Обозревая великие свершения XX века, мы с особой гордостью называем тот день, когда Землянин впервые стал гражданином Вселенной. На протяжении тысячелетий силой фантазии люди создавали самые увлекательные проекты полетов на Луну, к звездам.
Творчество многих писателей и ученых возбуждало фантазию и укрепляло мечту человечества о покорении звездных миров. И здесь по праву ведущая роль принадлежит К.Э. Циолковскому, который любыми средствами стремился пропагандировать в массах идеи космонавтики, писал статьи, выступал с лекциями.
Научно-фантастические произведения Циолковского тесно связаны с его научными трудами, посвященными теме освоения человечеством космического пространства. Очень близка к фантастике его ранняя работа «Свободное пространство», написанная в 1883 году и опубликованная в 1954 г. Ученым написаны и не раз публиковались как при его при его жизни, так и после смерти научно-фантастические произведения «На Луне», «Грезы о Земле и Небе», «Вне Земли».
Мы предлагаем вам совершить небольшой экскурс в историю создания фильма «Космический рейс» по произведениям Константина Эдуардовича, при создании которого Циолковский выступил в роли главного научного консультанта. Центр книги и чтения благодарит за оказанную помощь Зимнухову Ольгу Николаевну.
«Космический рейс» Константина Циолковского
(художественный фильм 1935 г.)
В январе 1936 года на экраны СССР вышел фильм «Космический рейс» — фантастическая новелла с посвящением «знаменитому деятелю науки» К.Э. Циолковскому. Благодаря участию учёного в качестве консультанта, научная сторона фильма — почти безупреч на и производит неизгладимое впечатление даже на современного зрителя.
Режиссёр Василий Журавлёв вспоминал: «Идея создания фильма, посвящённого межпланетным сообщениям, возникла у меня много лет назад. Ещё в 1924 году я написал «космический» сценарий, очень наивный и технически невыполнимый. Фильм снят не был, но мысль о создании фильма на эту тему не оставляла меня долгие годы». И добавлял: «В 1933 году в ответ на призыв ЦК ВЛКСМ о жанровом разнообразии кинофильмов для детей и юношества я решил осуществить свою давнюю мечту – поставить кинофильм о полёте космонавтов на Луну. Причем создать фильм не только фантастический, но и научно обоснованный…».
Вместе со сценаристом Александром Филимоновымони придумали сюжет фильма.
«Это случилось в Москве, летом 1946 года, когда знаменитый астрофизик академик Седых решил лететь на Луну» — такими титрами начинается рассказ. Несмотря на первые, не совсем удачные полёты животных, академик решительно отправляется в космос. Вместе с ним ассистентка профессора Карина и юный изобретатель Андрюша. Путешественники прилуняются на обратной стороне спутника и, побродив по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Всенародное ликование, всеобщее счастье. Демонстрация выдающихся научных достижений — на тот момент ещё теоретических. Идея получила одобрение наверху, но было предложено усилить научно-познавательную сторону и «привлечь видных деятелей космонавтики».
В мае 1934 года режиссёр пишет письмо Константину Циолковскому (не зная точного адреса, написав на конверте: «Калуга, Циолковскому»), где просит принять на себя обязанности научного консультанта будущего фильма. Через неделю пришла бандероль, книга «Вне Земли», а ещё через сутки — письмо с приглашением в Калугу: через 10 дней, приходить не раньше 11 часов. Когда режиссёр со своей командой прибыл в тихий провинциальный городок Калугу, Циолковский их встретил словами: «Это вы на Луну собрались?». У Журавлева были опасения, что ученый может потребовать создания чисто научного фильма, а ведь фильм задумывался как художественный.
Но Циолковский оказался увлекающимся человеком, любителем помечтать и пофантазировать. Идея фильма для детей понравилась Константину Эдуардовичу — он был педагогом и отлично знал запросы подрастающего поколения. Задаче просвещения он посвятил всю свою жизнь, выделяя из скромного жалованья средства для издания книг, проведения опытов, создания моделей.
Циолковский был удивительным собеседником. Несмотря на огромное количество вопросов, он терпеливо выслушивал говорившего и затем очень спокойно и обстоятельно отвечал на вопрос, при этом внимательно всматривался в собеседника, как бы проверяя, понятен ли его ответ.
«Когда я впервые вышел из ракетоплана на Луну, на мне был скафандр», — так начал свой рассказ о Луне Константин Эдуардович. До сих пор помню, как я поверил, что этот земной человек действительно был на Луне и сам всё пережил.» — вспоминал В. Журавлёв. А затем Циолковский рассказывал, как он, сделав прыжок по лунной поверхности, улетал на несколько метров, поскольку притяжение на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле. «Вот скачками и можете передвигаться вперёд, а лучше по-воробьиному. И затем последовала наглядная демонстрация прыжков «по-воробьиному» с помощью привезённой. по его просьбе, матерчатой куклы на шарнирах Также наглядно Константин Эдуардович показывал положение и движение тела человека в невесомости.
Через некоторое время, когда были готовы эскизы скафандров, ангара, ракетоплана, здания Института межпланетных сообщений и самое главное – эскизы лунного ландшафта, они были представлены Константину Эдуардовичу. Циолковский сказал, что все рисунки находятся в полном соответствии с его теоретическими выводами и расчётами.
«Осмотрев эскизы, Константин Эдуардович заинтересовался: как же мы собираемся всё это осуществить? И тут мы блеснули достижениями кинотехники тех лет. Гальперин, швец и я продемонстрировали Константину Эдуардовичу и технику съёмки и макетные возможности. С поразительной лёгкостью он постиг все тайны кинематографа и даже дал ряд полезных советов…» — рассказывал В.Журавлёв.
