Наш сегодняшний разговор посвящен королю, родившемуся 25 октября 1825 года в Вене. Королю, благодаря которому венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни. Иоганн Штраус-сын.

Он родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе. Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. И хотя все его друзья твердили, что мальчик просто рожден для того, чтобы стать музыкантом, отец в ответ восклицал: «Я хочу, чтобы у Иоганна была спокойная профессия. Оглянитесь вокруг! Разве музыканты бывают счастливы? Шуберт умер в 31 год, Моцарт – в 35 лет, Вебер – в 40». И, в связи с этим, еще более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке и в 6 лет пишет свой первый вальс, который позже назовет «Первая мысль».
Этот вальс, как и другие произведения композитора, вы можете услышать воспользовавшись ссылками, которые мы приводим в данной статье.
В 1844 году девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.
В 1854 году к Штраусу обращается российская железнодорожная компания. Желая повысить спрос на билеты, чиновники приглашают композитора в город Павловск, расположенный под Петербургом, и просят его выступать со своим оркестром шесть раз в неделю в роскошном здании Павловского вокзала. В мае 1856 года Иоганн Штраус открыл первый из своих одиннадцати сезонов под русским небом. Публику сразу покорили его вальсы и польки, и у Штрауса появилось новое имя, на русский манер – Иван Иванович Страус. В 1856 — 1865 годах Штраус дает концерты и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова.
Вскоре в жизни Иоганна появляется очаровательная Ольга Смирнитская. Были и тайные свидания, и нежные записки, и официальная просьба руки и сердца. Но родители Ольги не пожелали выдавать дочь за музыканта.
С впечатлениями от России связаны вальс «Прощание с Петербургом», польки «В Павловском лесу» и «Ольга», посвященная великой княгине Ольге, фантазия «В русской деревне» и др.
В 1863-70 годах Штраус — дирижер придворных балов в Вене. Именно тогда были созданы лучшие его вальсы: «На прекрасном голубом Дунае», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни» и др.
Иоганн Штраус — автор 16 оперетт. Он начал писать их с 1870-х годов, находясь под влиянием Ж. Оффенбаха. По содержанию они менее злободневны, в них отсутствует сатирический элемент, на первый план выступают лирические мотивы. В опереттах Штрауса господствует стихия танца — польки, мазурки, галопы, чардаши и особенно вальсы, что насыщает действие стремительным движением, создаёт ощущение праздничности.
Сочинял музыку Штраус с удивительной легкостью. Он создавал вальс за 1-2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги, Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках и простынях. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил: «Мелодии из меня текут, как вода из крана»), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 16 оперетт.
Так вернемся к вопросу, который вынесен в заголовок статьи: «Легко ли быть королем?» Музыкальным королем. Конечно, легко. Если у вас есть огромный талант и вы можете работать, не щадя себя, как это делал Иоганн Штраус.
А напоследок – еще одна полька.
