Международный день школьных библиотек

28 октября 2024 года – Международный день школьных библиотек

«Лучшее место для школьных встреч!»

ссылка на источник: https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/03/d120365495e14f0aaa012ef7e6c36fd1.jpeg

Международный день школьных библиотек отмечается в этом году 28 октября.

Цель проекта – привлечение общественности к сохранению и формированию литературных запасов библиотечных фондов школ. Ведь библиотеки в школах испытывают недостаток современной художественной литературы, требуют замены шедевров мировой классики и технического оснащения.

Школьная библиотека играет важную роль: перед началом учебного года ученики получают здесь учебники, старшеклассники работают над проектами и рефератами в тишине читального зала. Библиотека по-прежнему пользуется популярностью, несмотря на обилие электронных носителей.

Во время учебы при выполнении домашних заданий бывает недостаточно учебника, и тогда школьники черпают мысли в библиотеках. Данным учреждениям посвящен всемирный праздник.

Историческая страничка

Археологи считают, что первые «книги» в виде глиняных табличек появились еще около 3000 лет назад в Древней Месопотамии, примерно тогда же в Древнем Египте начала развиваться письменность. До изобретения бумаги люди писали на шкурах и костях животных, моржовых клыках, восковых табличках, деревянных и глиняных дощечках, бересте, папирусе и пергаменте. В современном же виде первые книги появились в средневековой Европе.

В Русском государстве первые печатные книги появились лишь в середине XVI в., и по указу Ивана Грозного был построен специальный печатный двор — аналог современной типографии.

К XVII в. на Руси начала активно развиваться грамотность населения, так как ремесленникам и торговцам нужно было уметь читать, писать и считать, чтобы успешно заниматься своей деятельностью.

Первые библиотеки появились почти одновременно с появлением письменности, но они сильно отличались от современных.

ссылка на источник: https://poltbibl.krd.muzkult.ru/media/2022/02/17/1293609645/Yaroslav.jpg

В Древней Руси слово «библиотека» практически не употреблялось, а впервые оно появляется только в «Геннадиевской библии», переведенной и переписанной в конце XV в. Для русских людей это был непривычный термин, поэтому на полях переводчик делал пояснение — «книжный дом».

При этом первой фактической библиотекой на Руси можно назвать Софийский собор в Киеве, в котором, согласно летописям, Ярослав Мудрый приказал хранить переводы греческих книг и переписки славянских.

История учебных библиотек при этом насчитывает несколько веков. Они появились при духовных школах, а впоследствии имелись при каждом учебном заведении. Так, созданная в 1630-е гг. при Киево-Могилянской академии учебная библиотека официально считается первой.

К середине прошлого века в России насчитывалось более 44 тыс. школьных библиотек, а в наше время их уже свыше 62 тыс. Они являются важным звеном учебно-воспитательного процесса и подчеркивают влияние библиотечных ресурсов на качество обучения.

Таким образом,  произошло дальнейшее развитие библиотечной системы, которая в конечном итоге, нашла свое продолжение и в школьных библиотеках.

Раньше школьные библиотеки представляли собой структурные подразделения школы по хранению и выдаче образовательных и детских книг. Но сегодня они превратились в современные информационные пространства, где можно получить доступ не только к книгам, но и к специализированным источникам информации.

ссылка на источник: https://evolytics.com/wp-content/uploads/2018/05/children-international-cc-library-philippines-high.jpg

Сегодня цель каждой школьной библиотеки — обеспечить всем членам школьного сообщества равный доступ к информации, а главное отличие школьных библиотек от публичных заключается в том, что они ориентированы главным образом на учеников и координируют все информационные материалы, используемые в школах.

Доступ ко всем материалам школьных библиотек, как правило, бесплатный, что позволяет ученикам вне зависимости от их социально-экономического статуса получать необходимые для обучения знания.

И сегодня учащиеся обращаются в школьные библиотеки в самых разных целей, например, для выполнения домашних заданий, работы над школьными проектами, поиска необходимой для учебы информации и т. д.

Актуальная проблема современных школьных библиотек в самых разных странах мира — это развитие информационной грамотности у школьников, ведь сегодня каждый из них сталкивается с мощным информационным потоком и должен научиться правильно искать информацию, проверять ее актуальность, анализировать ее, структурировать, синтезировать и непосредственно применять на практике.