Циолковский исключительно внимательно и ответственно выполнял обязанности научного консультанта. Специально для съёмок он сделал 30 чертежей ракетоплана, рисунки для режиссёра и актёров. В тексте сценария сохранились многочисленные пометки и уточнения. Например: «Кадр 253 — Ремни не нужно… Держаться за ручки кресла», «Стр. 12 — Миллиардов звёзд невооруженным глазом не видно, а только тысячи», «Кадр 334 — Прыжок с 6–10-метровой высоты безопасен»… Декорации в павильонах киностудии «Мосфильм» проверил лично, всё подписал — «Вот теперь можете отправляться на Луну!» Задача стояла технически архисложная. Только представьте (и не забудьте, что компьютеров тогда не было): «Кадр № 152. Многочисленные прожекторы бороздили бездонные глубины звёздного неба, освещали ажурную эстакаду ракетопланов, гигантское здание института межпланетных сообщений… Кадр № 221. Снопами искр обдавая ангар, на фоне сияющей огнями Москвы ракетоплан срывается с эстакады и уходит в свободный полёт… Кадр № 252. В кабине академик Седых, взмахнув руками, срывается с места и плавно, без всяких аварий, отлетает от ванны к пульту управления ракетоплана. За ним плавно летят Андрюша и Марина…».
Главную роль — академика Павла Ивановича Седых, конструктора первого ракетоплана, — играет Сергей Петрович Комаров. Он внешне похож на самого Циолковского — высокий, седовласый, с бородкой, улыбающийся, такой же целеустремлённый и чудаковатый, немного смешной… даже брюки у него коротенькие.
Примечателен один «пророческий» факт. Действие фильма разворачивается во Всесоюзном институте межпланетных сообщений имени К.Э. Циолковского — камера оператора задерживается на табличке учреждения. Никакой ложной скромности. В 1991 году учредили Академию космонавтики имени К.Э. Циолковского — и вряд ли в момент присвоения имени вспоминали о фильме, однако попали в точку.
По словам Журавлёва: учёный поставил шесть обязательных условий съёмки: показать эстакаду, масляные ванны, невесомость и воробьиные прыжки, чёрное небо и немигающие звёзды — он считал эти «атрибуты» обязательными для будущего космического полёта.
Вскоре в Калугу отправили телеграмму: «Мир без тяжести освоен тчк Академик Седых зпт Марина зпт Андрюша зпт другие члены коллектива зпт шлют вам дорогой Константин Эдуардович сердечный привет из кино-космоса находясь в полете Москва тире Луна восклицательный знак».
В «Комсомольской правде», 23 июля 1935 года в статье «Только ли фантазия?» приведены слова Константина Циолковского:
«Мне вот уже 78 лет, а я всё продолжаю вычислять и изобретать касающееся реактивной машины. Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг! Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения. Но фантазия также меня привлекала. Много раз я брался за сочинения на тему «Космические путешествия», но кончал тем, что увлекался точными соображениями и переходил на серьёзную работу.
Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений.
Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая ступень художественности, в особенности, когда кино овладело звуком. Мне кажется со стороны Мосфильма и тов. Журавлёва большим геройством то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс». И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой».
«Космический рейс» считается первым советским научно-фантастическим фильмом. Благодаря участию Циолковского научная сторона фильма расценивается как почти безупречная. Создателям удалось настолько достоверно воспроизвести научно-технические аспекты полёта на Луну, что спустя десятилетия космонавты, совершившие полеты в космос и находившиеся в состоянии невесомости, выходившие из космических кораблей и станций в открытый космос, производившие стыковки и наблюдавшие за Землей и Вселенной, после просмотра фильма не раз отмечали гениальную прозорливость Циолковского и были восхищены изображением свободного полёта. Космонавт Георгий Береговой сказал после просмотра фильма: «На нас потрясающее впечатление произвело «плавание « экипажа в состоянии невесомости: всё было снято настолько точно, что можно было принять кадры… за документальные, снятые внутри «Салюта». А космонавт Алексей Леонов сказал: «Этот фильм зовёт в космос!».
1. Циолковский, К. Э. Девять писем К. Э. Циолковского : [публикация писем, относящихся к периоду работы над кинофильмом «Космический рейс» (1933‒1935)] // Искусство кино. ‒ 1957. ‒ № 11. ‒ С. 98‒104.
2. Журавлев, В. Как создавался (научно-фантастический) фильм «Космический рейс» / В. Журавлев // Знание ‒ сила. ‒ 1954. ‒ № 10. ‒ С. 33‒36.
3. Журавлев, В. Фильм, консультантом которого был К. Э. Циолковский / В. Журавлев // Земля и Вселенная. – 1978. ‒ № 4. ‒ С. 69‒73 : ил.
4. Журавлев, В. Штурм космоса : [воспоминания режиссера науч.-фантаст. фильма «Космический рейс» (1936 г.) о совместной работе с К. Э. Циолковским] / В. Журавлев // Искусство кино. – 1957. ‒ № 11. ‒ С. 91‒96.
5. Костин, А. Сорок лет спустя. [К. Э. Циолковский ‒ консультант фильма «Космический рейс»] / А. Костин //Знамя. – 1975. ‒ 21 февр. : фото.
6. Рябчиков, Е. Без пушки на Луну : [участие К. Э. Циолковского в создании фильма «Космический рейс»] / Е. Рябчиков // Сов. культура. ‒ 1982. ‒ 3 сент. ‒ С. 6.