«Зверополис: образы животных в художественной литературе» – книжно-иллюстративная выставка представлена отделом медицины и экологии.
Образы животных встречаются в самых разнообразных текстах культуры. Это своего рода зеркало человеческого самосознания. Принятие позиции животного, попытка говорить от его лица – стратегия весьма распространенная.
Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Также не новый художественный прием, когда наблюдения автора пропущены сквозь призму восприятия животного. В литературе «нового времени» животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования.
Одни из представленных на выставке книг – это книги лондонского писателя и уличного музыканта Джеймса Боуэна. «Уличный кот по имени Боб» и «Мир глазами кота Боба» стали международными бестселлерами. Джеймс погибал от наркотиков и отчаяния, его жизнь не имела смысла, пока в ней не появился котенок, который помог ему справиться с проблемами и принес удачу. Теперь Боба и Джеймсона узнавали не только на улицах, в метро, в кафе, но и сотни тысяч людей во всем мире.
Принятие позиции животного, попытка говорить от его лица – стратегия весьма распространенная в литературе. Такой литературный прием нашел отражение в романе В.Кунина «ИнтерКыся», в котором человеческое сообщество показано глазами героя, Кота Мартына, который и является автором повествования в романе.
Обладание разными способностями помещает животное и человека в различные миры, которые во многом непроницаемы. Барьер преодолевается только при вступлении в контакт, носящий мистический и сверхчувственный характер.
Подобный прием применен и в романе Б.Вербера «Завтрашний день кошки», ставший бестселлером во Франции. Герои – кошка Бастет, от лица которой ведется повествование, и кот Пифагор, который может подключаться к компьютеру и получать знания о мире, пытаются спасти человечество от нарастающей агрессии и жестокости.
Взгляд животного помогает писателю показать всю абсурдность происходящего в мире, привыкшему ко всем темным сторонам цивилизации.
Но животные могут являться не только героями литературных произведений. Очень часто они вдохновляют писателей и выводятся в название художественного произведения, придавая яркость и образность заглавию, ассоциативно раскрывая суть повествования.
Подобных примеров очень много и литература, представленная на выставке, это доказывает: «Черная бабочка» Л. Петрушевской, Иэн Бенкс «Осиная фабрика», «Лягушки» Владимира Орлова, «Рыба и другие люди» Петра Алешковского, «Улыбка черного кота» Олега Ройя, «Леопард» Несбе и др.
Стоит взять эти книги и самому убедиться на сколько многогранны образы животных в художественной литературе.
Множество животных в культурных текстах – вербальных, визуальных, экранных – не только в прошлом, но и в наши дни, говорит о том, что облики животных необходимы для нас, причем не только, чтобы проецировать свои черты в «остраненном» виде, но и для того, чтобы научиться жить в мире, где наш голос и наше знание не являются Абсолютным. Чтобы найти свое место в пространстве планеты Земля, надо научиться слушать голоса всех ее обитателей, которые так долго продолжали оставаться пассивными объектами для всезнающего Человека. То, как предстают животные в культурных текстах, показывает нам поиски пространства, в котором мы могли найти взаимопонимание с животными и более позитивно строили свою собственную жизнь.