натальи Петровны Голицыной. Княжеский особняк очень элегантен по пропорциям и рисунку. Молодой архитектор достиг большого зрительного эффекта самыми малыми средствами. Многое сделал Андрей Никифорович и в украшении дома, проявив свой талант и в области прикладного искусства: нарисовал мебель, осветительные приборы, каменные и фарфоровые вазы, применил для освещения интерьера цветные стекла. И все это он сделал в органичном сочетании интерьера с архитектурой. Княгиня пожелала, чтобы Воронихин сделал и чертеж греческой башни, нарисовал въездные ворота, должные соответствовать главному зданию, а также образцы чугунной или кованой решетки. И все это Андрей Воронихин сделал талантливо. В своем дальнейшем архитектурном творчестве Андрей Никифорович продолжит лучшие традиции и достижения русского зодчества.

Воронихин работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812 года:  храма Христа Спасителя в Москве и колонны из пушек, отбитых у французов, работа над которыми была прервана скоропостижной смертью зодчего.

Умер Андрей Никифорович Воронихин (21 февраля5 марта 1814 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

К 265-летию со дня рождения Андрея Никифоровича Воронихина Краеведческо-информационный центр подготовил книжно-иллюстративную выставку «Великий зодчий», на которой представлены книги о жизни и творчестве выдающегося русского архитектора и живописца, представителя классицизма, одного из основоположников русского ампира.