В результате, развитие системы школьных библиотек имеет огромное значение для развития информационной культуры школьников и развития образования в целом. Поэтому, работники школьных библиотек просто обязаны быть в курсе всех современных тенденций, должны сами уметь правильно обращаться с информацией и помогать детям научиться этому. Так что, учреждение Международного дня школьных библиотек призвано способствовать популяризации профессии школьных библиотекарей и ее развитию.

В современной истории ежегодно в четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник был впервые отмечен в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. В 2005г. официальный статус этого дня был закреплен главой Международной ассоциации школьных библиотек.

ссылка на источник: https://lalskskola-43.gosuslugi.ru/netcat_files/45/255/sK1HSsOKEE0.jpg

Традиция отмечать Международный день школьных библиотек закрепилась и распространилась во многих странах. Появился такой праздник как Международный день школьных библиотек в календаре множества стран не случайно. Он призван привлечь внимание общественности к школьным библиотекам: их оснащению, обеспечению современной литературой в достаточном количестве.

В связи с этим, нередко одним из главных событий празднования Международного дня школьных библиотек становится добровольный сбор книг для библиотек, а также проведение презентаций, встреч, конференций и других мероприятий с участием школьных библиотекарей.

ссылка на источник: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=59d98729c2e2b18f07e0daaef22ebe60_l-5235301-images-thumbs&n=13

В удаленных районах были организованы мобильные библиотечные пункты с целью обеспечить доступ местного населения к печатным изданиям и Интернету. Для доставки необходимых ресурсов используются различные транспортные средства, это может быть автобус, или автомобиль, или даже ишак, как, например, в Зимбабве. Такая мобильная библиотека значительно облегчает жизнь местного населения. В библиотеках разных стран применяются различные системы рубрикации, которые помогают расставлять книги по тематике.

Эти классификаторы основаны на стандартах, принятых в каждой стране. Индексирование отмечается в начале каждой книги. Примеры таких систем – Библиотечно-библиографическая классификация в России, китайская библиотечная классификация в Поднебесной, а также классификация Библиотеки Конгресса в США.

Развитие традиции в России

Рис. 6

ссылка на источник: https://i.pinimg.com/736x/44/68/e3/4468e318940cdc5f83e1dd69c19440ea.jpg

В 2008 году это событие вышло на новый уровень. В январе координатор проекта Рик Малхолланд объявил, что Международный день школьных библиотек преобразуется в месячник – тоже международный. В октябре 2008 года прошёл первый месячник школьных библиотек под девизом «Грамотность и обучение – в вашей школьной библиотеке».

Россия присоединилась к этому движению в 2008 году. Тогда его девизом стали слова «Школьная библиотека — на повестке дня». В тот год была заложена основа традиционной программы месячника. В нее вошли съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела, обучающие семинары, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, конференции, выставки, сборы книг), их родителей и учителей. Участники данной акции могли самостоятельно выбрать день или неделю для проведения своих праздничных мероприятий, посвященных этим учреждениям – хранилищам книг.

Традиционно в этот праздник проходят сборы книг для нужд библиотек, организуются встречи с авторами произведений, презентации, конференции, конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки

И у нас сейчас продолжает укореняться традиция проведения Месячников школьных библиотек.

Важно помнить!!!

Школа играет не последнюю роль в приобщении детей к книге. Но здесь нужны усилия не только учителей, но и библиотекарей. Причем школьная библиотека — это не только хранилище учебников, сегодня она становится центром внеурочной и проектной деятельности, реализуя потенциал образовательного пространства, где есть удобный и современный доступ к знаниям — к традиционным печатным книгам, электронному фонду художественной и научной литературы.

Это полноценное культурное учреждение и важнейшее звено образовательного процесса, обеспечивающее учителям, учащимся и их родителям доступ к различным библиотечно-информационным ресурсам. Именно она становится первой библиотекой в жизни ребенка, с которой он знакомится как с социальным институтом.

Наверняка, у каждого из вас дома есть книги. Книги окружают нас с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с литературными героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночества, помогают найти выход из сложившейся ситуации.               

ссылка на источник: https://myslide.ru/documents_7/b380661e571f609ad6cb90527be975a3/img6.jpg

Главная цель праздника заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к важности и значимости литературных запасов, которые в наше время формируют школьные библиотеки.

Чаще всего в школьных библиотеках в честь праздника организуются квизы с творческими заданиями, конкурсы чтецов, беседы о писателях, обсуждение прочитанных книг, а также различные выставки.

Слова гуманиста Дмитрия Лихачева лучше всего подойдут для открытия такого мероприятия в школьной библиотеке:

«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек, — у мира и человечества будет возможность возродиться».

.