«Краеведческий уголок в сельской библиотеке»

На одном из стендов краеведческого уголка Кузьмищевской сельской библиотеки можно познакомиться с предметами убранства русской избы. Здесь представлены старинные рушники, подзоры, наволочки, салфетки. Все это — предметы ручной работы. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу). Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.

Большая часть из представленной в краеведческом уголке экспозиции просвещена сельскому быту. Здесь можно увидеть, как старинную кухонную утварь, так и посуду советской эпохи. В селах еду готовили не только в русской печи, но и на керосинках. Один из таких приборов сохранился в первозданном виде.

Также на стеллаже можно увидеть и керосиновые осветительные приборы – керосиновые лампы. Одна из них подвесная, а вторая настольная. После появления в домах электричества керосиновые приборы заменили электрическими. Тут же можно увидеть одну из первых электрических плиток с пружинной спиралью накаливания.

На соседнем стеллаже представлены три поколения утюгов, самый старший деревянный, затем идет угольный и утюг, который нагревали на плите. Первые ножницы использовались не для создания прически человека, а для стрижки овец. Одни из таких ножниц можно увидеть в нашем краеведческом уголке. Здесь можно познакомиться со столярным инструментом. При помощи такого нехитрого инструмента строили дома, изготавливали предметы мебели. А при помощи двуручной пилы шла заготовка дров.

Коромысло (или, как говорили в старину, коро-мысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Коромысло» – это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вѐдер на плечах. На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Самый распространѐнный вид коромысла – дугообразный. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. В качестве материала для изготовления чаще всего брали березу, реже — сосну и ель. Дерево подбирали толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Заготовкой древесины мастер занимался поздней осенью или ранней весной. Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Чтобы оно не треснуло, поверх пускали металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Такое изделие могло прослужить 50 и более лет. Готовое коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид. Ведра, надетые на концы коромысла, почти не качались при ходьбе. Коромысло ставили в коридоре в углу или вешали на стену. Не всякая современная женщина может воспользоваться этим не хитрым предметом и донести воду в ведрах, не расплескав.

Прялки пришли к нам из далѐкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Велико- го Поста в «низеньких светѐлках» при лучине с тихой пес- ней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далѐкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клѐна, осины, берѐзы и липы. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Лапти носили и в будни, и в праздники, носили и зимой, и летом, в них венчали, в них и хоронили. Лапти были не долговечными:

«В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал в четыре дня. Широкое распространение плетёной обуви породило невероятное множество её сортов и фасонов зависящих, прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, берёзы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от мате- риала и обувка называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники, мочалыжники – которые плели из мочала. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые коверзни, даже плести их считалось зазорным. Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, назывались плетешками. Лапти плетёные из пеньковой верёвки – курпы, или крутицы. С лаптями в деревне было связано много различных поверий. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах.

Материал подготовлен библиотекарем Кузьмищевской сельской библиотеки Трофимовой Ларисой Викторовной.